Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы Тема: Квест-игра «Ищем клад с Бабой - Ягой»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности.
Задачи:
1. Развивать у детей экономическое мышление.
2. Расширить представление детей о труде взрослых.
3. Развивать у детей умение различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
4. Формировать у детей представление о расходах семьи, понимать основные потребности семьи
5. Развивать у детей умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
6. Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
7. Воспитывать у детей социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы № 1
Тема: Квест-игра «Ищем клад с Бабой - Ягой»
Составила и провела:
Комарова Л.В.,
воспитатель высшей
квалификационнной категории
Волжский, 2024
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности.
Задачи:
1. Развивать у детей экономическое мышление.
2. Расширить представление детей о труде взрослых.
3. Развивать у детей умение различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
4. Формировать у детей представление о расходах семьи, понимать основные потребности семьи
5. Развивать у детей умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
6. Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
7. Воспитывать у детей социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Материалы к занятию: Интерактивная доска, мультимедийная презентация с заданиями, карточки с изображением купюр, монет, сундучок с сокровищами (шоколадными монетками), детские деньги «Рублики», подсказки с заданиями, , шаблоны копилок на каждого ребенка, бумажные монетки, карточки с цифрами от 1 до 20, купюры разного номинала от 50 до 5000рублей.
Ход занятия:
1. Организационная часть
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, кто такие кладоискатели? (это люди, которые ищут клад).Ребята, я хочу Вам предложить поиграть в увлекательную игру – квест «Найди клад», но для того, чтобы отыскать клад, мы должны будем выполнить все задания. У меня есть карта-схема, которая и поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим ее. Шаг за шагом, выполняя задания, мы будем приближаться к нашей находке. Вы согласны отправиться в увлекательное путешествие? (Ответы детей)
2. Основная часть
Задание №1 «К»
Давайте посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека?
С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку. Давайте определим, какие деньги у современного человека. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ну, ребята, слушайте внимательно, что я вам буду читать, хорошо думайте и отвечайте только «Да» или «Нет»!
1. Первобытные люди жили в пещерах, и у них всегда было много денег (нет).
2. Люди в пещерах занимались охотой, а потом продавали добычу за золотые монеты (нет).
3. Давным-давно люди не нуждались в деньгах, а просто менялись предметами, которые у них считались ценными (да).
4. Когда ещё не было денег, люди могли оплачивать товары перьями, рисом, ракушками, зерном (да).
5. Сейчас в каждом магазине можно расплатиться солью (нет).
6. Первые монеты мало похожи на современные деньги (да).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы получили первую монетку!
А вот и заработанный «рублик», наша карточка с буквой и подсказка для следующего задания. (Рассматривают подсказку)
Вдруг открывается дверь и залетает на метле Баба Яга.
Баба Яга: Всем здравствуйте! Чем это вы здесь занимаетесь? (забирает со стола деньги). Ой, денежки. Они мне очень пригодятся. Скоро у Кощея Бессмертного день рождения, накуплю ему разных подарков, пусть радуется (собирается улететь из группы).
Воспитатель: Баба Яга, зачем ты взяла наши деньги! Верни нам их, пожалуйста. Мы без них не сожжем найти клад.
Баба Яга: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.
Воспитатель: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?
Дети: Нет. Воровать деньги нельзя.
Воспитатель: Баба Яга, отдай нам наши деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.
Баба яга: Ага, какие хитренькие. Деньги я вам так просто не отдам. Сначала расскажите мне, где их взять, а потом я подумаю, отдавать вам деньги или нет.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, откуда у людей берутся деньги.
Дети: Деньги можно заработать на работе. Деньги можно получит от продажи дома. Деньги можно выиграть в лотерею. Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения.
Баба Яга: А можно я с амии отправлюсь на поиски клада??? Я тоже очень денежки люблю! (ответы детей).
Задание № 2 «Л»
Воспитатель: Следующее задание. В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте посмотрим и рассмотрим, какие бывают деньги.
Из чего сделаны монеты? (металлические)
Какой они формы? (круглой)
Из чего сделаны купюры? (из бумаги)
Какой они формы? (прямоугольной)
Можем ли мы сами нарисовать деньги?
Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
А вот и заработанный «рублик», наша карточка с буквой и подсказка для следующего задания.
