Статья на тему "Профессиональное выгорание педагога в ДУ"
статья по психологии

Мерзликина Неля Анатольевна

В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья  участников образовательного процесса не вызывает сомнений.

В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на работе, требующей  постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме»,  отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста   приводит  к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме  «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром  «выгорания»  - отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности педагога и создает  серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям. Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала. Педагог, как субъект воспитательно-образовательного процесса, воздействует на личность ребенка через призму сформированности своей актуально-целостной сферы, поэтому, если он подвержен эмоциональному выгоранию», то нуждается не только в психо-терапевтической помощи, но и в приобретении конструктивных навыков саморегулирования

 

 

Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение.

                                                                                                                 Дейл Карнеги

 

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в агрессии к окружающим и аутоагрессии. А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Станиславский при обучении молодых актеров использовал интересный прием для иллюстрации влияния эмоциональной загруженности на психологическое состояние человека. Он предлагал поднять рояль нескольким молодым людям, что было не сложно. Однако его нужно было продолжать держать, через 5 минут состояние их менялось. И Станиславский просил их, держа рояль, начать рассказ о своей мечте. Надо ли говорить, что этот рассказ был предельно сух и не содержателен. А затем он предлагал опустить рояль, и актер раскрывался. Такие же эмоциональные «рояли» многие люди держат в себе, а часто даже несколько. Что не дает шанс им жить полной жизнью. Эта техника пришла из Эриксоновского гипноза и является одной из классических техник по управлению своим состоянием и регулировкой чувствительности к любым ощущениям. 

     Шкалирование интенсивности состояния.

Здесь даны основные этапы упражнения:

  1. Войдите в состояние, интенсивность которого вы желаете увеличить.
  2. Оставаясь в этом состоянии, представьте любую визуальную шкалу с делениями от одного до десяти. Шкала может иметь любую форму, цвет и размер.  В качестве указателя деления на ней может быть стрелка. Рядом со шкалой представьте себе ручку, движением или вращением которой будет регулироваться указатель деления шкалы.
  3. Отметьте, какому делению шкалы соответствует степень интенсивности вашего состояния на данный момент.
  4. Далее  делаете следующее. Двигая ручку шкалы так, чтобы указатель понизился на одно деление, одновременно ослабьте ваше состояние соответственно одному делению шкалы.
  5. Затем, с помощью ручки шкалы поднимите указатель на одно деление, одновременно усиливая ваше состояние до прежнего уровня.
  6. Теперь таким же способом увеличьте интенсивность вашего состояние еще на одно деление шкалы.
  7. Повторите шаги 4-6, только на этот раз уменьшайте и увеличивайте интенсивность вашего состояния с помощью шкалы на два деления.
  8. Успешно выполнив «раскачку» состояния с помощью шкалы, приведите на несколько секунд интенсивность состояния в предельные значения шкалы – один и десять, и затем вернитесь обратно, на исходный уровень.

Потренируйтесь на тех состояниях и ощущениях, которые хотите уметь усиливать и ослаблять по собственному желанию. Кроме данной техники существует еще интересный метод  по «борьбе» с негативными эмоциями, который достаточно широко применяются в наши дни:

Смехотерапия - пример: просмотр смешных фильмов, роликов с животными, детьми пр.

Французский врач Г. Рубинштейн обосновал биологическую природу полезности смеха. Смех вызывает не очень резкую, но глубокую встряску всего организма, что приводит к расслаблению мышц и позволяет снять напряжение, вызываемое стрессом. При смехе усиливается выделение эндоморфина, болеуспокаивающего противострессорного вещества, происходит освобождение организма от гормона стресса — адреналина. Определенная «доза» смеха может обеспечить хорошее самочувствие и в трудных ситуациях.

      «Не выгорать»  позволяют и техники стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции :

  • Упражнение «Доска почета». Перечислить и записать твои достижения по факту, и напоминать себе о них.
  • При стремлении к успокоению хорошо помогает массаж, принятие ванны или душа, контакты с домашними животными, прослушивание успокаивающей музыки.
  • При ощущении внутренней пустоты и желание хоть что-то почувствовать, можно принять холодный душ, съесть что-то с ярким вкусом (острое, кислое, терпкое).

Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.vygoranie._du.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья  участников образовательного процесса не вызывает сомнений.

В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на работе, требующей  постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме»,  отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста   приводит  к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме  «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром  «выгорания»  - отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности педагога и создает  серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям. Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала. Педагог, как субъект воспитательно-образовательного процесса, воздействует на личность ребенка через призму сформированности своей актуально-целостной сферы, поэтому, если он подвержен эмоциональному выгоранию», то нуждается не только в психо-терапевтической помощи, но и в приобретении конструктивных навыков саморегулирования

Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение.

                                                                                                                 Дейл Карнеги

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в агрессии к окружающим и аутоагрессии. А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Станиславский при обучении молодых актеров использовал интересный прием для иллюстрации влияния эмоциональной загруженности на психологическое состояние человека. Он предлагал поднять рояль нескольким молодым людям, что было не сложно. Однако его нужно было продолжать держать, через 5 минут состояние их менялось. И Станиславский просил их, держа рояль, начать рассказ о своей мечте. Надо ли говорить, что этот рассказ был предельно сух и не содержателен. А затем он предлагал опустить рояль, и актер раскрывался. Такие же эмоциональные «рояли» многие люди держат в себе, а часто даже несколько. Что не дает шанс им жить полной жизнью. Эта техника пришла из Эриксоновского гипноза и является одной из классических техник по управлению своим состоянием и регулировкой чувствительности к любым ощущениям.  

     Шкалирование интенсивности состояния.

Здесь даны основные этапы упражнения:

  1. Войдите в состояние, интенсивность которого вы желаете увеличить.
  2. Оставаясь в этом состоянии, представьте любую визуальную шкалу с делениями от одного до десяти. Шкала может иметь любую форму, цвет и размер.  В качестве указателя деления на ней может быть стрелка. Рядом со шкалой представьте себе ручку, движением или вращением которой будет регулироваться указатель деления шкалы.
  3. Отметьте, какому делению шкалы соответствует степень интенсивности вашего состояния на данный момент.
  4. Далее  делаете следующее. Двигая ручку шкалы так, чтобы указатель понизился на одно деление, одновременно ослабьте ваше состояние соответственно одному делению шкалы.
  5. Затем, с помощью ручки шкалы поднимите указатель на одно деление, одновременно усиливая ваше состояние до прежнего уровня.
  6. Теперь таким же способом увеличьте интенсивность вашего состояние еще на одно деление шкалы.
  7. Повторите шаги 4-6, только на этот раз уменьшайте и увеличивайте интенсивность вашего состояния с помощью шкалы на два деления.
  8. Успешно выполнив «раскачку» состояния с помощью шкалы, приведите на несколько секунд интенсивность состояния в предельные значения шкалы – один и десять, и затем вернитесь обратно, на исходный уровень.

Потренируйтесь на тех состояниях и ощущениях, которые хотите уметь усиливать и ослаблять по собственному желанию. Кроме данной техники существует еще интересный метод  по «борьбе» с негативными эмоциями, который достаточно широко применяются в наши дни:

Смехотерапия - пример: просмотр смешных фильмов, роликов с животными, детьми пр.

Французский врач Г. Рубинштейн обосновал биологическую природу полезности смеха. Смех вызывает не очень резкую, но глубокую встряску всего организма, что приводит к расслаблению мышц и позволяет снять напряжение, вызываемое стрессом. При смехе усиливается выделение эндоморфина, болеуспокаивающего противострессорного вещества, происходит освобождение организма от гормона стресса — адреналина. Определенная «доза» смеха может обеспечить хорошее самочувствие и в трудных ситуациях.

      «Не выгорать»  позволяют и техники стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции :

  • Упражнение «Доска почета». Перечислить и записать твои достижения по факту, и напоминать себе о них.
  • При стремлении к успокоению хорошо помогает массаж, принятие ванны или душа, контакты с домашними животными, прослушивание успокаивающей музыки.
  • При ощущении внутренней пустоты и желание хоть что-то почувствовать, можно принять холодный душ, съесть что-то с ярким вкусом (острое, кислое, терпкое).

Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.

Источники : 

http://psihomed.com/autoagressiya/

https://www.psychology.su/2009/07/28/  

https://respectme.ru/aphorism/ 

http://psihomed.com/upravlenie-emotsiyami/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Как эмоциональное выгорание влияет на работу педагогов ДОУ"

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерн...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Статья: "Эмоциональное выгорание педагога"

Эмоциональное выгорание педагога.Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.По данн...

Статья для публикации в научно методическом издании. «Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов....