Беседа «Минутный цикл» Игра-упражнение «Минута спокойствия» (на основе нейротренажера)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Костюнина Анастасия Васильевна

Знакомство детей с часами, минутным и часовым циклом. Формирование у детей чувства времени, ценностного отношеия к времени жизни. Развитие навыков саморегуляции и психоэмоциональной устойчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fingramotnost.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Минутный цикл»

Игра-упражнение «Минута спокойствия»

(на основе нейротренажера)

     Задачи:

-познакомить с часами, минутным и часовым циклом; формировать у детей чувство времени, ценностное отношение к времени жизни;

-развивать навыки саморегуляции и психоэмоциональную устойчивость;

-учить владеть своими чувствами и соблюдать на определенном интервале времени заданные условия;

-развивать навыки работы в команде.

   Материалы и оборудование: часы, картинки (игрушки): фея Секундочка и фея Копеечка, USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО» с видеофаилом ней-ротренажера «Время и Я» - Игра-упражнение «Минута спокойствия», пособие «Мы растем и созреваем!» - Приложение 1, рис. 2, 6 и 25.3, 30 - 30.2.

   Методическое описание. Педагог с помощью часов рассказывает о минутном и часовом циклах, напоминая о секунде, как начале Дерева времени человека. Затем проводит игру-упражнение «Минута спокойствия», которая носит соревновательный характер и выполняется во время просмотра одноименной видеокомпозиции.

Ход занятия.

Первый этап (знакомство с часами). Педагог показывает детям часы.

- Ребята, часы есть в каждом доме. По часам мы просыпаемся. Дети идут в детский сад, школу, а родители - на работу. По часам ориентируемся, не пора ли уже спать. Скажите, как бы выглядела наша жизнь без часов? (ответы)

- Без часов просто невозможно представить нашу жизнь. Посмотрите внимательно на циферблат часов. Что на нем есть? (ответы)

- Мы видим числа по кругу циферблата и три лучика-стрелки из центра выходят. День за днём они водят хороводы. Самая длинная стрелочка - секунд-ная. Стрелочка покороче - минутная, а совсем коротенькая - часовая.

   Педагог показывает на часах и напоминает:

- Ребята, секундная стрелка показывает, как зарождается и появляется на свет минута (минутный цикл)

- Минутная стрелка показывает, как рождается час (часовой цикл)

- Часовая стрелка показывает, как рождаются сутки (суточный цикл)

   Педагог делает вывод:

- Три часовых стрелки-лучика показывают, как непрерывно и плавно рождается время. Они помогают нам беречь время, не тратить его попусту и соблюдать порядок в делах.

    Второй этап. Педагог устанавливает логические связи: Планета Земля -временные циклы (время) - деньги - заработная плата человека.

- Ребята, Секундочка и Копеечка принесли с собой глобус. Они напоминают нам, что, благодаря вращению Земли, появляется годовой, суточный и недельный циклы. Показывает наглядное пособие «Мы растем и созреваем!».

- Как вы думаете, дружат ли с минутой и секундой живые плоды? (ответ: да)

- Конечно же, дружат! Ведь они растут и созревают, не останавливаясь, трудятся каждую секунду и минуту!

- Подумайте, почему человеку нужно дружить с минутой? (ответ: он тоже растет и созревает всю свою жизнь)

- Что важное может сделать за одну минуту: садовник, врач, пожарник и т.д.? (ответы).

   Педагог обобщает: представители всех профессий должны ценить время, дружить с ним. Рабочее время человека, за которое он получает заработную плату, состоит из секунд, минут и часов. Если человек уважает и бережет рабочее время, его ценят и уважают на работе. Он получает достойную заработную плату (показывает на Дерево денежной системы РФ).

Физкультминутка (по выбору педагога)

- Ребята, сегодня Секундочка и Копеечка предлагают интересную игру-соревнование, чтобы мы подружились с минутой и увидели минутный цикл. Педагог организует просмотр видеоролика нейротренажера «Время и Я: Минута спокойствия».

Ход игры

    Дети рассаживаются перед экраном. На экране появляется циферблат часов для визуализации времени, проведенного детьми в спокойном состоянии. Дети наблюдают за движением минутной стрелки и изменениями фона (цвета, оттенков, форм).

   Условие игры: кто пошевелился, того выводят из игры. Кто больше число минут просидел спокойно (неподвижно, в одной позе), глядя на экран, тот и выиграл.

   Задача ребенка - как можно дольше просидеть спокойно, сохраняя правильную осанку (ступни ног на полу, спина выпрямлена, руки на коленях).

   Задача педагога - следить, чтобы все дети сохраняли правильную осанку и неподвижность. Как только ребенок пошевелился, педагог произносит ему: «Стоп-игра!». Он становится просто наблюдателем. Остальные дети продолжают игру. Количество игровых циклов определяет педагог. В ходе игры он фиксирует количество «минут спокойствия» и сообщает детям, отмечая динамику; при необходимости мотивирует на выполнение задания. Он обращает внимание детей (тихим голосом) на постоянное увеличение количества минут на часах: «Смотрите, одна минута уже прошла, молодцы! Уже вторая минута (второй минутный цикл)! Третий! У вас отличная выдержка! Как хорошо вы сохраняете спокойствие!» Педагог одобрительно отмечает (вслух) факт установления полной тишины и спокойствия. Устанавливает связь такого состояния человека с его благополучием (напоминает пословицу: деньги любят тишину и проч.).

    По окончании игры педагог подводит итоги: кто сколько минутных циклов (минут) просидел спокойно; отмечает личные достижения каждого ребенка (повышение самодисциплины, увеличение выдержки и воли, степени спокойствия и времени просмотра видео композиции). Командную работу оценивает по шкале «Мастер плюс» - на основе пяти природных образов из цикла жизни дерева.

    Позитивная установка в начале игры:

Раз, два, три, четыре!

Есть порядок в этом мире.

Тихо, ровно я сижу На минуточки гляжу.

     Позитивная установка в конце игры:

Раз, два, три, четыре!

Есть порядок в этом мире.

Мы минуточки считаем.

Время так мы уважаем!

   Повышение уровня сложности: во время просмотра педагог отвлекает внимание от просмотра (хлопок в ладоши с лева и справа, сзади, легкое прикосновение-щекотание и проч.). При повторном выполнении выбирает себе 1-2 помощников (для создания помех). Задача детей не реагировать на «помехи», не отвлекаться, не смеяться, продолжать просмотр, сохраняя спокойствие и неподвижность. Педагог вслух называет количество секунд и одобрительно отмечает сосредоточенность и выдержку детей.

   Дополнительные рекомендации: проведение игры-упражнения «Минута спокойствия» совместно с родителями. Дети сами знакомят взрослых с правилами игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа из цикла "Хорошие манеры" - "Добрые слова"

Беседа для детей дошкольного возраста о использовании хороших и добрых слов. Учит  быть вежливыми....

КОНСПЕКТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Беседа из цикла «Хорошие манеры»…«Добрые слова»….

Конспект беседы для детей средней группы "Добрые слов и хорошие манеры"....

беседа из цикла "Русская изба-снаружи и внутри"

отчет о беседе с детьми старшей группы нв тему "История русского костюма"...

Беседа из цикла "Волшебные шашки" «По дороге знаний»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения шашек....

Беседа из цикла «Уроки безопасности для детей старшей группы «Пожар»

Учить детей совершать правильные действия при пожаре. Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару....

Беседа из цикла «Уроки безопасности для детей старшей группы «Опасности на улице и во дворе»

Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома...