Выступление на педагогическом совете на тему: "Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете на тему: "Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня мы живём на высоких скоростях…
Процессы, происходящие в современном и противоречивом мире, все чаще заставляют нас задумываться о том, в каком будущем окажется страна и ее подрастающее поколение.
Мы видим, что уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ.
Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее всего «ДА».
Очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость.
Поэтому в последние годы возникла необходимость знакомства детей с основами экономики и финансовой грамотности в возрасте дошкольников.
Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста.
Но у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка.
К сожалению, многие родители не осознают важность формирования финансовой грамотности у своих детей.
Опросы показывают, что 89% россиян хотят передать свои знания о финансах своим детям. Однако, не каждый взрослый обладает необходимыми знаниями, чтобы обучить ребенка. Многие из них стесняются говорить о деньгах, считая это табу, или просто не понимают, как правильно это делать.
Поэтому дошкольная организация может помочь детям и их родителям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным? (это вы можете увидеть на слайде)
Финансовая грамотность — это умение управлять доходами и расходами, поддерживать и увеличивать благосостояние.
Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.
Освоение основ финансовой грамотности в детстве повышает шансы ребенка на успешную жизнь.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:
- рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
- разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
- учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;
- учить экономить деньги;
- принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;
- распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
- учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т.п.
Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо преподать детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем финансовом состоянии.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
На это есть несколько причин:
- чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
- чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;
- и просто был финансово благополучным.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека.
Образовательная деятельность по обучению дошкольников основам финансовой грамотности может разворачиваться в форме регламентированной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольников в специально- организованной развивающей среде.
При обучении дошкольников основам финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса.
В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков, знакомство с ценами некоторых вещей; сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.
В дошкольном возрасте необходимо познакомить ребенка с самой концепцией денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги используются для того, чтобы покупать вещи. А расходы могут быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными».
В наибольшей степени интеграция математического и финансового содержания может быть отражена в ознакомлении детей с арифметическими задачами на сложение и вычитание. Арифметическая задача рассматривается как упражнение, которое решается посредством вычисления с помощью знаков «+», «-», «=», а обучение детей решению арифметических задач – с позиций общего умственного развития, развития абстрактного мышления и формирования умения выполнять элементарные вычислительные операции и вычитания.
В детском саду детей учат решать простые задачи (в одно действие) и составные (два и более действий). Детей знакомят с разными видами простых задач:
на нахождение суммы;
на нахождение остатка;
на увеличение числа на несколько единиц;
на уменьшение числа на несколько единиц;
на нахождение неизвестного слагаемого.
Знакомя дошкольников с основами финансовой грамотности, в групповых помещениях ДОУ, обязательно нужно использовать и разнообразить РППС.
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить центры:
∙ информационный (произведения художественной литературы экономического содержания);
∙ занимательно-экономический (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
∙ деятельностно-игровой (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, является для дошкольников самым естественным, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность.
Дети обожают играть в магазин. Им интересно познакомиться с понятиями товар, касса, деньги, сдача, продавец, сумма, чек и многое другое. Помочь им разобраться во всех нюансах, а также показать культуру общения в магазине может взрослый участник.
Одним из главных достоинств игры в магазин является то, что она помогает научить ребенка посчитать деньги – сумму и сдачу. Для создания реалистичной атмосферы, можно использовать имитацию денег с каким-то номиналом, чтобы дети учились действительно считать.
Преимущества игры связаны не только с обучением, но и с тем, что ее можно проводить в домашних условиях, на улице, в гостях, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита. И, конечно же, игра поможет показать детям культуру общения в магазине, что немаловажно в повседневной жизни.
Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства.
Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
Дидактические игры также являются одной из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», «Кому что нужно для работы» и пр.
Развитие финансовых и бизнес-навыков предлагает специальная игра
«Монополия»
Игра «Монополия» известна многим. Однако, это не только развлечение для детей, но и возможность для развития навыков инвестирования, ведения бизнеса и получения прибыли.
Игра предлагает каждому игроку начать с одинаковой стартовой позиции и продвигаться по игровому полю, приобретая различные объекты и зарабатывая деньги. Но, как и в реальной жизни, не все делается легко и без препятствий. «Монополия» показывает, что каждый игрок может стать успешным или потерять все в зависимости от своих решений и действий.
Таким образом, игра «Монополия» — это не просто развлечение, а возможность развивать свои финансовые и бизнес-навыки, получать ценный опыт и создавать стратегии для достижения успеха.
2. Очень важно использовать и метод проблемных ситуаций. Например, («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), или: («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).
Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
3.Одной из форм является коллекционирование. Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать. Периодически коллекцию можно «переоформлять» - классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.
4. Фильмы познавательного содержания и мультфильмы. Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.
