«Формирование финансовой грамотности дошкольников на основе дидактической игры».
проект по основам финансовой грамотности
В статье раскрыта тема использования игровых технологий как средства формирования финансовой грамотности дошкольников. Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. Ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок»
«Формирование финансовой грамотности дошкольников на основе дидактической игры».
Направление:
практико – ориентированное
Моисеева Лариса Александровна воспитатель;
Паршина Татьяна Валерьевна, воспитатель
Первой квалификационной категории
г. Лесосибирск
Введение
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений (Program for lnternational Student Assessment - PISA). Результаты исследований PISA показывают, что педагоги России дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Именно поэтому сейчас довольно остро стоит вопрос о формировании функциональной грамотности у подрастающего поколения. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Возникают вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует начать знакомство с экономикой? И кто должен и может учить этому направлению детей?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Это направление в работе для нас новое, поэтому мы с детьми находимся на первоначальном этапе - опыт работы только накапливается и формируется. Сейчас мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.
Таким образом, целью такой работы является не только расширение экономического кругозора дошкольника, но и создание условий для развития экономического мышления, интереса к экономическим знаниям через дидактические игры. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, мы наметили следующие задачи:
- проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
- создать картотеку дидактических игр по финансовой грамотности для организации работы с детьми;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
- формировать представления о трудовой деятельности как системе взаимосвязанных компонентов и результатов деятельности, которые зависят от качества выполнения каждого из компонентов.
- формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых, умение ценить чужой и собственный труд.
- дать представление экономической категории «Семейный бюджет», его структуры и динамики.
- воспитывать разумное отношение к деньгам и способности рационально формулировать свои запросы как члена семьи.
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
В качестве средства использовали дидактические игры.
В своей работе мы используем следующие методы обучения дошкольников финансовой грамотности: игровые и словесные методы.
А также такие формы игровой деятельности как дидактические игры, интеллектуальные игры и развлечения, сюжетно-ролевые игры, театрализованные мини-постановки, игровые образовательные ситуации.
Работая по данному направлению, мы пришли к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
В том числе, дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность нашего опыта состоит в том, чтобы посредством дидактических игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Итак, первое, что мы сделали, это заинтересовали детей. С помощью бесед попытались донести до детей, что:
• деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
• объяснили, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
• деньги любят счет, поэтому приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
• финансы нужно планировать.
И основное, что мы пытались донести до детей, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.
Как правило, мы практикуем ситуативные беседы «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления. Например, детей заинтересовала история появления денег. Старшим дошкольникам интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только выращиванием зерна, вторые - шить одежду, третьи - строить дома и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно отдать за корову. Так и придумали деньги.
Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.
Ожидаемые результаты
- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- дети самостоятельно используют– дидактические игры и с большим интересом играют в них;
- активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- повысится компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников;
- заинтересованы родители данной темой, для получения новой и полезной информации;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
- созданы новые дидактические игры родителями в группу, активно используются дидактические игры дома с детьми.
В процессе оформления практики дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления;
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
-все дидактические игры должны нести познавательный характер, что позволит интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний;
- соединить учебно-игровую и реальную деятельности для наиболее эффективного для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний;
- знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития»;
- формулировать четкие, экономически грамотные вопросы для того, чтобы дети научились ясно высказывать свои предположения.
Дидактические игры по формированию финансовой грамотности
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Наши дети часто думают, что можно купить всё, что хочешь, иметь всё, что хочешь. Так ли это? Разобраться помогает игра «Груша- яблоко». Для игры нужно взять лист бумаги. На одной стороне крупно нарисовать яблоко, перевернуть листок, и на обратной крупно нарисовать грушу. А затем предложить детям вырезать, и яблоко, и грушу. А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.
Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если дети будут чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры по экономике — это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа. В нашей группе недавно появилась игра «Монополия». Играя в «Монополию», ребенок сможет понять общие принципы и внутреннюю сущность построения бизнеса, его законы. Игровой процесс в «Монополии» предполагает постановку цели и постепенное движение к ней, в ходе которого предстоит решать целый ряд текущих задач. Чтобы стать победителем, необходимо проявить все свои лучшие качества, вовремя реагируя на изменившиеся обстоятельства, находить пути конструктивного взаимодействия и проявлять не только логику, но и интуицию. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами. Разработали лэпбуки «Юные Экономисты», «Банкомат», где собраны такие игры как «Кто как работает?», «Хочу и надо?», «Сложи монетки в копилку», «Магазины» и др.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредствам сюжетно-ролевой игры"
знакомство детей с финансовой грамотностью по средствам игры...

ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «ФИНАНСИСТЫ»
Дидактический комплекс способствует формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр....
«Формирование финансовой грамотности дошкольников через использование дидактических и сюжетно - ролевых игр»
Разучивание дидактических и сюжетно – ролевых игр с детьми для формирования финансовой грамотности дошкольников и использование в ежедневной практике....
Мастер-класс по теме: Формирование финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.
Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.Задачи: - поз...

Дидактическое пособие по формированию финансовой грамотности дошкольников для детей второй младшей группы
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в...

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность — особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста, показывающее умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современные дети принимают...

Картотека дидактических игр по формированию финансовой грамотности дошкольников
Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...
