Адаптация к детскому саду. Психолог советует.
консультация по психологии

Бакалюк Анна вячеславовна

Детский сад – важный этап в жизни практически каждого ребенка. Этот новый период сопряжен с многочисленными изменениями в его жизни:

  • он остается без мамы;
  • вокруг огромное количество новых для него детей;
  • появляется строгий режим, который необходимо соблюдать;
  • непривычная еда;
  • новое помещение, в котором ему приходится находиться и т.д.

Важно понимать, что даже для взрослого человека смена привычного уклада жизни вызывает стресс. Ребенок подобные изменения воспринимает точно так же. Вне зависимости от возраста человеку нужно время, чтобы адаптироваться к переменам. Только в отличии от взрослого ребенок находится в глубочайшем непонимании. Он не знает, что это с ним происходит, он не умеет избавляться от плохого настроения, снимать психоэмоциональное напряжение, расслабляться и помогать себе сам.

Именно поэтому то, как пройдет адаптация: насколько легко и быстро, - во многом зависит от взрослых… От их поддержки, реакций, адекватности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley_po_adaptatsii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к детскому саду. Психолог советует.

Детский сад – важный этап в жизни практически каждого ребенка. Этот новый период сопряжен с многочисленными изменениями в его жизни:

  • он остается без мамы;
  • вокруг огромное количество новых для него детей;
  • появляется строгий режим, который необходимо соблюдать;
  • непривычная еда;
  • новое помещение, в котором ему приходится находиться и т.д.

Важно понимать, что даже для взрослого человека смена привычного уклада жизни вызывает стресс. Ребенок подобные изменения воспринимает точно так же. Вне зависимости от возраста человеку нужно время, чтобы адаптироваться к переменам. Только в отличии от взрослого ребенок находится в глубочайшем непонимании. Он не знает, что это с ним происходит, он не умеет избавляться от плохого настроения, снимать психоэмоциональное напряжение, расслабляться и помогать себе сам.

Именно поэтому то, как пройдет адаптация: насколько легко и быстро, - во многом зависит от взрослых… От их поддержки, реакций, адекватности.

Признаки готовности ребенка трех лет к саду:

  • интерес к игре со сверстниками;
  • развитые навыки коммуникации (умение знакомиться, вливаться в игру, привлекать в свою игру);
  • высокая самооценка;
  • умение следовать инструкции (имеется в виду в совместной со взрослыми деятельности: как правило учебной);
  • развитая связная речь;
  • навыки сомообслуживания (мыть руки, проситься на горшок, самостоятельно есть).
  • навык САМОСТОЯТЕЛЬНОГО засыпания.

Для ребенка детский сад – это СТРЕСС… но стресс, посильный при правильном подходе родителей. Очень важно на этапе адаптации к саду помочь ребенку для того, чтобы:

  1. Сформировались адекватные стратегии действия в стрессовых ситуациях, которые в дальнейшем ребенок будет использовать во взрослой жизни,
  2. Не допустить истощения организма в моменте (стресс «съедает изнутри» не только взрослых, для детей это тоже частый исход непрекращающихся негативных переживаний; отсюда – опять болезни, недомогания, истерики).

Период адаптации у детей может проходить от трех недель до трех месяцем, иногда и больше. В это время здоровье ребенка может ухудшаться, так как стресс снижает работу иммунной системы. Привыкание к условиям детского сада у каждого ребенка проходит индивидуально.

        Задача взрослых на этапе адаптации: родителям и воспитателям быть внимательными к любым отклонениям в поведении ребенка.

        Ребенок способен адаптироваться к этому стрессу и пережить его. Но процесс этот во многом зависит от того, присутствовали ли до этого в жизни ребенка тренировки нервной системы. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.), легче адаптируются.

        По степени тяжести выделяют три степени адаптации. Легкая адаптация длится 20-21 дня. Средняя по тяжести адаптация длится 20-60 дней. Тяжелая адаптация длится более двух месяцев, может затянутся и на полгода.

