Игры по формированию основ финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кулева Анна Игоревна

Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_formirovaniyu_osnov_finansovoy_gramotnosti.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Картотека игр направленных на формирование

основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Кулева.А.И

г. Югорск, 2025 г.

«Где что купить?»

Цель: формирование представления о том, где следует покупать нужные товары, развитие навыков разумного расходования денег.

Материалы: наборы картинок с изображением разных товаров (например, продукты питания, мебель, одежда, бытовая техника, игрушки и т. д.);  карточки на которых обозначена цена товара; картонные монеты (условные деньги); таблички или плакаты, характеризующие категорию магазинов.

Содержание. На усмотрение воспитателя игру можно провести в один или два этапа. Предварительно ставятся столы, на которых разложены карточки с изображением товаров. Каждый стол – это отдельный магазин (магазин одежды, продуктовый, бытовая техника и т. д.). Перед тем как дети будут совершать покупки, воспитатель называет детям товар, и они называют, где этот товар продаётся. Затем дети делятся на команды – семьи. Каждой семье раздается определенное количество монет. Получив зарплату, каждая семья отправляется по магазинам, и совместно (учитывая мнение каждого члена семье) покупает всё, что необходимо в первую очередь. Педагог объясняет, что на каждом товаре указана цена. Как только на продукте труда появляется цена, он становится товаром. После закупок товара воспитатель задает семьям вопрос: «В каких магазинах вы приобрели свои товары?». Просит объяснить сделанный выбор, как магазина, так и набора товара. Предлагает вспомнить, какие товары чаще всего приобретаются в их семьях родителями.

 

«Денежное пексесо».

Цель: формирование и закрепление знаний о названии, достоинстве монет и купюр; развитие внимания, памяти.

Материалы: пары карточек, на которых изображены монеты и купюры разного достоинства.

Содержание. В игре участвуют от двух до шести участников. Карточки смешиваются и раскладываются картинками вниз. Игроки поочередно открывают по две карточки, если нашли пару, забирают в свой актив и делают призовой ход. Если не угадали – играют следующие игроки. Детям необходимо запоминать, где какие изображения денег находятся. Победителем становится тот, кто набрал максимальное изображение карточек.

 «Что дешевле?»

 Цель: формирование умения ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развитие самостоятельности в выборе решения.

Материалы: наборы картинок с изображением разных предметов (например, продукты питания, посуда, одежда, бытовая техника и т. д.);  карточки, на которых обозначена цена товара (ценники).

Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Какие бывают доходы?»

 Цель: формирование знаний детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствование навыков самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материалы:  карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, учителя и др.); карточки с изображением видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Сколько это стоит?»

Цель: формирование представления о том, из чего складывается цена товара.

Материалы: пластилин, краски, цветная бумага, клей, ножницы, природный материал (орехи, шишки и пр.); картонные монеты (условные деньги).

Содержание. Дети изготавливают поделки. На усмотрение педагога игру можно провести в два этапа: первый – изготовление поделок для продажи, второй – формирование цены поделок. После того как поделки изготовлены выясняется, сколько какого материала израсходовано на них. За каждый материал (бумага, карандаш, краски, клей, пластилин, и пр.) в том числе и за свой труд, свое время отсчитываем монету. Так выясняем стоимость поделки.

«Дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

Цель: формирование навыков осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.

Материал: карточки с изображением продуктов, таблички с изображением торговых предприятий: «Супермаркет», «Мини-маркет», «Универсам», «Ярмарка», таблички с надписями «Скидки!» «Внимание! Акции!», списки покупок с наклеенными на них изображениями необходимых продуктов, картонные монеты (условные деньги), грамоты «Грамотный покупатель».

Содержание. На столах размещаются таблички с изображением торговых предприятий: «Супермаркет», «Мини-маркет», «Универсам», «Ярмарка» и карточки с изображением продуктов. Дети делятся на группы по 3-5 человек. Педагог выдает каждой группе список покупок и 10 монет, и все отправляются за покупками. Педагог помогает при возникновении трудностей и отвечает на вопросы покупателей. По окончании закупок подводятся итоги: определяется, какая команда все закупила по списку и истратила меньше всех монет. Участники-победители награждаются грамотами «Грамотный покупатель».

«Деньги получили – ерунды накупили».

Цель: формирование представления о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.

Материалы: карточки с изображением товаров: с одной стороны изображение красивых упаковок с яркими рисунками, пакеты красивые и пр., с другой – изображение товара (всякая ерунда): очки, хлопушки, соски, погремушки, гвозди, молотки, клей, ложки, лампочки, шишки, шарики, бантики, пуговицы, кубики; картонные монеты (условные деньги).

Содержание. Педагог делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет. На столе раскладываются карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Педагог предупреждает, что делая покупку, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточек кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги) семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки).  На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили. В конце игры, педагог вместе с детьми подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Литература:

  1. Стахович, Л.В. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 40 с. – (Занимательные финансы. Азы для дошкольников).
  2. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет /Авт-сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов и др. – М.:  Банк России. – 32 с.
  4. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов

на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет /Авт-сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов и др. – М.:  Банк России. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...

"Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности"

Я хочу предложить  вашему вниманию игры, которые  могут быть использованы на занятиях с дошкольниками; то, что  поможет научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как р...

Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры мо...

Игры по формированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет

       Слайд 2. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания...