Конспект ООД по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Занятие направлено на развитие финансовой грамотности у детей, формирование навыков ответственного обращения с деньгами и понимания основ экономических отношений.
На данном занятии дети вместе с Буратино отправляются в увлекательное путешествие в страну Экономика, где они сталкиваются с важными понятиями финансовой грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованно-образовательная деятельность «Математические представления»
для детей подготовительной к школе группы на тему:
«Путешествие в страну «Экономика»
Пояснительная записка
Занятие направлено на развитие финансовой грамотности у детей, формирование навыков ответственного обращения с деньгами и понимания основ экономических отношений.
На данном занятии дети вместе с Буратино отправляются в увлекательное путешествие в страну Экономика, где они сталкиваются с важными понятиями финансовой грамотности. Сюрпризный момент – появление Буратино, который нуждается в помощи ребят для подготовки к школе. Педагог создает интерактивную атмосферу, где дети знакомятся с деньгами — купюрами и монетами, их основными характеристиками, а также такими понятиями, как доход, расход и семейный бюджет.
В ходе занятия ребята участвуют в игре "Магазин", где они могут применить свои знания на практике, покупая школьные принадлежности по предложенным ценникам. Это не только развивает их навыки обращения с деньгами, но и формирует понимание важности планирования бюджета. Педагог проводит занятие фронтально, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку, что способствует более глубокому усвоению материала и активному участию всех воспитанников.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Карточки с цифрами (от 1 до 9) и буквами (Э, К, О, Н, О, М, И, К, А), магнитная доска, игрушка Буратино, купюры и монеты разного достоинства из бумаги и картона, картинки – доход и расход, карандаш, тетрадь, краски, альбом, ценники (по количеству товаров),
Раздаточный материал. Целлофановые мешочки с монетами-копейками (1, 5, 10 копеек), целлофановые мешочки с монетами-рублями (1, 2, 5, 10 рублей).
Способы: сюрпризный момент – появление Буратино, рассказ педагога, вопросы, индивидуальный подход, исследовательская деятельность (обследование монет), игра «Магазин», физкультминутка, рефлексия.
Планируемый результат:
• применение усвоенных знаний в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни.
Цель занятия: формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность. знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек; их набором.
Задачи:
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
- формировать представления детей об экономических понятиях: экономика, наличные и безналичные деньги, товар, деньги, семейный бюджет - доход и расход;
- формирование понимания важности планирования бюджета.
Ход ООД.
Стук в дверь. Появляется Буратино, грустит.
Буратино: Здравствуйте, ребята, мне скоро идти в школу, но я продал свою Азбуку, потратил деньги, и мне теперь не с чем идти в школу. Чтобы купить новую Азбуку, нужны деньги, но я совсем не знаю, какие бывают деньги и как ими пользоваться. Вы не могли бы мне помочь?
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы, предположения детей). Конечно, мы готовы помочь тебе, Буратино. И для этого мы приглашаем тебя отправиться вместе с нами в увлекательное путешествие.
Буратино: С удовольствием! Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: Тогда предлагаю нам всем вместе отправиться в путешествие в интересную страну, в которой нас ждут новые знания, задания. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Название страны мы узнаем, если выполним правильно первое задание.
Готовы? Итак, задание. Перед вами карточки: на одной стороне буквы, на другой – цифры. Все карточки перепутались. Если вы правильно расставите карточки с цифрами по порядку от 1 до 9, то буквы встанут тоже по порядку, и мы с вами сможем прочесть название той волшебной страны.
(Дети расставляют на магнитной доске карточки с цифрами, получая в итоге слово «ЭКОНОМИКА»).
Воспитатель: Страна называется ЭКОНОМИКА.
А как вы думаете, ребята, что такое экономика? (ответы, предположения детей)
Воспитатель: Экономика – это наука о том, как правильно вести хозяйство и тратить деньги. Экономика учит разумно тратить деньги, экономить их, покупать то, что необходимо для жизни. Ну что, отправимся в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте закроем глаза и дружно скажем: «1, 2, 3 – в страну Экономику попади!» (Звучит сказочная музыка, дети и Буратино открывают глаза. Перед ними стол, на котором лежит мешочек).
I часть. Игровое упражнение «Познакомим Буратино с монетами».
Воспитатель:
- Ребята, чтобы узнать, что в мешочке, вы должны отгадать загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» (Ответы детей).
-Совершенно верно - деньги.
Воспитатель открывает мешочек, достает деньги (купюры и монеты разного достоинства. Рассматривают).
Воспитатель уточняет ответы детей: «Деньги бывают бумажные – они называются «купюры» и металлические – «монеты».
Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (Круглые, металлические, звенят. Можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Давайте рассмотрим бумажные деньги – купюры, или банкноты. Какие они? (Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание купюрой).
Ребята, в нашей стране, России, купюры называются рублями, а монеты – копейками (показывает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек) и рублями (показывает монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей)».
Воспитатель обращает внимание на сходства и различия монет - сходства (на всех монетах изображен герб России) и различия (на монетах разные цифры, надписи, они разной величины).
Воспитатель поясняет: «Цифра показывает достоинство монеты. Рассмотрим монеты – копейки. 1 копейка - это монета самого наименьшего достоинства. И т.д. Далее рассмотрим монеты – рубли. (Рассматривают)
- Где мы носим деньги: монеты и купюры? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы, наверное, видели такие карточки у родителей. Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат, и необходимо знать пароль.
II часть. Игровое упражнение «Доход и расход».
Воспитатель: - А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
- Верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Взрослые получает зарплату - деньги. Это называется - доход. (На доске картинка «Доход»)
- Доход – это денежные средства, полученные человеком в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
- Как вы думаете, что еще, кроме зарплаты, может быть доходом семьи? (Ответы, предположения детей: пенсия бабушки и дедушки, стипендия)
- Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Когда мы приобретаем что - то на свои деньги, мы их тратим. Наши траты – это расход. (На доске картинка «Расход»)
- А на что люди тратят деньги? (Ответы детей)
- ДОХОД и РАСХОД вместе составляют СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
- Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Что это: доход или расход?» Я каждому из вас буду задавать вопрос, а вы будете передавать монетку и отвечать на вопрос: доход это или расход?
- бабушка заболела, что это?...расход
- мама получила зарплату…доход
- выиграли в лотерею…доход
- потеряли кошелек….расход
- заплатили за квартиру…расход
- купили одежду….расход
- папа получил зарплату…доход
- Молодцы! Все справились с заданием.
- Скажите, а можно ли увеличить семейный бюджет? (ответы, предположения детей: экономить, больше зарабатывать, копить…)
- Ребята, а как вы думаете, семейный бюджет надо экономить? (ответы детей), и почему вы так думаете?
А если мы будем покупать все подряд, семейный бюджет мы таким образом сэкономим или наоборот растратим? (ответы детей: растратим). Что же надо сделать, чтобы не тратить понапрасну деньги и не покупать ненужные товары? (ответы, предположения детей). Правильно! - написать список нужных товаров и покупать все строго по списку.
Воспитатель: А теперь я предлагаю сделать небольшую разминку вместе с Буратино.
[Физкультминутка «Покупки» (дети и Буратино выполняют соответствующие движения)
Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два – оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный палец)
Дом, в котором мы живем!
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку купим и есть, и пить. (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)]3.
III часть. [Игровое упражнение «Делаем покупки».
Воспитатель произносит вместе с детьми скороговорку:
- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои!
Воспитатель: Ребята, какие покупки вы делаете вместе с родителями в магазинах? Чем рассчитываются за покупки? (Деньгами)
Какие виды денег взрослые берут с собой в магазин? (Монеты и купюры)
Какие монеты вы знаете? На что указывает герб на монете? (Герб страны, из которой эта монета)
Как называются монеты в нашей стране? (Копейки, рубли)
На что указывает цифра на монете? (На достоинство монеты)
Воспитатель обращает внимание детей на товары, разложенные на столе, и спрашивает: «В каком магазине мы можем купить эти предметы? (Магазин школьных принадлежностей). Как вы думаете, для чего нужны эти предметы? (Для учебы в школе) ]2
Я предлагаю вам отправиться в магазин вместе с Буратино, и купить ему новую Азбуку и другие школьные принадлежности. Согласны? (Да!)
Проводится игра «Магазин». У детей в мешочках наборы монет-копеек (1, 5, 10 копеек) и монет-рублей (1, 2, 5, 10 рублей). На столе Азбука, карандаш, тетрадь, краски, альбом – с ценниками соответственно 10 рублей, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 8 рублей. Воспитатель поясняет, что цена на ценнике указывает на стоимость предмета. Дети смотрят на ценник для определения стоимости предмета и подбирают соответствующие монеты, покупают товары, и объясняют свой выбор. Приглашаю по одному ребенку. Дети используют разные варианты набора монет, объясняют свой выбор. Детям, которые легко справляются с заданием, предлагаю купить дополнительные товары с ценниками 3 рубля, 4 рубля, 6 рублей, 7 рублей, 9 рублей.
Воспитатель: Отлично! Справились с заданием! Молодцы! Ребята, предлагаю Азбуку и школьные принадлежности подарить Буратино, они пригодятся ему в школе. Как вы думаете, ребята, помогли мы Буратино? (ответы – да!)
Воспитатель: - Ребята, путешествие наше по стране «Экономика» заканчивается. Закройте глаза, и дружно скажем: «Раз, два, три –в детский сад попади!» (Звучит волшебная музыка, дети и Буратино открывают глаза).
Воспитатель: Ребята, Буратино, вам понравилось в стране «Экономика»? С чем вы познакомились? Какие задания выполняли? Что было самым сложным? А что вы уже знали? (педагог заслушивает индивидуальные ответы детей)
- Ребята, а что нельзя купить за деньги? (ответы, предположения детей - солнце, ветер, любовь, улыбку и т. д.)
- Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно просто уметь беречь и ценить. Молодцы!
Буратино: Спасибо вам, ребята! Теперь я обязательно пойду в школу, ведь у меня есть Азбука и школьные принадлежности. И еще я понял, какие бывают деньги, и как правильно их тратить. До свидания, ребята!
Буратино уходит.
Список литературы
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с.: табл. (Правовая библиотека образования)
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.
- Интернет - источник: nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"
Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет
Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников
Формированте основ финансовой грамотности у старших дошкольников....

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет»
Данный материал представляет собой консультацию для родителей по развитию финансовой грамотности у старших дошкольников. Рассматриваются базовые инструменты и методики, позволяющие детям освоить начал...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Поиграйте с детьми в финансовые игры
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности...
