Конспект мастер-класса с элементами тренинга по гармонизации внутреннего состояния педагогов, работающих с детьми ОВЗ.
материал по психологии

Юдина Елена Николаевна

Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов здоровьесберегающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_s_elementami_treninga.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с элементами тренинга по гармонизации внутреннего состояния педагогов, работающих с детьми  ОВЗ.

Цель: создание благоприятных условий для освоения способов самораскрытия и оптимизации отношения к себе,  своей личности.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с техниками гармонизации психоэмоционального состояния.
  2. Психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов средствами арт-терапии.
  3. Развитие «Я-концепции» педагогов.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, фотографии природы.

Ход:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех вас видеть! В нашей профессиональной деятельности бывают моменты, когда чувствуешь себя опустошенным, и работа не приносит радости. Это верный признак того, что наше внутреннее состояние не гармонично. Восстановить внутренний баланс помогают разные методы и приемы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Гармонизировать внутреннее состояние помогут дыхательные техники. Дыхание – это естественный прием регуляции организма. Необходимо потратить всего несколько минут, чтобы привести  себя в состояние умиротворения. Я предлагаю прочувствовать эффективность этих техник на себе.

Упражнение 1.

Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Не открывая глаз продолжаем дышат, делаем  глубокий вдох и выдох. Обратите внимание на места в теле,  где чувствуете напряжение. Глубоко «вдохните» это напряжение и «выдохните» во вне (3 раза).  Напряжение уходит, вам легко и спокойно. А теперь мы заполним эти места солнечным светом. Делаем глубокий вдох, «вдыхая» солнечный свет и «выдыхаем» его в место, которое освободили от напряжения (3 раза). Как вы себя чувствуете?

   Профессия педагога не мыслима без творчества. Творчество наполняет, созидает, позволяет увидеть скрытые возможности. Воображение открывает нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Упражнение 2.

Перед вами листы бумаги, расположите их так, как вам хочется. Возьмите 2 карандаша: один в левую руку, другой в правую. Закройте глаза, прислушайтесь к себе. Осознайте свои мысли, чувства и двумя руками одновременно начинайте водить по листу. Отдайтесь своему состоянию и позвольте рукам двигаться свободно. Постарайтесь с помощью этих движений передать свое внутреннее состояние. Когда вы почувствуете, что достаточно, откройте глаза.

 Рассмотрите свой рисунок, вы увидите какой-то образ, изображение. Сделайте границы более четкими, дорисуйте необходимые детали, чтобы образ стал целостным. Что у вас получилось? Какие чувства, эмоции вы испытываете глядя на изображение? Что хочется сделать с этим рисунком?

Эту технику можно использовать при негативных переживаниях. Выплеснуть на бумагу гнев, обиду, страх и помять, порвать, порезать или трансформировать в позитив.

  Гармонизации внутреннего состояния способствует взаимодействие с природой. В ней все целостно и гармонично.  Но не всегда есть возможность осуществить это взаимодействие. Тогда на помощь приходит созерцание картин природы, фотографий, фильмов и т.д.

Посмотрите на эту фотографию (демонстрация фотографии). Глядя на нее невозможно остаться равнодушным. Какие ассоциации вызывает у вас эта фотография?

Упражнение 3.

Вашему вниманию представлены разные фотографии природы. Выберите из них ту, которая привлекает ваше внимание. Рассмотрите ее. Отметьте какие чувства, эмоции, мысли она вызывает. Представьте, что эта фотография несет в себе какое-то послание, совет, девиз. Постарайтесь понять, «услышать» подсказку природы.

Таким образом, созерцая внешнее, мы запускаем внутреннее ресурсное состояние, восстанавливаем свой внутренний баланс.

    Каждый из нас уникальная личность и у каждого есть свои индивидуальные маркеры, способствующие гармонизации. Как правило, эти маркеры опираются на 5 органов чувств.

Шкатулка гармонии.

 Соберите в одну небольшую коробку, шкатулку, контейнер, мешочек или чемоданчик вещи, которые дают вам чувство гармонии. Главное, постарайтесь положить туда предметы для каждого из 5 чувств.


1. Зрение.
Фотографии близких и родных людей, домашних животных, любимых мест или счастливых событий создадут приятный и спокойный визуальный ряд.


2. Слух.
Различные аудиозаписи на диске  - музыка, аудиокниги, звуки природы.


3. Осязание.

 Контейнер с мягким пластилином, мягкая игрушка, кусочек приятной на ощупь ткани, антистрессовый мячик.

4. Вкус.
Травяной чай, жвачка, мята или карамель - любимый вкусы и успокаивают, и придают сил.

5. Обоняние.
Обоняние - важный источник ассоциаций и воспоминаний. Эфирные масла, лосьоны или небольшие мешочки с пряностями, Это также может быть кусочек любимого мыла или ароматные травы.

 Для вас я подготовила инструкцию, которая поможет создать свою шкатулку или мешочек гармонии. Находясь в ресурсном состоянии, вы сможете гораздо эффективнее действовать в конфликтной, стрессовой  ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье окружающих.

 Завершая нашу встречу, я хочу поблагодарить всех вас и пожелать вам гармонии  с самим собой и окружающим миром.

Литература:

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОО: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград, 2018.
  2.  Практические семинары и тренинги для педагогов/ авт.-сост. Е.В. Шитова.- Волгоград, 2018.
  3. Тарарина Е.В. Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапии.- М., 2017.-208с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация внутреннего состояния дошкольников элементами арт- терапии

В презентации представлен опыт работы по использованию элементов арт- терапии в работе с дошкольниками...

КОНСПЕКТ мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями».

Цель мастер класса: повышение компетентности педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Конспект мастер - класс для воспитателей на тему: "Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Занятие с элементами тренинга по гармонизации детско-родительских отношений «Путешествуем вместе!»

установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга....

Мастер – класс для воспитателей ДОУ тренинг «Бесконфликтное общение- родители и педагоги».

Цель: профилактика конфликтов, развитие компетенции воспитателей, формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, приобретение коммуникативного опыта. Мерорприятие включает следующие эта...

Конспект мастер-класса "Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой" для педагогов ДОУ

Цель: познакомить педагогов с особенностями использования дыхательнойгимнастики А. Н. Стрельниковой.Методы и приёмы работы с аудиторией: методы наглядные, словесные,практические: проблемная ситу...