Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»
консультация по развитию речи

Красикова Татьяна Леонидовна

     В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире.  В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая нас, воспитателей, на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими. Поэтому мы должны специальными приёмами добиваться, что бы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и использовали их в своей речи. Хочется напомнить,  что  словарный запас – это  слова, обозначающие  предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx539.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»

                                                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                                                                      Красикова Т. Л.

                                                                  Оренбург 2019 год.

     В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире.  В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая нас, воспитателей, на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими. Поэтому мы должны специальными приёмами добиваться, что бы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и использовали их в своей речи. Хочется напомнить,  что  словарный запас – это  слова, обозначающие  предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку, но он  не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни  ребенка.   Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности.

    Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми, по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникала пауза.

Затем, дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря.

 Мои  наблюдения подтвердили результаты диагностического обследования детей. Высокий уровень развития  по развитию речи достигают дети очень  редко, даже к концу учебного года (в мае месяце)  Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов.

Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики, они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Для этого я использовала игры «Один, много», «Расставь по порядку», «Отбери предметы по количеству» и т.д. Конечно, обогащение речи детей числительными в основном происходят на занятиях по математике, но закрепление и активизацию этих слов  провожу в словарной работе на занятиях речи.

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а так же элементарные понятия. Например: Как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам: Например : лук

1признак – что это?  

2 признак - каким цветом?

3 признак - какая форма?  

4 признак - какая величина?

 5 признак - какой вкус?  

6 признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый)

7  признак - где используем?

 В своей  работе  использую Мнемотехнологию, мнемотаблицы в этом помогают, они яркие и привлекают внимание детей. Детям легко по ним работать.

 Так же проводила дидактические иры «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь», «Закончи  предложение», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) «Какой предмет по форме, какого размера, цвета». Дошкольникам давала задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия». Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работая над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету. Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»

Детей следует знакомить со словарём, используемым в фольклорных произведениях.  С детьми  учим потешки, считалки, скороговорки, читаем  сказки.

Ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (например: водой не разольёшь, мастер на все руки, держать себя в руках). Поэтому включаю в свою речь эти выражения при определённых ситуациях или при соответствующем объяснении. Например, в  беседе о друзьях, использую  выражение «водой не разольёшь». 

Конечно же с детьми надо постоянно беседовать. В беседах задаю вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? В беседах я побуждаю детей подыскивать для ответа наиболее точные слова. Желательно, чтобы в беседах речь воспитателя составляла 1\4 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Повседневная жизнь представляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребёнка, вернувшегося в сад после болезни). Я не только использую эти случаи, но и создаю условия, побуждающие детей к рассказыванию. Очень рекомендую использовать такой приём, как поручение: показать товарищу, который был болен книгу, прочитанную без него и рассказать о ней; или показать поделку и рассказать по порядку, как её делать.

   

Для обогащения словаря использовала  разные формы организации :

 — наблюдение. При наблюдении важно, чтобы звучание слова, произносимого взрослым, совпадало по времени с восприятием ребенка предмета или действия, которое оно обозначает. Иначе дошкольники могут отвлечься, и их восприятие не соединится со словом. Они используются при осмотре помещений дома и детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов или объектов (посуды, одежды, овощей, растений и т. п.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.)

 –дидактические игры. Игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей.

   - организация исследовательской деятельности детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств. Такие проекты как «Воздух», «Волшебница вода», «Занимательные опыты и эксперименты для детей 4-5 лет».

     -лексические упражнения. Например, «Слова – обобщения», «Назови одним словом».                     - работа с предметными картинками, рассматривание картин и репродукций.

     - использование художественной литературы. Прекрасным средством обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста является устное народное творчество, особенно загадки, пословицы, поговорки, потешки, чтение русских народных сказок.

- сюжетно-ролевые игры - оказывают положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей. В игре развивается речевая активность детей.

           Таким образом, обогащение  словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения  словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности, а так же систематически необходимо педагогам обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.

Математический   театр

«Удивительные превращения геометрических  фигур»

                                       Подготовила: Воспитатель высшей категории

                                                              Красикова Татьяна Леонидовна

Оренбург 2019

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах через театрализованную деятельность.

 Задачи: повторить отличительные признаки разных геометрических фигур;  активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

 совершенствовать артистические навыки в плане воплощения образа героя; совершенствовать навык выразительного чтения.

Возраст: 4-5 лет

Планируемый результат: ребёнок различает геометрические фигуры, отгадывает описательные  загадки; передаёт игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; с удовольствием выступает перед детьми, воспитателем.

                                                   Ход сценария

 Рассказчица:Где-то в сказочном лесу, Где нет тропок и дорог, Где с цветочков пьют росу и пчела, и мотылёк, там, под старою сосной, Домик есть небольшой… В нём окошечки резные, Ставни чудо - расписные! Комнатками полон дом – Не живёт никто лишь в нём… Овальный Огуречик бежал, И домик увидал…

Огуречек: Вот так домик! Просто чудо! Кто-кто в домике живет? Кто-кто в маленьком живет?

