Функциональная грамотность
материал по основам финансовой грамотности
Практикум по функциональной грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.66 КБ | |
| 420.92 КБ | |
| 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Игра по финансовой грамотности для педагогов:
«Что? Где? Когда?»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать разумное финансовое поведение и ответственное отношение к личным финансам.
Развивающие:
Развивать практические умения быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.
Воспитательные:
Пробуждать интерес к финансовой грамотности;
сплачивать коллектив участников.
Оборудование: проектор, видео- вопросы, волчок, конверты с заданиями, зрители и знатоки (жеребьёвка), деньги, игровое поле, песочные часы, чёрный ящик, картина, листы с баллами (13), награждение.
Ход игры
- Вводная часть.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности.
Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая.
Конечно, мы сами должны знать по финансовой грамотности всё, и немного больше.
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Экономики.
Предлагаем вам поучаствовать в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Для начала нам нужно разделиться на команды. Одна команда называется «Знатоки», другая – «Зрители» будем играть с «Телезрителями». За каждый правильный ответ команда будет получать денежное вознаграждение и баллы.
2.Основная часть.
Знатоки садятся за стол.
Ведущий или знатоки (на выбор) крутит волчок.
Ведущий: Уважаемые знатоки вращайте волчок.
1.Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя…» (Внимание ответ: Хвалит)
Вопрос от воспитанницы МБДОУ «Детский сад № 48».
2. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Внимание ответ: Двигатель)
Вопрос от кадета Ачинского кадетского корпуса им. Героя Советского Союза Г.Г. Голубева .
3. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Внимание ответ: Блоха) Вопрос от заведующей АХР МБДОУ «Детский сад №48»
4.Картина: Они всегда молчаливы, занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел. Ими часто пугали непослушных детей. В наши дни эта профессия не востребована. (Внимание ответ: Трубочист) Вопрос от студентки «Ачинского торгового - экономического техникума»
5. Как говорят о деньгах, если они пропали впустую? (Внимание ответ: Плакали денежки)
Вопрос от сотрудника центра крови.
6. Ведущий: Вам нужно угадать, что находится в черном ящике.
Внимание, вопрос! В черном ящике находится предмет, который может украшать ваш дом, может помочь осуществить ваши желания и сохранить ваше богатство.
После ответа команды ведущий объявляет:
Внимание, правильный ответ! В черном ящике находится… копилка.
7. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка) Вопрос от выпускницы МБДОУ «Детский сад № 48», ученица 1 класса школы № 16
8. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. (Внимание ответ: Кот в сапогах)
Вопрос от представителя родительского комитета подготовительной группы «Детского сада № 48».
9. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (Внимание ответ: Чипсы)
Вопросот ученика МАОУ «Школа №3».
10. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (Внимание ответ: Соль)
Вопрос от сотрудника МБДОУ «Детский сад № 48» .
11. Музыкальный вопрос.
12. Блиц Опрос.
1. На товаре быть должна, обязательно … цена.
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … доход.
3. Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся: и крупа, и самовар называются … товар.
4.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … вклад.
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке… проценты.
6. И врачу, и акробату выдают за труд … зарплату.
Музыкальна пауза.
Ведущий: А теперь давайте немного разомнёмся.
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку).
А теперь просим подсчитать вас «Знатоки» и «Телезрители» сколько баллов вы заработали. Определяется победитель. Вручаются подарки.
3.Рефлексия.
Ведущий: Сегодня мы познакомились с игрой, которую вы легко можете использовать в работе по формированию у детей финансовой грамотности.
Хочется подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Знаком (а) с основными понятиями темы | 1 | 2 | 3 |
Осознаю проблему формирования функциональной грамотности | 1 | 2 | 3 |
Знаком(а) с понятиями «грамотность», «функциональная грамотность» | 1 | 2 | 3 |
Связываю необходимость формирования функциональной грамотности с целями своего предмета | 1 | 2 | 3 |
Различаю разные уровни развития функциональной грамотности и уровни сложности заданий, направленных на ее формирование | 1 | 2 | 3 |
Рассматриваю понятие «чтение» широко, в том числе, как чтение графиков, схем, таблиц | 1 | 2 | 3 |
Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности | 1 | 2 | 3 |
Мастер-класс "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения" |
Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся навыков функционального чтения. |
Выступающий: Сердюк Лариса Валерьевна |
Ход мастер-класса: |
Самооценка по предлагаемой теме. 3- овладел и применяю на практике 2- знаком с темой 1-не знаком с темой «3» на 5 - 6 вопросов, подготовленность 70-80 % Все задания будем выполнять с использованием платформы learningapps. (LearningApps – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнениядля отработки и проверки знаний).
Ссылка 1. Облако слов Напишите свои ожидания по теме мастер-класса, для оформления можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать или вставить в свой сайт. Например: Как формировать навык смыслового чтения; как совершенствовать технику чтения; методы и приёмы работы по развтию функционалного чтения.
Ссылка 2. Восстановите высказывание «МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ» Высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения. Мы отрабатываем один из приёмов «Преобразование и интерпретация текста». Задача – научить ребенка воспринимать все виды информации, заложенной в тексте:
|
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Составьте определение, опираясь на понятия: Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство. Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Человек, который видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным. Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
Функциональная грамотность:
В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:
Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности, подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответствуют определенному индикатору. Ссылка 3. Компоненты функциональной грамотности 3. Функциональное чтение как один из важнейших путей развития каждого вида функциональной грамотности. Развитие навыков грамотного чтения – главная задача школы. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно |
использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев).
Цель функционального чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Оно строится на приемах просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.
Сплошные тексты – художественные и нехудожественные – бывают трех типов – повествование, рассуждение и описание.
Что же относится к несплошным текстам?
Ссылка 4. Виды несплошного текста
Процесс обучения функциональному чтению состоит из последовательных действий, расположите их в нужной последовательности
Ссылка 5. Этапы формирования навыков функционального чтения
Мы отработали один из приёмов «Восстановление последовательности процессов, событий» Для формирования функционального чтения предлагаются различные
задания, которые можно посмотреть по
ссылке 6. Типология заданий на функциональную грамотность
Таким образом, мы видим, что формирование читательских умений проходит в несколько этапов.
Распределите планируемые метапредметные и предметные результаты по уровням сформированности функционального чтения.
Ссылка 7. Уровни сформированности функционального чтения
- Работа по определению существенного признака
Рассмотрите несколько заданий, направленные на формирование функционального чтения. Попробуйте определить, какое именно умение отрабатывается в данном задании. Перейдите по ссылке 8. Задание 1
- Практическое задание.
На основе этого рекламного буклета попробуйте придумать свои задания на формирование функционального чтения. | |||
Примеры заданий: 1. Ответьте на вопросы
| |||
Итак, прочитав материалы данного мастер-класса и выполнив задания, давайте еще раз попробуем определить ключевые понятия темы. Ссылка 9. Итоговое задание.
Вернемся опять к облаку слов. Какие бы из них Вы изменили? Изменили бы цветовую гамму облака? Изменили бы форму облака? Почему? Ссылка 10.18 способов использования облака слов в учебной работе | |||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...


