Игровые обучающие ситуации по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ерофеева Татьяна Петровна

Представлены игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами, с литературным персонажем и игра - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ios_po_finansovoy_gramotnosti.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Игровые обучающие ситуации по формированию начальных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Возраст: 5-6 лет

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС  «Идём в банкомат снимать наличные»

Материалы:

  • Макет банкомата (коробка, обклеенная зелёной бумагой, с прорезями для карты и денег, кнопкой «Подтвердить», экраном-табличкой).
  • Игровые банковские карты (картонные заготовки с номерами и местом для «PIN-кода»).
  • Бумажные купюры номиналом 10 руб., 50 руб., 100 руб. (условные, с крупными цифрами и цветом).
  • Монеты из картона или пластика (1 руб., 2 руб., 5 руб.).
  • Чек (маленький листок с надписью «Выдано: __ руб.»).
  • Кошельки/сумочки для хранения денег.
  • Таблички с ролями: «Клиент», «Оператор» (по желанию).

Задача:

познакомить с функцией банкомата, последовательностью действий при снятии наличных, понятием PIN-кода; закрепить счёт в пределах 10–20.

Игровые правила

Клиент — снимает деньги, вводит PIN-код, забирает купюры.

Оператор (взрослый или ребёнок) — помогает, напоминает шаги, контролирует порядок.

  1. Каждый клиент получает 1 карту и знает свой «PIN-код» (4 цифры, придуманные заранее).
  2. Нельзя называть PIN-код вслух или показывать другим.
  3. Нужно выполнять действия по порядку, не пропуская шаги.
  4. После операции надо забрать карту и чек.
  5. Деньги считать вслух, проверять сумму.

Ход ИОС

  1. Вводная часть (3–5 мин.)
  • Воспитатель рассказывает: «Сегодня мы идём в банк, чтобы снять деньги с карты. Кто знает, для чего нужен банкомат? Что можно купить на деньги?»
  • Повторяют, что такое «карта», «PIN-код», «наличные».
  • Раздают карты и кошельки; каждый ребёнок запоминает свой PIN-код (записывает на листочке или запоминает).
  1. Основной этап (12–15 мин.)
  • Шаг 1. Подходим к банкомату. Вставляем карту в прорезь.
  • Шаг 2. Набираем PIN-код на «клавиатуре» (табличка с цифрами).
  • Шаг 3. Выбираем операцию «Снять наличные» (картинка или надпись).
  • Шаг 4. Указываем сумму (например, 50 руб.). Считаем вслух: «Пятьдесят рублей».
  • Шаг 5. Нажимаем «Подтвердить». Ждём «обработку» (3–5 секунд).
  • Шаг 6. Забираем деньги из купюроприёмника, проверяем сумму.
  • Шаг 7. Забираем карту и чек.
  • Повторение: каждый ребёнок проделывает цепочку действий 1–2 раза. Оператор помогает, если нужно.
  1. Заключительный этап (3–5 мин.)
  • Обсуждаем: «Что было сложно? Что понравилось? Зачем нужно помнить PIN-код?»
  • Игра-эстафета: кто быстрее и правильнее «снимет» 30 руб. (с соблюдением всех шагов).

ИОС «путешествие»

ИОС  «Путешествие по молочной стране»

Оборудование:

  • Карта «Молочной страны» с 4–5 станциями (оформлена на большом листе или интерактивной доске).
  • Жетоны-«молочные капли» (из картона) для награждения команд.
  • Муляжи/картинки молочных продуктов (молоко, творог, сыр, йогурт, масло).
  • Имитация «магазина» с ценниками (разные цены на продукты одного вида, но разного качества).
  • Карточки с заданиями и подсказками.
  • Костюмы/бейджи для ролей (фермер, доярка, технолог, продавец, покупатель).
  • «Деньги» (бумажные купюры условного номинала).

Задачи:

  • сформировать представление о труде людей, производящих молочные продукты; показать цепочку «труд → продукт → деньги».
  • воспитать уважение к труду; объяснить, что качество продукта влияет на его стоимость.
  • активизировать словарь (фермер, доярка, технолог, цех, упаковка, цена, качество); развивать диалогическую речь.

