«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
консультация

Спириденкова Ирина Анатольевна

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?

Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?

Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.

Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?

Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.

Печальный и, я бы даже сказала, постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.

Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?

Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.

Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.

Да, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению. А это - ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель?

Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.

В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На мой взгляд, их много:

-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).

-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).

-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?

Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Сертификат "Методическая мозаика 2022. Функциональная грамотность: от читательских навыков к глобальным компетенциям"

Методическая мозаика 2022. Функциональная грамотность: от читательских навыков к глобальным компетенциям...

Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

Данная  разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...

ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в процессе формирования базовых навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях посвящены работы А. Д. Шатовой, Н. Л. Беляевой, Л. Н. Галкиной, Е. А. Сидякиной  и ...

«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на занятиях по развитию речи с использованием каврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича»

Представляем некоторые игры и упражнения с  использованием развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича  которые можно использовать как для закрепления знаний по подготовке к обучению гр...