КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Путешествие в страну денег»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Никитова Татьяна Петровна

Цель: формирование у старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег;
  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • закрепить названия основных потребностей и что к ним относится:
  • воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности.
  • формировать положительные   взаимоотношения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ofg_2.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 34 «Теремок»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Путешествие в страну денег»

Воспитатель: Никитова Т. П.

г. о. г. Выкса

2024 г

Цель: формирование у старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег;
  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • закрепить названия основных потребностей и что к ним относится:
  • воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности.
  • формировать положительные   взаимоотношения детей.

 

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

                       Бывают они медные.

                       Блестящие, бумажные,

                       Но для любого из людей,

                       Поверьте, они важные!

Дети: Деньги.

2. Основная часть.

Воспитатель: Правильно, деньги. И сегодня мы с вами поговорим о деньгах. История денег берет начало со времен существования древних племен. У первобытного человека денег не было, но в них не нуждался, а все что ему надо было, ему давала природа. Так, например, в скотоводческих племенах деньгами был скот, в приморских поселениях, деньгами была рыба, которую обменивали на необходимые для племени хлеб и мясо или другие товары.  Известно, что у разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег. Например: в Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири люди использовали в качестве денег шкурки ценных зверей; у некоторых племен Южной Америке и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины; племена Новой Зеландии вместо денег использоваликамни, имеющие в середине отверстие. Кое-где деньгами служили зерно и соль. Использование товаро-денег позволяло обмениватьсяими с другими племенами или использовать по назначению в своем хозяйстве. Но это было очень неудобно. Поэтому возникла потребностьв другой, более практичной форме платежа. Постепенно деньги становятся металлическими. В седьмом веке до нашей эры, появляются чеканные монеты. Они быстро распространяются по всему миру. Это легко объяснить, так как монеты удобно хранить, транспортировать, дробить и объединять. Они имеют большую стоимость при небольшом объеме и весе. Затем появились бумажные деньги в Китае. Деньги менялись в течение длительного периода человеческой истории. В настоящее время в России используются металлические и бумажные монеты-рубли.

Вот так начиналась история денег.

Воспитатель: Ребята,а как вы думаете где берут деньги (зарабатывают). А за что же платят зарплату. Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату. Зарплата - это деньги, которые платят за труд.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, какая профессия у человека», где вы найдете ответ в виде картинки:

  • плита, кастрюля, вкусное блюдо....(повар);
  • доска, мел, учебник....(учитель);
  • сцена, грим, роль...(артист);
  • руль, колеса, дорога...(водитель);
  • весы, прилавок,товар....(продавец);
  • кирпич, цемент,новый дом...(строитель);
  • болезнь, таблетки, белый халат....(врач);
  • ножницы, фен, новая причёска....(парикмахер);
  • маленькие дети, игры, прогулка....(воспитатель).

Воспитатель: Ребята, а всё ли можно купить за деньги?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: (предполагаемые ответы детей:)

  • за деньги нельзя купить любовь;
  • за деньги нельзя купить дружбу;
  • за деньги нельзя купить общение с природой и т. д.

Воспитатель: На что же нужно тратить деньги в первую очередь. Деньги нужны для удовлетворения потребностей. Что такое потребности?(предполагаемые ответы детей).

Значение слова потребность, происходит от слова  требуется.

Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?» Я бросаю вам мяч, а вы продолжаете для чего нам нужны деньги. Итак, деньги на нужны: (предполагаемые ответы детей)

  • для покупки продуктов питания;
  • для покупки подарков;
  • для оплаты услуг(уточнить каких);
  • для оплаты поезда на транспорте и т. д.    

                 Пальчиковая гимнастика: «Будем денежки считать»

 

Один, два, три, четыре, пять-                         Двигаем пальчиками

Будем денежки считать.                               Сжимаем и разжимаем пальцы рук.

 

Одна монета - оплата за дом,                         Загибаем мизинец.

Дом, в котором мы живем.

 

Вторая монета — монета за свет,                    Загибаем безымянный палец.

Воду и газ. Чтоб было все у нас.

 

Третья монетка — одежду купить.                   Загибаем средний палец.

 

На четвертую монетку купим,                           Загибаем указательный палец.

Есть и пить.

 

Ну а пятую пока -                                                 Спрячем большой палец, в кулак

Спрячем на донышке кошелька!                        согнув все пальцы.

 

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, экономить — это хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы можете экономить деньги?

