Выступление на педагогическом совете по теме: "Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни "
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

 Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Выступление на педагогическом совете:

ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Подготовила: Хасанова Г.С.

                                                                               воспитатель I кв. категории  

г. Нижневартовск – 2014 год

 

  Тема моего выступления «Технология обучения детей старшего дошкольного возраста основам здорового образа жизни».

   Свое выступление хочу начинать со слов В. Сухомлинского:

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

 забота о здоровье – важнейшая

 работа воспитателя. От жизнерадостности,

 бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы»

 Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.

Ребенок XXI века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Концепция развития физической культуры (1990г.) определила основные цели и задачи физического воспитания населения по всем возрастным группам. Установление зависимости уровня здоровья человека от образа жизни заставляет предъявлять высокие требования к пропаганде принципов здорового образа жизни, в том числе, к занятиям массовой физической культурой. В связи с тем, дошкольный возраст является периодом, формирующим личностные ценности, необходимо пропагандировать здоровый  образ жизни в данном периоде.

Понятие «здоровый ребенок» дошкольного детства включает набор характеристик: жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности. Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием.

Для того чтобы  воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни, необходима каждодневная работа в семье и ДУ.

В законе «Об образовании» указано, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий ДУ, имеет право на сохранение и укрепление своего здоровья.  

Вся образовательная деятельность осуществляется нами по программе Т.Н. Дороновой «Радуга».

Большое внимание в программе уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Программа «Радуга» рекомендует проводить оздоровительные мероприятия не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.  Для этого в программе   запланированы разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни», «Формируем привычку к здоровому образу жизни»,  «Формирование привычки к здоровому образу жизни – важнейшая задача воспитания».

В каждом разделе хорошо выделены оздоровительные задачи. Для реализации этих задач, творческой группой разработана программа «Здоровый малыш», на основе которой осуществляется физкультурно-оздоровительная работа в нашем ДО.

  В ДО разработан и внедрен в  систему образовательной деятельности комплекс оздоровительных мероприятий, включающий в себя различные формы работы в течение дня.  

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. В дошкольном отделении проводятся различные виды утренних гимнастик, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детей в движении: сюжетная,  гимнастика по принципу круговой тренировки, в форме оздоровительного бега, из набора подвижных игр и т.д.

Утренняя гимнастика  всегда проводится под музыку, которая поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение.

  После гимнастики дети  идут на закаливание стоп.

Чтобы у детей поддерживать интерес к физической культуре в ДО проводятся различные варианты физкультурных занятий:  

  1. Занятия традиционные, где соблюдается структура занятия.
  2. Игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр (большой, средней, малой интенсивности) и игр эстафет.
  3. Занятия-тренировки (занятия по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики).
  4. Сюжетно-игровые занятия (занятия,  построенные на едином сюжете «Прогулка по лесу», или по сказкам: («Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д.))
  5. Занятия построенные на танцевальном материале.  На таких занятиях используется практический материал А. И. Бурениной  «Ритмическая пластика для дошкольников».
  6. Самостоятельные занятия. На таких занятиях дети учатся самостоятельно проводить гимнастику, где они приучаются организаторским действиям.
  7. Раздельные занятия для девочек и мальчиков, где для мальчиков подобраны силовые упражнения, а для девочек подобраны упражнения на подтянутость, грациозность, красивую осанку (аэробика, ритмическая пластика, упражнения со скакалками, ленточками, обручами).
  8. Занятия серии «Забочусь о своем здоровье», где дети учатся приемам расслабления, психотренинга, медитирования (самовнушения, самопогружения).
  9.  Занятия-зачеты, во время которого дети сдают физкультурные нормы по выполнению О.В.Д. на время, скорость.

         Физкультурные занятия проводятся 4 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДО. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

  Работа по воспитанию привычки к здоровому образу жизни    осуществляется нами по следующим направлениям:

- работа с педагогами;

- работа с родителями;

- работа с детьми;

  К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой, они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

  Повышение уровня грамотности родителей по данному вопросу (ЗОЖ) мы осуществляем через: специальные стенды, рекомендации, родительские собрания, Дни открытых дверей, консультации, мини-библиотеки для родителей, выставки, памятки, совместные праздники и развлечения и др. На родительских собраниях педагоги ДО ознакамливают родителей с комплексом оздоровительных мероприятий, всегда учитывают их мнение и согласие на проведение тех или иных оздоровительных мероприятий (закаливание, оздоровительный бег и т.д.).    

Родители принимают активное участие в спортивных досугах, развлечениях, проводимых в ДО. Например, были проведены Дни открытых дверей, где родители имели возможность наблюдать за оздоровительной работой педагогов ДО с детьми на утренней гимнастике, которая проводилась в виде оздоровительного бега по системе Ю.Ф. Змановского.

  Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Очень ярко, эмоционально – насыщенно   прошел праздник «Осенний марафон» с активным участием родителей, игровых персонажей «Ах и Ох». О высоком уровне физической подготовленности старших дошкольников было видно по окончании «Осеннего марафона» т.к. дети пробежали большую дистанцию, чем их родители.

