Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Урбонене Наталья Викторовна

     Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы . Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

    В паузах между играми или занятиями я использую: фонетическую зарядку, игры – пятиминутки и речевую разминку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Санкт-Петербург Кировского р-н

ГБДОУ №69

Конспект

Мастер-класс

«Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

                                                               Разработала и провела:

                                                                                         Воспитатель Урбонене Н.В.

2021г.

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

ХОД:

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы . Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

    В паузах между играми или занятиями я использую: фонетическую зарядку, игры – пятиминутки и речевую разминку.

Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть:

Д/игра. 1. «Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

2. «Подбери посуду для куклы».

Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.

3.Игра «Я собрал в огороде… » Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.  Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде… .огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду… .», «Я положил в шкаф… », «Я видел на улице….», «В лесу живет… .», «На кухне есть… .» и т. д.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи:

1.В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

  • Слон большой, а комар ...
  • Камень тяжелый, а пушинка ...
  • Днем светло, а ночью ...

2.В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

  • дерево, цветок – что делают? (растут)
  • Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

3."Что бывает? ". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зеленый -. дом, помидор. Зимняя -. одежда, рыбалка. Домашнее -. печенье, задание.

4."Четвертый лишний". Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза - роза - нарцисс – гвоздика. 

5."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

6."Скажи наоборот". Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот". Существительные: смех -., лето -. , день -. , холод -. , север -. И т. п. Глаголы: пришел -., нырнул -. Прилагательные: широкий -., маленький -., богатый -. и т. п. Наречия: далеко -.,высоко -.

7."Подбери слово". Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звук  А".

8."Назови, какой, какая, какое. " Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

    Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.  Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»).

   

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка, с помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
 -Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху) 
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
Рассуждение и решение проблемных ситуаций
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
… сладкий ли чай? крепко ли завязана веревка? и т. д.

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»).

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

презентация к защите диплома дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря

Игры по сенсорному развитию имеют прямое воздействие на формирование правильной речи. Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главным источником знаний о...

Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»

   В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире.  В детск...

Выступление на педагогическом совете «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, ...