Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Урбонене Наталья Викторовна

     Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы . Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

    В паузах между играми или занятиями я использую: фонетическую зарядку, игры – пятиминутки и речевую разминку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Санкт-Петербург Кировского р-н

ГБДОУ №69

Конспект

Мастер-класс

«Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

                                                               Разработала и провела:

                                                                                         Воспитатель Урбонене Н.В.

2021г.

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

ХОД:

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы . Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

    В паузах между играми или занятиями я использую: фонетическую зарядку, игры – пятиминутки и речевую разминку.

Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть:

Д/игра. 1. «Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

2. «Подбери посуду для куклы».

Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.

3.Игра «Я собрал в огороде… » Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.  Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде… .огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду… .», «Я положил в шкаф… », «Я видел на улице….», «В лесу живет… .», «На кухне есть… .» и т. д.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи:

1.В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

  • Слон большой, а комар ...
  • Камень тяжелый, а пушинка ...
  • Днем светло, а ночью ...

2.В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

  • дерево, цветок – что делают? (растут)
  • Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

3."Что бывает? ". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зеленый -. дом, помидор. Зимняя -. одежда, рыбалка. Домашнее -. печенье, задание.

4."Четвертый лишний". Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза - роза - нарцисс – гвоздика. 

5."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

6."Скажи наоборот". Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот". Существительные: смех -., лето -. , день -. , холод -. , север -. И т. п. Глаголы: пришел -., нырнул -. Прилагательные: широкий -., маленький -., богатый -. и т. п. Наречия: далеко -.,высоко -.

7."Подбери слово". Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звук  А".

8."Назови, какой, какая, какое. " Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

    Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.  Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»).

   

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка, с помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
 -Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху) 
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
Рассуждение и решение проблемных ситуаций
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
… сладкий ли чай? крепко ли завязана веревка? и т. д.

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»).

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

презентация к защите диплома дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря

Игры по сенсорному развитию имеют прямое воздействие на формирование правильной речи. Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главным источником знаний о...

Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»

   В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире.  В детск...