Рассказчик: Никто не отозвался. Решил  Огуречек поселиться в этом домике. Живет, не тужит.  Вот как-то прогуливался Угольник-Треугольник и увидел  домик, решил постучаться.

Треугольник: Кто-кто в домике живет?

Огуречик: Я овальный огуречек, Из меня и человечек получиться может ловко: ручки, ножки и головка. А ты кто?

 Треугольник: На фигуру посмотри и в альбоме начерти: Три угла, три стороны меж собой соедини. Получился не угольник, а красивый… (ответы детей). Пусти к себе жить.

Огуречек: Что ж, заходи скорей, вдвоём будет веселей.

Рассказчица: Живут они вдвоём, поживают, добра наживают. И тут из леса по тропинке к домику пришёл новый гость.

 Квадрат: Кто-кто в домике живет?

Огуречек: Я овальный огуречек, Из меня и человечек получиться может ловко: ручки, ножки и головка.

Треугольник: Я треугольник - три угла, посмотри же на меня: три вершины очень острых -треугольник – «остроносый». А ты кто?

 Квадрат: Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда, все углы во мне равны и четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (ответы детей). Пустите с вами пожить.

Огуречек и Треугольник вместе: Что ж, заходи скорей, втроём будет веселей.

Рассказчица: Живут они втроём, поживают, добра наживают. И тут из леса по тропинке к домику пришёл ещё один гость.

 Круг: Кто-кто в домике живет?

Огуречек: Я овальный огуречик, из меня и человечек получиться может ловко: ручки, ножки и головка.

 Треугольник: Я треугольник - три угла, посмотри же на меня: три вершины очень острых - Треугольник – «остроносый».

 Квадрат: Познакомимся! Квадрат! Я знакомству очень рад! Во мне угла уже четыре, нет меня ровнее в мире: А ты кто?

 Круг: К вам прикатилось колесо, ведь похожее оно, ни угла, ни стороны, а родня – одни блины. Догадался, милый друг? Ну, конечно же  я … (ответы детей). Пустите с вами пожить.

Огуречек , Треугольник и Квадрат вместе: Что ж, заходи скорей, вместе будет веселей.

 Рассказчица: Живут они вчетвером, поживают, добра наживают. И тут из леса по тропинке к домику пришёл ещё один гость.

 Прямоугольник: Кто-кто в домике живет?  

Огуречек: Я овальный огуречек, из меня и человечек получиться может ловко: ручки, ножки и головка.

 Треугольник: Я треугольник - три угла, посмотри же на меня: три вершины очень острых - Треугольник – «остроносый».

Квадрат: Познакомимся! Квадрат! Я знакомству очень рад! Во мне угла уже четыре, нет меня ровнее в мире.

Круг: Круглый круг похож на мяч, я по небу солнцем вскачь. Круглый словно диск луны, Как бабулины блины. А ты кто?

 Прямоугольник: Вдруг растянется квадрат вы представили на взгляд? На кого я стал похожим или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Был квадрат, стал … (ответ детей). Пустите с вами пожить.

Огуречек , Треугольник , Квадрат и Круг вместе: Что ж заходи скорей, Вместе будет веселей.

Рассказчица: Живут они, поживают, добра наживают. Но тут возник у жильцов спор. Где в домике у каждого место? Ребята, поможем нашим героям. Дети: Да! (окошки в доме имеют форму геометрических фигур, дети распределяют каждого героя в своё окошечко)

Рассказчица: Стали они жить дружно, в тесноте да не в обиде. Но тут из леса по тропинке к домику пришёл незнакомый гость.

 Трапеция: Кто-кто в домике живет? Кто-кто в маленьком живет?

Огуречек: Я овальный огуречек, из меня и человечек получиться может ловко: ручки, ножки и головка.

 Треугольник: Я треугольник - три угла, посмотри же на меня: Три вершины очень острых - Треугольник – «остроносый».

Квадрат: Познакомимся! Квадрат! Я знакомству очень рад! Во мне угла уже четыре, нет меня ровнее в мире:

Круг: Круглый круг похож на мяч, я по небу солнцем вскачь. Круглый словно диск луны, Как бабулины блины.

Прямоугольник: Я простой прямоугольник, Аккуратный, словно школьник. Весь похож я на тетрадку, на большую шоколадку. А ты кто?

Трапеция: Треугольник подпили и фигуру получи: Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник. Познакомимся друзья, меня зовут трапеция. Пустите с вами пожить.

 Квадрат: Но в нашем домике нет больше мест. Все окошки заняты.

 Рассказчица: Ребята, давайте поможем Трапеции. Где же она может поселиться? На что она похожа? (На крышу дома) Трапеция селится на крышу.

C:\Users\Acer\Desktop\Мама\IMG_4931.JPG

C:\Users\Acer\Desktop\Мама\IMG_4930.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Обогащение словарного запаса.

Консультация для родителей. Обогащение словарного запаса....

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

консультация для воспитателей" Обогащение словарного запаса у детей с ОНР в процессе игровой деятельности"

Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать...

Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

   Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения пробл...

Выступление на педагогическом совете «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, ...