ОБОГАЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА ОСНОВЕ ЗНАКОМСТВА С ТЕМОЙ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
учебно-методический материал (развитие речи, старшая группа) по теме

Жук Алла Ивановна

Данная статья (из опыта работы) посвящена проблемам обогащения, систематизации и активизации словарного запаса в старшем дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuk_a.i._spb-statya.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Жук А.И.

ГБДОУ Детский сад №67 «Волшебник», г. Санкт-Петербург                                                                                                                              

(из опыта работы)

ОБОГАЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА ОСНОВЕ  ЗНАКОМСТВА С ТЕМОЙ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

У детей с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность словарного запаса. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве. Пассивный словарь по объему превышает активный. Про таких детей часто слышишь? «Всё понимает, показывает предмет, выполняет инструкции, только сам не говорит».

Дети шестого года жизни не знают наименований ягод, цветов, диких животных, птиц, рыб, инструментов, профессий, частей предмета и др. Характерна неточность употребления слов. Дети неправильно используют, заменяют слова близкий по значению: лимон-апельсин, миска-тарелка. В словах детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Значительные затруднения вызывает употребление прилагательных. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. В глагольном словаре преобладают слова действия, которые ребенок сам выполняет. Во фразовой речи глаголы часто опускаются или идет замена глагола.

Бедность и недостаточная систематизированность словарного запаса в дальнейшем влечет за собой непростые школьные проблемы. Ограниченность словарного запаса никак не мешает запоминанию, заучиванию правил. Однако об их усвоении можно говорить только тогда, когда ребенок может свободно применить их на практике: быстро и безошибочно подобрать проверочные слова. Дети с отставанием словарного запаса сделать этого не смогут. Они практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, не знают точного смыслового значения многих слов, не чувствуют их смыслового «родства». Подбирают проверочные слова очень долго, методом проб и ошибок, причем часто неправильно. Ребенок вынужден писать наугад, хотя часто знает правило и четко отвечает, что «надо поставить сомнительную гласную под ударение». Но как ее поставить, какое проверочное слово здесь можно подобрать - это и есть для него настоящий «темный лес». Родители недоумевают, почему их ребенок «хорошо знает правила, но почему-то не умеет их применять, пишет с ошибками». Мало кто задумывается, какую огромную роль играет достаточно большой и правильно систематизированный словарный запас в овладении достаточно грамотным письмом.

Весь словарный состав языка состоит из огромного количества слов. Каждый из нас способен усвоить (запасти») лишь какое-то ограниченное их количество. Ребенок, поступающий в школу, должен иметь в своем запасе около 2,5 – 3 тыс. слов, чего, как правило, не наблюдается у детей с отставанием в развитии речи.

Всё вышесказанное позволяет сформулировать нам следующие задачи словарной работы:

1) Обогащение словаря тематическими группами слов;

2) активизация словарного запаса;

3) закрепление представлений об обобщающих понятиях;

4) развитие представления о смысловой стороне каждого усвоенного слова;

5) работа над правильным пониманием значений многозначного слова;

6) раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов, наречий);

7) работа над отбором слов и точностью словоупотребления.

Для решения поставленных задач нами использовались две группы методов:

- Основанные на применении наглядности;

- Опирающиеся на словесные объяснения.

В качестве приемов словарной работы обозначим:

1) Показ и называние нового предмета (его признаков) или действий;

2) хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета;

3) объяснение происхождения данного слова;                                                                        

4) употребление расширенного значения уже известных словосочетаний;

5) постановка разных по форме вопросов (кратких, точных, доступных по содержанию);

6) подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам, эпитетов к предмету, однокоренных слов.

Решение задач формирования словаря осуществлялось в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности. Рост словаря осуществляется за счет формирования полного представления о предмете, назначении, качестве, частях, из которых состоит предмет, их соотношениях, материале, из которого предмет изготовлен.

