Стиль семейного воспитания
консультация по психологии

Елизарова Оксана Владимировна

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_teme.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Сказка»

Родительское собрание по теме:

 «Стили семейного воспитания».

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; бланки анкеты «Стиль семейного воспитания».

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности.

Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Каждый родитель желает вырастить своего ребенка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребенка желает лучшей доли. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Все эти условия создает для ребенка семья.

Ведь именно семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. На данный момент эта проблема весьма актуальна, поскольку различные стили родительского воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка, а, следовательно, и на его социальный статус в той или иной группе. Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).

Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.

Предлагаю вашему вниманию короткометражный фильм  « Маша».

Поделитесь вашим впечатлением о просмотренном фильме.

Вы увидели свою семью в этом фильме?

Сейчас попробуем определить  с вами стиль воспитания в этой семье.

Стиль семейного воспитания – это определенный тип поведения родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя много лет. Существуют как благоприятные, так и неблагоприятные стили

воспитания, способные привести к различным проблемам в поведении ребенка, исказить его мироощущение и самоощущение.

 Стиль семейного воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами, и гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. В целом выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, демократический, либеральный и гипоопека. Тестирование родителей.

Уважаемые родители, Вам была предложена анкета. Раскройте ее пожалуйста. Прежде чем я расскажу об основных характеристиках каждого стиля воспитания, предлагаю вам с помощью теста оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете. Для этого вам необходимо, посчитать в какой строчке наибольшее кол-во ответов. И вам станет понятно какой стиль воспитания преобладает в вашей семье. Если среди ваших ответов не преобладает какая- то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением, нет единства требований к ребѐнку А теперь послушайте, что же собой представляют каждый из стилей воспитания.

 1. Демократический стиль воспитания – это стиль воспитания, который основывается на сотрудничестве с ребѐнком. (откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю)

Девиз «Вместе». Роль ребенка: строго не фиксируется. Он- равноправный член семейного коллектива ( имеет право и обязанность заботиться о членах семьи), его любят и уважают. Черты характера:

 - активность, инициативность, ответственность;

 - умение планировать, анализировать, прогнозировать;

 - доброжелательность, уважение к другим людям  так как к нему относятся с уважением, несмотря на его возраст);

 - способность принимать решение, доводить дело до конца ( есть трудовая практика), оказывать помощь другим; - отзывчивость;

-умение прислушиваться к чужому мнению. Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. 2.Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех. Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет. По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

 3. Стиль воспитания - авторитарный. (откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю)

Девиз: «Делай, как сказано». Чаще проявляется в неполных семьях, без мужчины. Женщина встает на мужскую позицию авторитаризма. Роль ребенка:

 - ужасный ребенок;

- «золушка» ( выполняет основную часть работы в семье).

Воспитываются следующие черты характера, как положительные, так и отрицательные:

 - ответственность;

- исполнительность;

 - доброта ( ребенок жалеет мать); У ребенка формируется

 - комплекс неполноценности ( меня не любят);

 - чувство вины за что-то; - нерешительность;

- несамостоятельность;

- мстительность;

- агрессивность;

 - приспособленчество.

 Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей. Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики в подростковом возрасте могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения. Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие. Им в жизни будет нужен хозяин- кто-то должен сказать, что делать, как поступить, они не могут распоряжаться собой.

 3. Либеральный стиль Девиз : «Вместо» (я делаю вместо тебя).

 Роль ребенка:

 - кумир семьи

 - взрослые самоутверждаются за счет ребенка, борются за лидерство, кого больше любит ребенок, тот в доме хозяин.

 Соревнование за любовь ребенка через подарки;

- сокровище

- обычно бабушка( авторитар) навязывает эту роль.

Заставляет ценить, уважать себя через внука- лишу его самостоятельности, все сделаю за него, без меня не смогут, он без меня- никто. - болезненный ребенок- роль, навязанная мамой, его надо холить, лелеять, оберегать от всего;

 - маленький ребенок- игра в малыша. При таком стиле воспитания формируются следующие черты характера:

 - избалованность;

- безответственность;

 - требовательность к другим, эгоизм;

 - потребность в чужой любви ( сами любить не умеют);

 - не умеют заботиться о других. Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются (вседозволенность).

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»). В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм. Ребѐнок должен знать что нельзя делать никогда! (грубо разговаривать, допускать грубые жесты по отношению к родителям, бабушкам и дедушкам). Такие дети часто попадают под влияние асоциальных сверстников. Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

 5.Гипоопека (полное отсутствие контроля). (откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю)

 Девиз: «Живи, как хочешь, как знаешь».

 Роль ребенка:

- не нужен семье;

 - обуза;

 - путающийся под ногами. Если родители не любят ребенка, отвергают, у ребенка формируются следующие черты характера:

 - бродяжничество в поисках лучшей доли, воровство;

 - праздность, так как не привиты трудовые навыки;

- неряшливость, неухоженность;

 - комплекс неполноценности, мстительность и агрессивность.

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле?

 Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению. При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.  

Как Вы считает какой стиль воспитания наиболее приемлем для Вас?

Есть ли у Вас вопросы?

 Понятно ли Вам какой стиль воспитания преобладает в  семье героев фильма который вы просмотрели в начале нашей встречи?

Обсуждение проблемы. Предлагаю вам ситуацию:

-Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?

 -Лучше расскажи мне о своѐм поведении, что ты натворила вчера!

- Строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости…. Дома девочка делает ещѐ один «заход».

 -Мама, хочешь расскажу стихотворение про ѐлочку?

- Мне не до ѐлочки сейчас. В следующий раз расскажешь. Как вы думаете к какому стилю воспитания относится эта история? Есть ли у Вас время на общение с вашими детьми? А как бы ответили демократические родители?

Выводы: Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. Контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания.

 Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче. Все вопросы о разногласиях в воспитании ребѐнка обсуждать в его отсутствии.

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами  Шалва Александровича Амонашвили

 ( они на слайде).

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, поэтому стиль родительского воспитания запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений. Наша встреча подходит к концу. В заключении хочу раздать Вам памятки, которые называются «10 заповедей эффективного воспитания» и «советы психолога».  Уверена, что они помогут Вам в воспитании Ваших детей.

 Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».

Родительский  семинар - практикум  «Стили  семейного  воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...

Родительское собрание"Стили семейного воспитания"

содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. пока...

Стили семейного воспитания.

Данный материал может использоваться , как доклад на МО и на родительские собрания....

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей. Влияние  стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А  у другого ро...

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)

Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....