психологические игры
картотека по психологии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Психологические игры для детей от 2 –х лет
1. «Поделись с другом»
В игре должно участвовать не менее трех детей.
Взрослый берет любой привлекательный предмет (колокольчик, игрушечное яблоко), показывает его малышам и описывает («Какой красивый синий колокольчик! Послушайте, какой он звонкий!»/«Какое красивое красное круглое яблоко»). Участники игры должны по очереди передавать друг другу предмет (можно делать это несколько раз). Если ребенок капризничает и не хочет отдавать игрушку, предлагаем ему другую или просим дать другую игрушку другу.
Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, научить делиться, ждать своей очереди.
2. «Веселый паровоз»
Дети (не менее трех) цепляются друг за друга и изображают «паровозик» под песенку:
Веселый паровоз гудит,
По рельсам он вперед спешит,
У него вагонов много!
Кто же в первом сидит? (называем имя)
Песенка поется несколько раз, в каждый из которых на первом месте оказывается новый ребенок. Таким образом, каждый малыш побудет в роли «первого вагона». Обязательно похвалите каждого участника («Какой замечательный у нас первый вагон! Как он быстро едет»!).
Цель игры: побудить малыша проявить себя, стать более уверенным, создать атмосферу доверия.
3. «Пожалей игрушку»
Прочитайте крохе всем известное стихотворение Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка» и инсценируйте его. Посадите зайку на стульчик, «поплачьте» за зайку.
Предложите ребенку зайку пожалеть, погладить, спрячьте его под зонтик, угостите морковкой.
Цель игры: научить сопереживанию, побудить к помощи.
Аналогичным образом можно проигрывать другие сюжеты:
- спрятать зайчонка от серого волка;
- накормить голодного котенка;
- пожалеть куклу, которая упала.
4. «Растущий цветок»
Посадите малыша на стульчик и скажите, что он цветочек, который нужно полить.
Изобразите, что поливаете его из лейки (желательно взять настоящую лейку). При это мне просто поливайте, а говорите приятные слова типа «расти, мой любимый/красивый/хороший/пригожий» и т.п.
Ребенок должен встать со стульчика и потянуть руки вверх.
Потом можно поменяться местами, и цветком будете уже вы.
Если кроха не умеет разговаривать, пусть просто Вас «поливает» и гладит.
Цель игры: укрепить отношения, научить малыша проявлять чувства, показывать позитивное отношение окружающим.
5. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Попросите ребенка погладить самого себя под стишок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Можно поочередно гладить ручки, ножки, животик, головку («Ах, какие у Ванечки ручки замечательные!»).
Цель игры: формирование самооценки.
Психологические игры для детей от 3 –х лет
К трем годам большинство деток уже умеют разговаривать, поэтому можно играть в психологические игры, которые направлены еще и на развитие коммуникативных навыков. Нужно учитывать, что трехлетки довольно активны, поэтому игры должны быть подвижными, с элементами подражания.
1. «Покажи свои чувства»
Попросите малыша изобразить злость, обиду, радость, удивление и т.п.
Можно делать это как угодно: мимикой, руками, ногами, голосом. Если у ребенка не получается, помогите ему и попробуйте сделать это вместе («Как мы будем злиться? Давай кричать и топать ногами»/«Давай будем радоваться, улыбаться и прыгать высоко-высоко»).
Цель игры: научить кроху выражать свои эмоции, самовыражаться.
2. «Волшебная палочка»
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Скажите малышам, что у Вас есть волшебная палочка, которая может превратить их в кого угодно (маму, папу, игрушку, животное). Они должны попытаться примерить на себя определенную роль.
Взрослый должен детям подыгрывать и наблюдать, как они себя будут вести в той или иной роли, что говорить. Если кроха изображает маму, то взрослый может примерить на себя роль ребенка и начать капризничать. Интересно будет наблюдать за реакцией участников. Кто-то будет жалеть малыша, кто-то – ругать. Точно так же, изображая кота, один ребенок может начать ластиться, а другой шипеть. Все это очень показательно и отражает взаимоотношения в семье, тревоги деток, их настроение в данный момент.
Цель игры: научить примерять на себя разные роли, самовыражаться.
3. «Доброе дело»
Предложите крохе сделать приятное другу или дорогому человеку (папе, тете, бабушке), чтобы он улыбнулся. Можно просто погладить, поцеловать, сказать что-то хорошее, угостить печеньем, а можно сделать какой-то приятный сюрприз в виде поделки или открытки.
Цель игры: научить ребенка доброму отношению к другим, мотивировать его совершать добрые поступки просто так.
5. «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Инсценируйте различные ситуации, где кто-то из героев поступает плохо (ситуации должны быть простыми и однозначными).
Задача малыша сказать, кто поступил плохо и почему, а затем вместе разобрать ситуацию и проиграть ее заново, но уже так, как надо.
Например, кукла Катя захотела взять игрушку у куклы Тани, но, получив отказ, ударила ее.
Говорим: «Ай-ай-ай, кукла Катя. Драться нехорошо. Нужно извиниться и попросить вежливо. Скажи: “Дай, пожалуйста”».
Дальше можно проиграть несколько вариантов:
- Кукла просит вежливо, получает игрушку, говорит «спасибо».
- Кукла Таня не хочет делиться. В таком случае говорим: «Кукла не хочет давать свою игрушку. Она с ней пока хочет поиграть. Давай дадим кукле Тане другую игрушку. Пусть поиграет с ней. «На, кукла Таня – не расстраивайся».
Цель игры: научить разграничивать хорошие и плохие поступки, анализировать их.
Психологические игры для детей двух-трех лет очень полезны и важны! Каждая из них не только выполняют развивающую функцию, но и позволяет малышу научиться искусству общения, ощутить себя исключительным и нужным, обрести уверенность в себе и своем взрослом, который всегда рядом.
4. «Помоги мне»
Сделайте полосу препятствий, состоящую из луж, кочек (массажный коврик, подушки, листы картона и т.п.). Скажите малышу, что Вы боитесь и попросите его помочь преодолеть препятствия. Пусть даст Вам руку и проведет в определенны местах. Скажите: «Как хорошо, что ты со мной! С тобой мне совсем не страшно». Точно так же и Вы предлагайте ему помощь во время прохождения препятствий.
Цель игры: сформировать доверие, уверенность в отношениях взрослый-ребенок, уверенности в своей значимости и своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические игры и релаксационные упражнения
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка проща...
Психологические игры с детьми
Психологические игры с детьми на взаимодействие, повышение самооценки....
Методическая разработка психологической игры"Герои мультфильмов"
foto5827.jpg foto5828.jpg foto5829.jpg...
Психологическая игра для воспитателей "Интеллектуалы"
Психологическая игра "Интеллектуалы" - одна из форм работы психолога с педагогами. Она позволяет раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения, активизировать мыслительную д...
Психологическая игра в период адаптации пятиклассников
Задачи игры:диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками;создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки;определение лидерского потенциала в классе....
Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...
Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки
Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....