Помощь в работе со словом оказывает обращение к словарю. На листочках заданного размера дети рисуют каждый свой предмет (овощ/фрукт), называют его. Затем при совместном обращении к толковому словарю находим в нем значение данного слова, после чего взрослый сначала читает вслух, потом, ссылаясь на словарь, рядом с рисунком ребенка записывает печатными буквами толкование слова. Отельные листочки впоследствии склеиваем между собой – получается словарь - гармошка.  

После накопления детьми некоторого запаса конкретных представлений об отдельных предметах, переходим к формированию обобщения. Умение сопоставлять различные и сходные предметы, выделять в них существенные признаки очень важно для формирования обобщения. Занятия на формирование понятий проводим после рассматривания предметов, сравнения, составления описательных рассказов. Для уточнения и систематизации, а также для активизации словарного запаса детей, для развития умений различать и объединять предметы по существенным признакам используем лексические упражнения:

1) Перечисление предметов с последующим обобщением: «Помидор, Огурец, морковь… Назови одним словом. (Овощи)»;

2) Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения: «Яблоко, груша, банан – это фрукты. Какие фрукты ты еще знаешь? Продолжи перечисление»;

3) Обобщение после исключения «лишнего предмета: «Апельсин, яблоко, огурец… Что из перечисленного мною лишнее и почему?»;

4) Обобщение через противопоставление: «Картофель – овощ, а апельсин?»;

5) Устранение путаницы: «Яблоко-игрушка, огурец - фрукт, мяч-овощ. Правильно?».

Особое внимание обращаем обогащению речи детей прилагательными. Они появляются в детской речи позднее, чем существительные, хотя пассивный словарь в сфере довольно значителен. Число прилагательных в речи ребенка увеличивается связи с обогащением представлений ребенка о различных качествах, признаках предметов. Ознакомление с наименованиями признаков способствует дальнейшему обогащению словаря за счет овладения прилагательных цвета, формы, величины, вкуса, запаха. С целью обогащения речи прилагательными проводим следующие упражнения:

 1) По заданным признакам узнать предмет, например: «Круглое, сладкое, румяное – что это?» - «Узнай предмет по определению»;

2) Добавить к заданному слову признак названного предмета, например: «Яблоко какое?» - «Подбери признак» (спелое, ароматное, сладкое и др.);

3) Что можно сказать про огурец, арбуз, яблоко, помидор, грушу?» (Каков каждый из них по форме, вкусовым качествам, величине?);

4) Закончить ряд слов, например: «Огурец – зеленый, продолговатый…Еще какой?» - «Найди подходящее слово - определение и продолжи»;

5) Образование относительных прилагательных: Приготовим сок из слив - сливовый, из груш – грушевый, из свеклы – свекольный и т.д.;

6) Образуй признаки от действий, например: цвести - цветущий, спеть - спелый и т.д.

С целью уточнения представлений о действиях предметов даем логические упражнения. Вот некоторые из них:

1) Подбор названия действий к названию предмета, например: «Помидор (что делает?) – краснеет, алеет, растет, зреет, висит, падает, гниет, пахнет, свешивается, сочится, благоухает и т.д.;

2) Подбор максимального количества слов к названию действия, например:

Краснеет (что?) – помидор, яблоко и т.д.;

Растет (что?) – растение, и т.д.;

Дергают (что?) – морковь, редис, репу, свеклу и т.д.;

Выкапывают (что?) – картофель и т.д.;

Срывают (что?) – огурцы, помидоры, сливы, горох, яблоки и т.д.;

Срезают (что?) – капусту, виноград, и т.д.;

Варят (что?) – картофель, кабачки, морковь, перец, лук, свеклу и т.д.;

Солят (что?) – огурцы, помидоры, перец и т.д.

3) Добавление одного общего слова (названия, действия) к двум словам, например: «Огурец, сосна (что делают?) спеют, качаются, шелестят, зеленеют, растут.

Наречия (признаки действий) классифицируются по месту, времени, образу и причине совершения действий. Важно научить детей выделять наречия, ориентируясь при этом на соответствующие вопросы. На примере одного веселого стихотворения продемонстрируем словарную работу с наречиями:

Во саду ли в огороде

У Ивана Ослик бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть - не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик!

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти

Ослик головою вертит.

Слева — свекла, справа — брюква,

Слева — тыква, справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег…

Ослик глубоко вздохнул,

Так голодным и уснул.

1) Подскажи ослику, где растут овощи, а где фрукты?

2) Какой вопрос мучил ослика на протяжении всего стихотворения. Как об этом говорит автор?

3) Что увидел ослик справа? Слева? Снизу? А что он еще мог бы найти наверху? А внизу?

4) Срываем сверху крупное, красное, сладкое…

5) Срываем с грядки крупный, красный, сочный…

6) Вытягиваем из земли крепкую, желтую, круглую…

7) Срываем с грядки большой, темно – синий…

8) Срываем с грядки хрустящий, зеленый, продолговатый…

В развитии словаря важное место занимает работа над антонимами и синонимами, словами одной части речи, различными по звучанию и написанию, но имеющими одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Умение подбирать антонимы или слова с противоположным значением крайне важно для правильного употребления в речи. Однако далеко не все дети чувствуют «противоположность» смыслового значения слов, в силу чего, например, к слову «длинный» вместо нужного антонима «короткий» они подбирают антоним «широкий», «маленький», или, в лучшем случае – «не длинный».

В процессе работы над словами антонимами нужно добиваться того, чтобы дети запоминали как можно больше антонимических пар и научились быстро и безошибочно подбирать антонимы к заданным словам. Для достижения этой цели используем игры «Скажи наоборот», « Пантомима», «Бывает – не бывает», «Подбери пару», приучающие к сопоставлению предметов.

Работа с синонимами очень важна, поскольку она способствует не только систематизации словарного запаса, но и его обогащению и уточнению, т.е. более глубокому и более правильному пониманию смыслового значения слов. Это означает, что дети могут более правильно, образно и точно выражать свои мысли, избегая при этом неудачных и неправильных выражений.

В этой связи полезно проведение игр: «Назови другим словом», «Два из трех», «Придумай предложение»; логических упражнений: «Скажи по-другому», «Назови ласково».

Подбирать синонимы нужно к возможно большему количеству слов. При этом воспитатель называет «стержневое слово», а дети сходные по смысловому значению слова, например: горячий - жаркий (теплый, знойный); аромат – запах; ароматный – душистый; алый – красный; блестеть – сиять (сверкать, искриться); быстро – скоро; близко – рядом, (поблизости, вблизи); беречь – охранять и т.д.

В итоге всей работы со словарем дети приобретают большой и хорошо систематизированный словарный запас, который явится залогом хорошего усвоения грамматических правил, не исключая возможности их успешного применения на практике. Обогащение словарного запаса положит начало развития их наблюдательности над словами, более глубокому и более точному пониманию содержания учебных текстов по всем школьным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: "Овощи и фрукты" в старшей группе.

Конспект НОД на тему: "Овощи и фрукты" предназначен для детей старшей группы в возрасте от 5-6 лет....

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме "Овощи и фрукты" в старшей группе

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме "Овощи и фрукты".  Данное планирование расчитано для работы с детьми старшей группы....

План-конспект организованной образовательной деятельности «Ребенок и окружающий мир» (АМО-технологии) на тему: «Овощи и фрукты» в старшей группе

Представлен конспект занятия для старшей группы по окружающему миру с элементами АМО технологий, целью которого является уточнить знания об овощах и фруктах, познакомить с новыми овощами и фрукта...

Презентация на тему "Загадки про овощи и фрукты" для детей дошкольного возраста

Презентация на тему "Загадки про овощи и фрукты" для детей дошкольного возраста...

Загадки про овощи и фрукты для детей дошкольного возраста.

Загадки учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку, прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать зага...

Игра . Сортировка овощей и фруктов для детей дошкольного возраста.

Сортировка овощей и фруктов.https://learningapps.org/17259275...

Рекомендации для родителей по теме «Овощи и фрукты» для детей раннего возраста

                                           Уважаемые родители! Овощи. 1. Рассм...