Игровые правила

  1. Дети делятся на 2–3 команды (по 4–5 человек). Каждая команда получает карту и жетоны.
  2. Команды проходят станции по порядку, выполняя задания. За правильное выполнение — жетон.
  3. На каждой станции есть «специалист» (взрослый или подготовленный ребёнок), который объясняет задание и оценивает ответ.
  4. В конце игры команды подсчитывают жетоны и обменивают их на «продукты» в «магазине», сравнивая цены и качество.
  5. Побеждает команда, набравшая больше жетонов и сделавшая осознанный выбор в «магазине».

Ход ИОС

Вступление («Площадь Встреч»)

Воспитатель (в роли «Гид-Молочка»):

«Здравствуйте, друзья! Я — Гид-Молочок. Мы отправляемся в Волшебную Молочную страну! Здесь живут трудолюбивые люди, которые делают вкусные продукты. Но сначала давайте разделимся на команды и получим карты. Ваша задача — пройти все станции и собрать жетоны. Готовы?»

Команды получают карты и отправляются в путь.

2. Станция «Ферма» (труд фермера и доярки)

Фермер (воспитатель):

«Привет, путешественники! Я — фермер. На моей ферме живут коровы. Чтобы получить молоко, нужно много трудиться: ухаживать за животными, кормить их, чистить загоны, доить.
Задание: расскажите, что ещё делает фермер, чтобы коровы были здоровыми и давали вкусное молоко? Покажите жестами, как доят корову».

Критерии оценки:

  • Назвали 2–3 действия фермера (кормит, чистит, следит за здоровьем) — 1 жетон.
  • Продемонстрировали доение — 1 жетон.

Напомнить, что труд фермера — это первый шаг к созданию продукта.

3. Станция «Завод» (труд технолога)

Технолог (воспитатель):

«Я — технолог. На заводе молоко превращают в творог, сыр, йогурт. Это сложный процесс: молоко нагревают, добавляют закваску, фильтруют, упаковывают.
Задание: соберите цепочку из картинок: корова → молоко → творог. Объясните, что происходит на каждом этапе».

Критерии оценки:

  • Правильно выстроили цепочку — 1 жетон.
  • Назвали 1–2 действия технолога (нагревает, добавляет закваску) — 1 жетон.

Подсказка: подчеркнуть, что от качества работы технолога зависит вкус и польза продукта.

4. Станция «Магазин» (стоимость и качество)

Продавец (воспитатель):

«Добро пожаловать в магазин! Здесь продаются молочные продукты. Но цены разные. Посмотрите на ценники:

  • Молоко „Свежее“ — 50 рублей.
  • Молоко „Супер-качество“ — 80 рублей.
    Задание: почему одно молоко дороже? Выберите продукт, объясните свой выбор. Используйте слова: свежее, натуральное, добавлено витаминов».

Критерии оценки:

  • Назвали 1 причину разницы в цене (лучше качество, добавлены витамины) — 1 жетон.
  • Обосновали выбор продукта — 1 жетон.

Подсказка: направить детей к мысли, что качественный продукт требует больше труда и стоит дороже.

5. Станция «Касса» (обмен жетонов на продукты)

Кассир (воспитатель):

«Вы собрали жетоны! Теперь обменяйте их на продукты. 1 жетон = 1 продукт. Но выбирайте внимательно: у кого-то жетонов больше, у кого-то меньше. Как распределить продукты между всеми в команде?»

Критерии оценки:

  • Команда договорилась и разделила продукты поровну — 1 жетон.
  • Объяснили, почему важно делиться — 1 жетон.

Подсказка: обсудить, что труд и деньги нужно распределять справедливо.

6. Финал

Гид-Молочок:

«Молодцы! Вы прошли все станции. Давайте посчитаем жетоны. Команда-победитель получает „золотой кувшин молока“ (символический приз).

ИОС с литературным персонажем

ИОС  «Поможем Буратино приумножить деньги»

Материалы:

  • игровое поле (карта пути Буратино с этапами-заданиями);
  • «монетки» (картонные или пластиковые кружки разного номинала: 1, 2, 5 условных единиц);
  • копилки (коробочки с прорезями) для каждого ребёнка;
  • карточки с заданиями и ситуациями;
  • картинки-ценники на товары (игрушки, сладости, книги);
  • игрушечные товары или их изображения;
  • кубик с цифрами от 1 до 6;
  • фишки-персонажи (Буратино и друзья);
  • музыкальное сопровождение (весёлые мелодии).