Дети: Не лить зря воду; бережно относиться к своим вещам; не ломать игрушки и т.д. 

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Наоборот».Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова — наоборот. Готовы?

  • Покупатель - продавец;
  • много - мало;
  • богатый - бедный;
  • трудолюбивый - ленивый;
  • тратить - копить;
  • дорого - дёшево;
  • высокие(цены) - низкие (цены);
  • доход - расход и т.д.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Давайте запомним правила обращения с деньгами:

  • деньги можно накопить или потратить;
  • экономно распоряжаться деньгами;
  • в первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности;
  • потраченные средства уже не вернёшь;
  • невозможно иметь все, что хочешь;
  • бережно относиться к деньгам.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 34 «Теремок»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Деньги. Монета. Пластиковая карта»

Воспитатель: Никитова Т. П.

Г. о. г. Выкса

2024 г

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

Задачи:

  • формировать у детей познавательный интерес;
  • закрепить понятия «монета», «купюра», «деньги»;
  • развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: игрушка Буратино, театральная ширма, монеты, купюры, банковская карта.

 

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Я люблю наш детский сад.

                        В нём полным-полно ребят.

                        Может-сто, а может двести.

                        Хорошо, когда мы вместе.

                        Все на месте?

                        Все мы тут?

                        Повернулись, оглянулись

                        И друг другу улыбнулись.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, по-моему, кто-то плачет? Послушайте! (Из-за ширмы появляется заплаканный Буратино). «Буратино, почему ты плачешь?» - спрашивает воспитатель.

Буратино: Меня обманули Кот Базилио и Лиса Алиса. Они привели меня в страну Дураков, на поле чудес. Сказали, чтобы я закапал монетки в землю и полил их водичкой, а потом вырастет дерево, на котором будет много монеток. Я нечаянно уснул, а когда проснулся, моих монеток не было и никакое дерево не выросло.

Воспитатель: Эх, Буратино, разве можно было закапывать монетки в землю?

Буратино: А где их нужно прятать?

Воспитатель: Ребята, подскажите Буратино, где нужно хранить деньги?

                   (Ответы детей — в кошельке, копилке, банке)

Буратино: А что такое — кошелек? (Воспитатель показывает кошелёк, где Буратино замечает купюры).

Буратино: А зачем там лежат какие-то бумажки?

Воспитатель: (достает купюры) Ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Правильно. Точнее сказать — купюры. Кто из вас знает, какие бывают купюры?  (Ответы детей). А все вместе — монеты и купюры называют деньгами. Ребята, а скажите мне — где мы носим деньги, монеты, банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются — «наличные деньги». Ещё бывают «безналичные деньги». Их у нас нет в кошельке, они хранятся на пластиковой карте (показывает пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Знаете ли вы как пользоваться пластиковой картой? (пластиковую карту нужно вставить в банкомат и знать пароль).

Буратино: А вообще, зачем нужны деньги?

Воспитатель: А, чтобы это узнать, я предлагаю нам сыграть в игру: «Зачем людям деньги», а ты Буратино внимательно слушай.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, я буду бросать мяч каждому из вас, а вы будете говорить, для чего нужны деньги

  • покупать игрушки;
  • покупать еду;
  • платить за интернет;
  • платить за квартиру;
  • покупать одежду и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли какие-то правила обращения с деньгами.

Ответы детей:

  • бережно относится к деньгам;
  • нужно уметь считать деньги, чтобы на все необходимое хватило;
  • нужно уметь откладывать деньги в копилку -например, на отпуск, на подарки и т. д.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю немного отдохнуть и вместе с Буратино потанцевать. (звучит песня из кинофильма «Приключения Буратино»).

Молодцы, ребята, а как вы думаете, откуда берутся деньги? (Ответы детей). Правильно, их платят взрослым людям за работу, которую они выполняют.

Воспитатель: Буратино, теперь ты понял, какие бывают деньги и где их нужно хранить. А сейчас, ребята я предлагаю вам, нарисовать копилки для Буратино.

                           

Рефлексия.

Рассмотреть все рисунки, обратить внимание на их красоту, аккуратность, выразительность.

Воспитатель: Дорогой Буратино, мы дарим тебе эти копилки, чтобы ты мог хранить там свои денежки.

(Дети свои «Копилки»  дарят  Буратино).  

 Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 34 «Теремок»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«В гости к Монетки»

Воспитатель: Никитова Т. П.

