Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сидоренко Надежда Андреевна

Тема: «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Форма проведения: Игровая беседа с элементами проблемной ситуации.
Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: Создание условий для формирования у детей первичных представлений о финансовых понятиях: деньги, их назначение, разумное использование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_fg.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности

Тема: «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Форма проведения: Игровая беседа с элементами проблемной ситуации.
Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: Создание условий для формирования у детей первичных представлений о финансовых понятиях: деньги, их назначение, разумное использование.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Дать представление о деньгах (монетах, банкнотах) как средстве обмена.
  • Познакомить с понятиями «доход» (зарплата), «расход», «копилка», «экономия».
  • Учить различать между «желанием» (хочу) и «потребностью» (надо).
  • Формировать умение делать простой выбор на основе первичных финансовых представлений.
  • Развивающие:
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь.
  • Развивать умение работать в команде, договариваться.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать уважение к труду родителей как источнику дохода.
  • Воспитывать бережное и ответственное отношение к деньгам и вещам.
  • Формировать основы разумного поведения в простых экономических ситуациях.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.

Методы и приемы:

  • Наглядные (картинки, муляжи денег, предметы для игры).
  • Словесные (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово).
  • Игровые (дидактическая игра, проблемная ситуация, сюжетно-ролевой элемент).
  • Практические (работа в парах, выбор).

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная презентация с картинками или набор картинок: монеты и банкноты, магазин, люди разных профессий за работой, копилка.
  • Муляжи денег (или специальные детские игровые деньги).
  • Игрушечный кошелек.
  • Копилка (настоящая или игрушечная).
  • Карточки с изображением различных товаров: хлеб, молоко, яблоко, машинка, кукла, мороженое, книга, футболка и т.д.
  • Карточки-символы: «Хочу» (смайлик с широкой улыбкой), «Надо» (зеленый галочкой домик/сердечко).
  • Атрибуты для сюжетной игры «Магазин»: несколько товаров, ценники.
  • Листы бумаги, карандаши (для запасного варианта).

Ход занятия:

I. Вводная часть (Организационный момент) – 3-4 мин.

  1. Создание мотивации. Воспитатель собирает детей вокруг себя.
  • «Ребята, сегодня к нам в группу пришло интересное письмо от нашего старого знакомого – Незнайки из Цветочного города. Он пишет, что у него проблема. Давайте прочитаем».
  • (Чтение письма): «Здравствуйте, дорогие друзья! У меня была мечта – купить себе новый воздушный змей. Я попросил у мамы денег, она дала мне монетку. Я прибежал в магазин, отдал продавцу монетку, но он мне не отдал змея! Говорит, что моих денег мало. Почему? Как узнать, сколько нужно денег? Помогите мне разобраться! Ваш Незнайка.»
  1. Постановка проблемы.
  • «Как вы думаете, почему Незнайке не хватило денег? (Он не знал цену, у него была только одна монетка). Ребята, чтобы помочь Незнайке, нам самим нужно разобраться, что такое деньги, откуда они берутся и как ими правильно пользоваться. Вы готовы? Тогда наше занятие сегодня называется «Знакомство с финансовой грамотностью» — это умение обращаться с деньгами».

II. Основная часть – 15-18 мин.

  1. Беседа «Что такое деньги?»
  • Воспитатель показывает муляжи монет и банкнот. «Как одним словом назвать то, что я держу в руках? (Деньги). А для чего они нужны? (Чтобы покупать что-то в магазине, платить за проезд, за кружки и т.д.)».
  • Вывод: Деньги — это средство обмена. Раньше люди меняли товар на товар (например, зерно на горшок). Это было неудобно. Поэтому придумали деньги — специальные монетки и бумажки, на которые можно купить любой нужный товар или услугу.
  1. Дидактическая игра «Откуда берутся деньги?»
  • На экране (или на фланелеграфе) картинки с людьми разных профессий (врач, строитель, повар, учитель, водитель).
  • «Ребята, посмотрите, эти люди работают. Как вы думаете, получают ли они деньги за свой труд? Как это называется? (Зарплата). Зарплата — это доход. Деньги не появляются просто так, их зарабатывают трудом. Ваши мамы и папы ходят на работу, трудятся и получают за это зарплату, чтобы купить еду, одежду, игрушки, заплатить за квартиру».
  1. Проблемная ситуация «Хочу vs Надо».
  • На столе разложены карточки с товарами.
  • «Представьте, что у нас есть деньги (доход). На что мы их потратим? Давайте разделим все покупки на две группы: «Надо» (то, без чего не обойтись: еда, одежда, лекарства) и «Хочу» (то, что хочется для удовольствия: игрушка, сладости, кино).»
  • Дети с помощью воспитателя распределяют карточки, ориентируясь на символы («галочка» — «надо», «смайлик» — «хочу»).
  • Вывод: Сначала нужно потратить деньги на самое необходимое («надо»), а если деньги остались, можно купить что-то для удовольствия («хочу»). Это и есть разумные расходы.
  1. Практическая игра-приключение «Поможем Незнайке».
  • «Давайте теперь поможем нашему другу. Чтобы купить воздушного змея, что должен сделать Незнайка? (Узнать цену, накопить нужную сумму). А где можно хранить деньги, чтобы их накопить? (В кошельке, в копилке).»
  • Воспитатель показывает копилку: «Копилка помогает сэкономить деньги, то есть отложить их на большую и важную покупку, а не потратить сразу на конфету».
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (упрощенный вариант). Выбирается «продавец» (воспитатель или ребенок). На «товарах» простые ценники (1, 2, 3 монеты). Детям раздают по несколько муляжей монет. Они по очереди «покупают» товар для Незнайки (воздушный змей), отдавая нужное количество монет. Акцент на том, что нужно посчитать деньги и сопоставить с ценой.

III. Заключительная часть – 5 мин.

  1. Рефлексия. Итоговая беседа.
  • «Чему мы сегодня научились, чтобы помогать Незнайке и самим быть умными?»
  • Воспитатель помогает детям сделать выводы:
  • Деньги зарабатывают трудом.
  • Деньги нужны для покупок.
  • Покупки бывают нужные («надо») и желаемые («хочу»).
  • Чтобы купить что-то дорогое, нужно накопить деньги (сэкономить), например, в копилке.
  • «Молодцы! Теперь мы можем написать Незнайке ответ и объяснить ему его ошибку. А вы дома можете рассказать родителям, что такое копилка и для чего она нужна».
  1. Ритуал окончания. Дети могут «положить» свои игровые монетки в общую копилку группы «на будущие важные покупки» (например, на новую настольную игру).

Дополнительные материалы (запасные варианты):

  • Можно прочитать и обсудить отрывок из сказки «Муха-Цокотуха» («Нынче Муха-Цокотуха именинница… Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки…») или «Золотой ключик» (продажа азбуки).
  • Домашнее задание (по желанию): Предложить детям вместе с родителями сделать дома копилку из подручных материалов (баночка, коробочка) и начать копить монетки на небольшую общую семейную мечту (например, на поход в парк или на новую книжку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)

Конспект  занятия по  формированию основ  финансовой  грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)....

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка» (деньги)

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотн...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе аппликация «Моя первая копилка»

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе аппликация «Моя первая копилка»...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе по аппликации «Моя копилка»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений....

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспекты занятий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...