Задачи:

  • познакомить с понятиями «доход», «расход», «сбережения», «прибыль»;
  • развивать умение принимать простые финансовые решения;
  • формировать навыки счёта в пределах 10;
  • воспитывать бережное отношение к деньгам, трудолюбие, ответственность.

Игровые правила:

  • Каждый игрок получает фишку-Буратино и стартовые 5 монеток.
  • Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю.
  • На каждом этапе — задание или ситуация, за выполнение которой можно получить или потерять монетки.
  • Цель — дойти до финиша с наибольшим количеством монеток (не менее 10, чтобы купить азбуку).
  • В конце игры дети «покупают» азбуку и обсуждают, как им удалось приумножить деньги.

Ход ИОС

 Вводная часть (5 мин)

Воспитатель (в роли ведущего-рассказчика):

«Ребята, к нам пришёл грустный Буратино! Он получил от папы Карло 10 монеток, чтобы купить азбуку. Но по дороге встретил Лису Алису и Кота Базилио. Они сказали, что, если закопать монетки в землю, вырастет денежное дерево — и денег станет намного больше! Буратино так и сделал, но ничего не выросло, а монетки пропали. Теперь он не может купить азбуку. Давайте поможем Буратино научиться правильно обращаться с деньгами и приумножить то, что у него осталось!»

Буратино (кукла или взрослый в образе):

«Помогите мне, пожалуйста! Я хочу купить азбуку, но не знаю, как накопить деньги».

Воспитатель объясняет правила игры.

Этапы игрового поля (примеры заданий)

 1. «Заработай монетку»

  • Задание: назвать профессию и сказать, за что человек получает деньги (например, повар готовит еду, врач лечит людей).
  • Награда: +1 монетка за каждый правильный ответ.

 2. «Что дороже?»

  • Карточки с картинками товаров и ценниками (например, яблоко — 2, конфета — 1, книга — 5).
  • Задача: сравнить цены и сказать, что дороже/дешевле.
  • Награда: +1 монетка за правильный ответ.

3. «Неожиданная трата»

  • Ситуация: «Буратино порвал штаны. Нужно купить новые — это расход».
  • Потеря: −2 монетки.
  • Обсуждение: «Как можно избежать таких трат? (Беречь вещи, ремонтировать.)»

4. «Сбереги и приумножь»

  • Задание: положить 2 монетки в копилку. Через круг (когда фишка пройдёт полный оборот) игрок получит +1 монетку «процентов».
  • Урок: «Деньги можно сберегать, и они будут расти!»

 5. «Выгодный обмен»

  • Карточки: «У тебя есть 3 монетки. Ты можешь обменять их на игрушку (5) у друга, если докажешь, что она тебе очень нужна».
  • Задача: придумать убедительный аргумент.
  • Награда: +2 монетки за хорошую идею.

6. «Случайный доход»

  • Ситуация: «Буратино помог старушке донести сумку. Она подарила ему 2 монетки».
  • Прибыль: +2 монетки.
  • Обсуждение: «Добрые дела могут приносить радость и даже доход!»

 7. «Выбери нужное»

  • Карточки с товарами: азбука (10), мороженое (3), мяч (5).
  • Задача: решить, что купить в первую очередь.
  • Если выбирают азбуку: +3 монетки (за мудрое решение).
  • Если выбирают другое: −1 монетка (можно купить позже).

 8. «Считай быстро»

  • Примеры: «У Буратино было 4 монетки, он нашёл ещё 2. Сколько стало?»
  • Награда: +1 монетка за правильный ответ.

 Финальная часть (5 мин)

  • Дети подсчитывают свои монетки. Те, у кого 10 и больше, «покупают» азбуку (получают картинку или маленькую книжку).
  • Обсуждение:
  • «Как вам удалось приумножить деньги?»
  • «Что было самым трудным?»
  • «Какие правила обращения с деньгами вы запомнили?»
  • Буратино благодарит детей:

«Теперь я знаю, что деньги нужно беречь, зарабатывать трудом и тратить с умом! Спасибо вам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"

Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников и младших школьников через игровую деятельность

Почему мы часто задаем вопросы? Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста, с экономикой ее сложными понятиями и явлениями? Может стоить подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?В ...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет»

Данный материал представляет собой консультацию для родителей по развитию финансовой грамотности у старших дошкольников. Рассматриваются базовые инструменты и методики, позволяющие детям освоить начал...