Выступление на педагогическом совете «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»
консультация по развитию речи

Михалина Наталия Евгеньевна

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Воспитатель: Михалина Н.Е.

«Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.

Ни для кого не секрет, что полноценно развивая речь дошкольника, можно добиться хороших результатов в развитии интеллекта ребёнка. Давно известно, что речь имеет огромное значение для общения, познания окружающего мира, получения необходимых знаний, передачи и получения информации. Естественно, для приобретения навыков красивой и грамотной речи нужно развивать и обогащать словарный запас ребёнка. Задача родителей и педагогов – создать необходимые для этого условия и использовать средства и приемы, которые помогут добиться положительного результата. Очень важно вовремя сформировать словарный запас дошкольника. 

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире. В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая нас, воспитателей, на отбор, прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими. Поэтому мы должны специальными приёмами добиваться, что бы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и использовали их в своей речи.

«Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни человечка контакт с взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок.

Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.

Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи.

В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Веселые игры повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, вызовут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице. Главное, вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз «объевшись», он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени «проигрывать». Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно «поддаваться». Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

Первая игра очень простая в использовании. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите : мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного (теплого, зеленого, белого, поющего?

Вторая игра предполагает использование анализа. Взрослый говорит три слова : сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Таким образом, обогащение словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности, а так же систематически необходимо педагогам обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА ОСНОВЕ ЗНАКОМСТВА С ТЕМОЙ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Данная статья (из опыта работы) посвящена проблемам обогащения, систематизации и активизации словарного запаса в старшем дошкольном возрасте....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни "

Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореа...

Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»

   В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире.  В детск...

Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

   Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения пробл...