        Что же мешает адаптации:

  • отсутствие подготовки ребенка к саду;
  • излишняя привязанность к маме;
  • стремительная смена образа жизни (когда родители преждевременно и без плавного вхождения оставляют ребенка сразу на сон или даже на весь день);
  • повышенный уровень тревожности родителей (особенно мамы);
  • ограничение самостоятельности малыша;
  • воспитание ребенка в духе вседозволенности;
  • детские травмы у родителей при воспоминании о саде;
  • неврологическая симптоматика: астеничность, гиперактивность и т.д.;
  • болезненность малыша (природный слабый иммунитет);
  • отсутствие в доме адекватного режима дня, подходящего малышу по возрасту;
  • мамино резкое «исчезновение»;
  • несформированность навыков самообслуживания;
  • запугивание детским садом (сознательное или случайное)
  • дополнительные стрессовые факторы: переезд, рождение второго ребенка, развод и т.д.;
  • отсутствие у мамы твердого решения о необходимости детского сада;
  • скрытые выгоды у взрослых от того, что ребенок не ходит в д/с;
  • непоследовательность взрослых:

- сегодня проспал – в сад не идем;

- на выходных спим до обеда и ложимся за полночь и т.д.;

  • неумение родителей выдерживать негативные детские эмоции;
  • отсутствие родительской помощи в проживании данного этапа.

С каждым из вышеперечисленных пунктов НУЖНО и ВАЖНО работать.

К примеру, чтобы снять чрезмерную привязанность к маме, рекомендуется оставлять деток с папами, бабушками, тетями…

        На этапе адаптации, а иногда и после нее мамы могут услышать: «Мама, а можно сегодня не пойдем?» При этом ребенок может не истерить, но периодически начинает канючить.  Почему так происходит?

  1. Ребенок еще не адаптировался.
  2. Ребенок еще не обзавелся друзьями в саду.
  3. Идет простая проверка границ.

Как реагировать?

  • сохраняйте спокойствие, Не взрывайтесь, пожалуйста. В такие моменты очень нужна поддержка;
  • успокаивать и настраивать на позитивный лад. Всегда говорите: «Я вечеров за тобой вернусь, и мы поиграем дома». При этом обязательно нужно сделать вечером то, о чем вы говорили. Если забирает ребенка бабушка – сообщите ему об этом, Иначе малыш будет ждать именно вас – и расстроится, когда будут обмануты его надежды.

Что можно сделать уже в процессе, когда ребенок НАЧАЛ ходить в д/с?  Во-первых, УТРОМ:

  • поиграть дома – обязательно – минут !%;
  • дать выбрать игрушку;
  • придумать интересную игру по дороге;
  • не торопиться
  • в первое время соблюдать ритуалы прощания

Во-вторых, облегчить подъем.

Для многих родителей процедура утреннего подъема детей в сад – ежедневная ПРОБЛЕМА, о которой даже думать не хочется…

Правила, которые ЗНАЧИТЕЛЬНО облегчают пробуждение и отлично работают:

  1. РЕЖИМ, отход ко сну (до  21-00) и пробуждение в одно и то же время значительно облегчат ситуацию.
  2. Подъем должен быть плавным, спокойным, Заложите на пробуждение хотя бы 20 минут. Не ждите, что ребенок вскочет по щелчку.
  • не дергайте ребенка сразу, пытаясь его поднять;
  • не трясите;
  • не включайте резко свет; не издавайте резких звуком;
  • прежде чем дотрагиваться до него , тихонько позовите его по имени, обозначив свое присутствие. Затем повторите его имя чуть громче;
  • тактильный контакт начните с поглаживания руки и ноги, Движения должны быть очень мягкими, нежными;
  • здорово, если есть возможность поваляться и пообниматься, Это даст выброс гормона окситоцина, что приводит к росту доверия, снижению раздражительности как у вас, так и у ребенка;
  • здорово ели есть ритуал пробуждения – приятная музыка, обнимашки, щекоташки, беседа «Что тебе снилось?» и т.д.

И в-третьих, после детского сада важно ограничить просмотр телевизора и использование гаджетов (поскольку они дают дополнительную эмоциональную нагрузку), то же самое сделать с посещением шумных мероприятий, магазинов с огромным количеством людей и т.д.

Кроме того, облегчить принятие садика как данности позволят следующие простые действия в течении дня:

  1. Приводить ребенка как минимум за полчаса до завтрака.  В это время у воспитателя есть время, чтобы уделить его малышам.
  2. Планировать заранее вечер, чтобы уделить время сыну или дочке

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога. Адаптация в детском саду.

Советы психолога. Адаптация в детском саду....

Адаптация к детскому саду. Советы педагога- психолога.

   ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. "Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, че...

Советы психолога: «АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ»

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...

Адаптация к детскому саду. Советы педагога-психолога.

Консультация для родителей детей, начинающих посещать ДОУ....

Адаптация в детском саду. Советы психолога

Адаптация в детском саду. Советы психолога...

Адаптация в детском саду. Советы психолога

Адаптация в детском саду. Советы психолога...