5. Виртуальные прогулки и экскурсии в детском саду. Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций. В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения). Наглядный материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников. С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара и не один раз. Провести экскурсию можно разными способами: - фото-путешествие (с каким-либо героем); - видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии); - видеопутешествие (какой-либо семьи).
Примерный тематический план и содержание обучения
Тема 1 Труд – основа жизни.
При изучении темы дети должны научиться чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела. Педагогу необходимо дать установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе. Ребёнку важно научиться овладеть чувством собственного достоинства, получить начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.
Дети должны познакомиться с профессиями, которые тесно связаны с менеджментом, маркетингом, предпринимательством, рекламой, страхованием, биржей, банками, а также спонсорством, конкуренцией и монополией.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? В этом разделе дети знакомятся с понятием «Деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т.к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже.
Самое главное в этом разделе – это дать освоить детям начальные навыки обращения с деньгами, показать воспитанникам необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.
Тема 3. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Здесь можно рассказать детям о том, что все их желания называются потребностями. Что бывают потребности, в которых нуждаются все люди, такие как: пища, воздух, жилье. А есть такие потребности, в которых нуждается только он один, или его семья, или их детский сад. Необходимо научить детей понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей).
Тема 4. Покупаем, продаем и обмениваем. Многие потребности, которые люди удовлетворяют с помощью денег, называют товарами и услугами. Каждый товар и услуга имеет свою цену, которая складывается из затрат и предполагаемой прибыли. Завышение цены очень выгодно продавцу, а занижение – покупателю. Но занижение цены может быть выгодно и продавцу, т.к. покупатель купит больше товаров.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги. В этом разделе важно заложить в детях нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Тема 6. Учимся планировать. Необходимо помочь воспитанникам освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.
Тема 7. Богатство и бедность. В разделе можно на примерах русских сказок и пословиц показать традиционное отношение народа к богатству и бедности; воспитывать у детей умеренность, скромность, щедрость. Важно формировать у воспитанников умение анализировать, синтезировать, оценивать услышанное, раскрывать смысл добра и зла, понятий богатство и бедность, счастье. Необходимо уделить внимание и соблюдению основных моральных норм поведения. Активизировать словарь понятиями: «добро», «зло», «бедность», «богатство», «щедрость», «скупость», «счастье», «благотворительность».
Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности
Обучение дошкольников основам финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Финансовая грамотность становится все более важным навыком в современном мире. Обучение этому навыку с малых лет — задача каждого родителя, который хочет обеспечить своему ребенку успешное будущее.
Однако, чтобы научить детей финансовой грамотности, необходимо иметь ее самому. Родители должны обладать собственной финансовой грамотностью — понимать важность управления своими финансами, уметь планировать свой бюджет, выбирать наиболее выгодные инвестиционные инструменты и т.д.
С первых лет жизни ребенка, нужно научить его управлять своими деньгами. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются просто так, а приходят благодаря труду и управлению ими. Можно сделать это с помощью игр и заданий, которые помогут ребенку развивать навыки планирования, учета доходов и расходов. Родители могут использовать карманные деньги и «маленькие копилки», чтобы помочь ребенку осознать стоимость денег и учить его экономить.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: - Кто и как зарабатывает деньги в семье. - Как формируется семейный бюджет. - Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. - Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. - Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
В содержание работы с родителями входят:
1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, например: «Советуют специалисты», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей.
Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.
5. Проведение встреч с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены…
Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности. Они должны понимать, что есть разные виды труда:
- профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
- домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п.;
- труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.;
- хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т.п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
6. Проведение конкурсов семейного творчества таких как: « Мамины вкусности», конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
7. Изготовление семейных экономических газет.
8. Участие в викторинах, детско-родительских проектах: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги» и т.д.
Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:
- Когда он получает подарок деньгами.
Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто. Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.
- Когда взрослые пользуются банкоматом.
Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.
- В магазине.
Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.
- Оплата счетов и квитанций.
Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно потратить во время семейного отпуска.
Родители должны сами демонстрировать правильное обращение с деньгами, чтобы их дети могли наследовать эти привычки и понимание.
Заключение
Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым, и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует стабильность в течение всей жизни. Освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени. Начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
Финансового благополучия вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...

Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности...

Выступление на педагогическом часе На тему: «Составление картотек по финансовой грамотности: «Со сказочными героями в мир экономики»
quot;Три поросенка».Английская сказкаСитуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.Содержание:Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Ну...

Выступление на педагогическом совете Тема: ,, Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности,, Презинтация
Доклад, презинтация...

Выступление на педагогическом совете «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»
Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, ...

протокол-заседание педагогического совета МБДОУ№20 "Снегурочка" тема " Формирование финансовой грамотности дошкольников"
Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"...
