Отчет о проекте по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу с «Афлатуном»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Варака Татьяна Михайловна

В отчете о реализации проета мы отразили значимые мероприятия и методы, формы работы с детьми для успешного усвоения материала по финансовой грамотности. Использование краеведческого компонента и инновационных технологий помогали воспитанникам в увлекательной и ненавязчивой форме знакомиться с миром финансов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Отчет о проекте по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие по родному городу с «Афлатуном»

Подготовили: воспитатели Варака Т.М., Прокопенко О. Д.

Ступино 2023-2025г.

В группе «Колокольчик» был реализован проект по финансовой грамотности «Путешествие по родному городу с Афлатуном»

Сроки реализации: долгосрочный (с 2.10 2023г. по 16.05 2025г)

Тип проекта: познавательно- творческий.

Участниками проекта стали дети группы «Колокольчик», родители, воспитатели.

Цель проекта: Расширение нравственно – трудовых и экономических знаний старших дошкольников по финансовой грамотности, используя краеведческий компонент и инновационные технологии.

В проектной деятельности мы использовали разнообразные формы и методы работы, инновационные технологии («Кубик Блума», «Кроссенс»). Данные технологии способствовали успешному усвоению материала, развивали логику, память, связную речь, умение анализировать и обощать. Д\игра «Что нужнее, что важнее?» помогла разобраться детям в потребностях человека (жизненно важные-жилье, вода, пища, одежда; второстепенные-игрушки, сладости, развлечения). В свободной деятельности, проявляя творческие способности, дети нарисовали рисунки на тему: «Мои желания». Раскрывая смысл пословиц «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах», дети смогли выстроить логическую цепочку: образование-профессия-труд-товар. Они узнали, что труд бывает индивидуальным и коллективным, умственным и физическим. Полученные знания применили в с\р игре «Магазин». Используя рассказы из личного опыта в форме интервью о профессиях мамы (папы), дети познакомились с разнообразной деятельностью взрослых, ценностью их труда для общества. А в д\и «Кому, что нужно для работы» закрепили знания об орудиях труда. Путешествуя по родному городу, мы знакомили детей с инфраструктурой города. Для проведения бесед мы использовали различные темы: «Производство товаров нашего округа», «Маршрут товара» (направлен на показ взаимосвязи производства и потребление товара, услуг в сфере обслуживания, воспитание уважения к труду людей разных профессий), «Ресурсы нашего района» (дети узнали, что такое природные, трудовые и духовные ресурсы).  У нас в городе Ступино много предприятий, на которых работают родители, знакомые или родные наших воспитанников. В группе была организована встреча с Крымским А.А., родителем одного из воспитанников. Он является сотрудником компании «Эрман», которое производит йогурты, десерты, сливки для кофе. Детям было рассказано обо всех циклах работы завода, профессиях, выпускаемой продукции. В завершении встречи ребята получили подарки- йогурты. Некоторые дошкольники вместе с родителями попробовали приготовить йогурт в домашних условиях и мы оформили красочную выставку фотографий в группе. На данном этапе проекта мы с детьми изучали маршрут товара (д\и «Что сначала, что потом?»-как на завод поступает молоко), затем знакомили с профессиями в сельском хозяйстве, акцентировали внимание детей на важности профессий в сельском хозяйстве (беседа, презентация, составление рассказа по серии сюжетных картин).  При знакомстве с фабрикой «Марс» детям очень понравилось самим придумывать название продукции для шоколада: «Сластена», «Ступинчанка», «Вкусняшка», «Сюрприз с орехом». «Эрман»- для йогурта: «Силач», «Витаминчик», «Объеденье», «Фруктовое счастье», а также разрабатывать рецептуры, из чего можно сделать йогурт. Дети попробовали себя в роли дизайнеров при оформлении упаковок для товаров. Яркий дизайн упаковок, придуманной ими продукции, способствует рекламе новых товаров и их узнаваемости на полках магазинов. Значимым и запоминающимся мероприятием стал конкурс «Я пеку, пеку, пеку..» (дети и родители). Дети попробовали себя в роли пекарей и кондитеров, познакомились с рецептурой продуктов, поняли, что каждый труд ценен и важен. Они сами смогли представить свою выпечку, прочитав стихи или рассказав интересную историю и, конечно, же все попробовать на совместном чаепитии. Дети были очень довольны и счастливы! Еще одним ярким и запоминающимся событием стала ярмарка. Дети рекламировали свой товар, попробовали себя в роли продавцов и покупателей. И самое главное узнали цену деньгам, ведь продаваемые товары они изготовили сами вместе со своими мамами и папами. В процессе реализации проекта дошкольники познакомились с такими экономическими категориями: труд, товар, цена, заработная плата, доход, расход, бюджет и др. Все полученные знания детей мы закрепляли чтением художественной литературы, просмотром мультфильмов по теме проекта. Наши воспитанники приняли участие В «Интеллектуальном марафоне» (АПРОД), олимпиаде по финансовой грамотности «Первые шаги в мире финансов» (28.01-11.02 2025г.)- Всероссийский цифровой образовательный  портал «Образовариум», продемонстрировав свои знания. Мы, педагоги, делились опытом с коллегами и выступали на региональных вебинарах: «Формирование ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотности». Тема выступления: «Краеведческий компонент как средство развития нравственно-трудовых и экономических знаний старших дошкольников по финансовой грамотности» (28.11.23г), «Современные подходы к организации проектной деятельности в дошкольном образовании» Тема выступления: «Использование инновационных технологий в проектной деятельности для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» (25.02.2025г.)

Заключительный этап: (май) На заключительном этапе были проведены викторины: «Профессии. Какие они?», «Город на Оке», игра- соревнование «Экономика и мы». Выпуск книги «Профессии родителей нашего города».

 Важно, что наш проект сформировал начальные представления детей об экономических отношениях, заложил основы экономической культуры, прояснил связи между работой, заработком, затратами и сбережениями и различными рыночными отношениями. Проект соответствовал возрастным потребностям и интересам старших дошкольников. Теперь дети раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения в дальнейшей жизни.

Литература: 1. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.  Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская М.: ТЦ Сфера, 2015

2.Беседы об экономике. Т.А. Шорыгина М.: ТЦ Сфера, 2009

3. ОБЖ для старших дошкольников. Н.С. Голицына, С.В. Люзина, Е.Е.Бухарова М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2010

4. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ с детьми 4-7 лет. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, М.:Мозаика-Синтез, 2013

5. СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по ознакомлению с окружающим миром. Л.Ю.Павлова. М.:Мозаика-Синтез, 2014

6. Ознакомление с ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ окружением. О.В.Дыбина М.:Мозаика-Синтез, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие. Организованная образовательная деятельность по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»

Познавательное развитие. Организованная образовательная деятельность по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»...

НОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие мышат в страну финансов»

НОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие мышат в страну финансов" обучает и ознакамливает детей финансовой грамотности. Основной целью является форм...

Отчет по самообразованию "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи: Образовательные: Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «ден...

Развлечение по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с деньгами»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу с «Афлатуном»

Финансовая грамотность – часть экономического воспитания. Это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста пон...