Задание №3 «У»
Дидактическая игра "Найди российские деньги» (дети на экране интерактивной доски видят иллюстрацию с купюрами разных стран. Необходимо из общего количества купюр выбрать только российские купюры)
А теперь разложите монеты и купюры от меньшего к большему
«Дети раскладывают деньги от меньшего к большему»
А вот и заработанные «рублики», наша карточка с буквой и подсказка для следующего задания.
Баба Яга: Что-то я устала, давайте отдохнём.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Задание №4 «М»
Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги? Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители? Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи? Ответы детей
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье? Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет) Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку.
А вот и следующее задание? «Доход, расход».
Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются (доход, а то, что мы тратим на определённые нужды, называется (расход).
Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
1. Родители получили зарплату. (доход)
2. Бабушка заболела (расход).
3. Потеряли кошелёк… (расход).
4. Нашли клад (доход).
5. Купили новую игрушку (расход).
6. Заплатили за воду… (расход).
7. Получили вознаграждение (доход).
8. Отправились в путешествие (расход)
Давайте подсчитаем общий семейный бюджет.
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль. Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
А вот и заработанные «рублик», наша карточка с буквой и подсказка для следующего задания.
Задание №5 «Б»
Ребята, а следующее задание нужно ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе, и объяснить, почему вы выбрали эту книгу.
1. Какой сказочный герой положил деньги ямку, для того, чтобы они подросли? (Буратино)
2. Где взяли деньги на покупку коровы кот Матроскин, пес Шарик и дядя Федор?
( нашли клад)
3. Какой сказочный персонаж выполнил все желания старухи? (Золотая рыбка)
4.В какой сказке сказочный персонаж периодически нес золотые яйца? (Курочка-ряба)
5. Героиня какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
6.Какая сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
Задание №6 «А»
Воспитатель: Ребята, думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Чтобы мечта осуществилась, Вы можете сами приблизить ее, начав копить свои собственные сбережения. Давайте, мы сегодня попробуем сыграть в игру и узнаем как можно начать копить деньги. У каждого из вас на столе лежит копилка, рядом с копилкой карточка с суммой, которую вы можете в нее положить. Найдите соответствующие монетки и опустите в копилку. Если вы сделаете это правильно, мы получим последнюю карточку-подсказку. Дети выполняют задания.
Воспитатель: А вот и последний «рублик», наша карточка с буквой и подсказка.
Заключительная часть.
Баба-Яга: Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями.
А теперь давайте узнаем, какая тайна хранится на карточках с буквами. Вам нужно составить слово и прочитать его. Где же спрятан наш клад с сокровищами?
(Ребята составляют слово из карточек). Дети читают слово «Клумба».
Воспитатель: - Правильно ребята, это слово «Клумба». Значит наш клад спрятан в нашей цветочной клумбе, которая находится на нашем участке. Пойдемте его найдем. Дети вместе с воспитателем выходят на участок, находят сундучок в клумбе с шоколадными монетками.
Рефлексия: Ребята, где мы с вами сегодня были, о чем говорили, что узнали. (Ответы детей).Какое задание Вам понравилось больше всего ? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы «Вперед к победе!»
формирование навыка составления бюджета семьи....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Сценарий итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе логопедической группы «Путешествие с Буратино» (квест-игра)
Образовательное мероприятие разработано с целью закрепления у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством исполь...

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы»
Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы» Подготовила: воспитательI квалификационной кат...

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы Дидактическая игра «Давай поменяемся»
Дидактическая игра направленная на формирование представления о роли денег....
Квест – игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы «Вперед к победе!»
Цель: формирование навыка составления бюджета семьи.Задачи: закреплять представления о том, что семейный бюджет это общесемейное дело, касающееся всех членов семьи; формировать представлени...

Конспект познавательного занятия по формированию основ финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Цивилизация денег: от древности до наших дней»
Занятие построено на основе современной инновационной технологии «Река времени» с целью формирования представлений детей об историческом времени - от прошлого к настоящему. Технология...