Г. о. г. Выкса

2024 г

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Задачи:

  • научить понимать назначение денег;
  • совершенствовать навыки счёта на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость.

 

ХОД НОД:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? Почему? (Ответы детей).. Отправляемся в гости? Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в гостях очутись». А в гости мы отправимся к моей знакомой, а кто она такая отгадайте:        

                                             Маленькая, кругленькая.

                                             Из кармана в карман скачет.

                                                                          (Монетка).

2. Основная часть.

Монетка: Здравствуйте, ребята, а вижу, что вы меня узнали. Как хорошо, что вы у меня в гостях. В моей стране живут деньги, они все разные и у них у каждого есть своё название. Ребята, а давайте познакомимся с жителями моей страны: (дети рассматривают деньги). А кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся. (Предполагаемые ответы детей). А какими они бывают (железные и бумажные).

Скажите, для чего нужны деньги. (Предполагаемые ответы детей: покупать товар, еду, игрушки, давать в долг, коллекционировать, копить и т. д.)Монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься.

Задания с монетками:

разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами — рублями, несколькими способами.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. Я сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Что можно купить за деньги?» Если этот предмет на картинке можно купить за деньги, то хлопайте в ладоши, а если нельзя купить, то не хлопайте.  (Воспитатель показывает картинки: хлеб, молоко, конфета, ветер, дождь и т.д.)

Монетка: А кто из вас знает за что можно получить деньги (за труд — зарплата, за хорошую учёбу — стипендия, пенсия, клад и т. д.)

Да все эти полученные деньги мы можем считать — ДОХОДОМ, а вот то что мы их тратим — это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Предлагаю поиграть в игру: «Доход — расход. Я начну читать сейчас. Хором вы мне отвечайте: доход или расход.

  • Мама получила зарплату — доход;
  • потеряли кошелёк — расход;
  • выиграли приз — доход;
  • бабушка заболела — расход;
  • папа получил премию — доход;
  • заплатили за квартиру — расход;
  • нашли монетку — доход и т. д.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

                      Физкультминутка «Посчитаем всё вокруг»

                          Раз,два, три, четыре, пять.

                           Можно всё пересчитать.

                       (Ходьба с выставленным указательным пальцем вперед).

                           Сколько в комнате углов

                          (Показать на углы с поворотом туловища).

                            Сколько ног у воробьёв

                          (Приподнимать поочередно ноги).

                             Сколько пальцев на руках

                           (Раскрыть пальцы рук).

                              Сколько пальцев на ногах

                            (Присесть, коснуться носков ног).

                               Сколько в садике скамеек

                             (Полуприседания).

                                Сколько в пятачке копеек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, меняли на что-то, копили деньги. Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови сказку». (Ответы детей). (Сказки: «Муха-Цокотуха», «Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Али-баба и сорок разбойников»)

Монетка: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов.  Вот видите, даже сказочные персонажи живут, так же, как и люди.

Воспитатель: Предлагаю еще немного поиграть. Я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ — отвечает.

  • На товаре быть должна обязательно….(цена)
  • очень вкусная витрина у овощного....(магазина)
  • люди ходят на базар: там дешевле весь….(товар)
  • и врачу, и акробату выдают за труд ….(зарплату)
  • купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно...(весы)
  • будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в....(банке).

Монетка: Ребята, а вы знаете половицы и поговорки о деньгах?

  • Считай деньги в своем кармане.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Деньги любят счет.
  • Без копейки рубля не бывает.
  • Кто не богат, тот и копейки рад, а богатому — и тысячи мало.

Монетка: Какие вы молодцы! Но нам пора прощаться, до свидания ребята!

Воспитатель: И нам пора отправляться в детский сад. И чтобы вернуться назад, закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись». Вот мы и в детском саду.

Рефлексия.   Полчаса мы занимались

                            И немножко баловались,

                            А теперь детвора.

                            Отдыхать и вам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономика»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Денег»

Финансовая грамотность в старшей группе «Путешествие в страну Денег»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Путешествие в страну Финансов»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшегодошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Путешествие в страну Финансов»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшегодошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,«банкнота», «пластиковая карта&ra...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в мир денег»

Интересное увлекательное и обучающее путешествие познакомит детей с миром денег и их свойствами...

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе "Путешествие в Страну Денег"

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о мире денег, их функциях и бережном отношении к ним....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "Путешествие в страну Финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «п...