Не менее интересным и познавательным было апробирование  нетрадиционных видов закаливания (ходьба по тропе здоровья, обширное умывание), разработанных старшей мед. сестрой и инструктором по физической культуре. С родителями была проведена большая предварительная работа: консультации о пользе закаливания, ознакомление их  с методикой проведения закаливающих мероприятий, распространялись памятки «Закаливание детей в условиях ДО». Затем инструктор по физической культуре приступил к практическим занятиям с родителями:  использовали игровые упражнения с целью разогрева стоп, затем пробежка, ходьба по корригирующим дорожкам. Далее приступили непосредственно к закаливанию  стоп  по тропе здоровья.

Родители на себе испытали положительные эмоции от закаливающих процедур. Хорошему настроению способствовало также музыкальное сопровождение во время всех оздоровительных мероприятий.

Проведение данного мероприятия способствовало тому, что родители постепенно убеждались в пользе закаливания для детского организма.

  В ДО также систематически организовываются  совместные спортивные праздники с родителям («Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские игры», «Веселые старты»  и др.), перед которыми проводится большая  предварительная  подготовка. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

       В нашем ДО разработан перспективный план работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни, где помимо подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, отражены такие виды работы с детьми, как: наблюдения, экскурсии, экспериментирование, чтение литературы, беседы, познавательные занятия и др. Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому.    Для этого у нас проводятся  занятия по познанию и  индивидуальная  работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Чтобы зубы были здоровыми», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.

На данных занятиях дети знакомятся и изучают строение и функции органов и систем организма, узнают о пользе витаминов, закаливания, физических упражнениях и т.д. Познавательные занятия проводятся в форме игры, либо с использованием игровых методов и приемов.

   Одним из компонентов рационально построенного режима дня, воспитания потребности в здоровом образе жизни являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей прогулки имеют  свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его.

  Эффективным средством  развития двигательной активности детей на  прогулке являются подвижные игры и игры с элементами спорта, которые представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движения (А.В. Запорожец). Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Подвижные игры, игры  с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Игры представляют собой естественный вид физических упражнений. Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как при подвижных играх.

Наряду с подвижными играми педагоги нашего ДО активно используют и дидактические игры («Найди витамины», «Хорошо или плохо»,   «Можно-нельзя» и др.), способствующие формированию привычки к здоровому образу жизни, воспитанию осознанного отношения к собственному здоровью. Отличительная особенность дидактических игр - возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности.

  Особое место в образовательном процессе ДО имеет организация сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование осознанного отношения к здоровому  образу жизни: в ходе сюжетной игры детям предлагаются различные проблемные игровые ситуации.   Например: «Заболела дочка, как проехать до детской больницы», «Здесь ведется запись детей в оздоровительный комплекс «Олимпия»» и т.д. .

Вся работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста осуществляется под наблюдением медицинского персонала ДО и способствуют развитию иммунитета у ребенка, укреплению мышц, снятию психического и эмоционального перенапряжения.

  Нами отмечена эффективность применения комплекса физкультурно – оздоровительных мероприятий в условиях ДО, которое проявилось в снижении простудных заболеваний на 4,5% и индекс здоровья (процент детей, не болевших в течение года), за последние три года (2010-2013г.) составляет 47%.

Достижению результатов по оздоровлению детей способствовала хорошо продуманная система подготовки педагогов, тесный контакт с медицинским персоналом и родителями.

Действуя целенаправленно и совместно с родителями, мы добились систематического посещения закаливающих мероприятий, что положительно сказалось на здоровье детей.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что системная работа   по оздоровлению детей содействует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, способствует сохранению, укреплению и коррекции здоровья детей, улучшению эмоционального климата в детском коллективе.

          Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем ДО - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Список использованной литературы:

  1. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1г. до 3-х лет).- М.: ТЦ Сфера, 2003.-96с.
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  3. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Издательство «Ось-89», 2005.- 64с.
  5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384с.
  6. Ковалько В.Н. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. – 176с.
  7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно- методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 200. – 296с.
  8. Кудрявцев В.Т. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях // Дошк. восп. № 4, 2000, С. 93-100.
  9. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для восп. ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997.- 376с.
  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1997.- 88с.
  11. Осокина Т.Н. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983.-224с.
  12. Осокина Т.Н., Чунтонова В.А. Физическое воспитание детей на Севере (из опыта работы).- М.: Просвещение, 1981. – 158с.
  13. Проява Л.В. Система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении // Управление ДОУ №3, 2005, С. 81-83.
  14. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни «Здоровяк»

Данная программа разработана для создания системы оздоровительной работы с воспитанниками, благодаря которой у детей формируется правильное отношение к своему здоровью и снижается уровень заболеваемос...

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста (Здоровый образ жизни)

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» -  закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровымиДидактическая игра «Мы делаем сердце крепким»  - уточнить знания о влиянии физич...

Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни "Путешествие в город Здоровье"

Конспект занятия Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие....

БЕСЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

По утрам зарядку делайБудешь сильным,Будешь смелым.Прогоню остатки снаОдеяло в сторону,Мне гимнастика нужнаПомогает здорово.Чтобы нам не болетьИ не простужатьсяМы зарядкой с тобойБудем заниматься...

Педагогический проект для детей раннего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни»

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы ак...