Гармонизация внутреннего состояния дошкольников элементами арт- терапии
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 Ирина Петровна Гальцова

В презентации представлен опыт работы по использованию элементов арт- терапии в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Гармонизация внутреннего состояния дошкольников

элементами арт- терапии»

Гальцова Ирина Петровна

педагог-психолог МКДОУ «ЦРР-д/с№4»

Аннинского муниципального района

С целью создания положительного эмоционального фона, восстановления психологического состояния и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса в своей работе я широко использую 2  слайд различные направления арт-терапии: изо-терапию, сказкотерапию, музыкальную терапию, фототерапию, цветотерапию, песочную терапию и др.

Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.

Как показывает практика, использование арт- терапевтических методик позволяет детям научиться понимать эмоции и чувства окружающих, выражать свои собственные переживания в приемлемой форме, что является основой позитивного общения и ключом к успешному сотрудничеству.

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки и определённых умений, и навыков и является хорошим способом социальной адаптации. Поэтому я использую данное направление так же и в работе с детьми с ОВЗ, которые посещают лекотеку.  Ведь, им не хватает общения, а арт-терапия даёт особым детям возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.  Лёгкость применения в работе с детьми с ОВЗ арт- терапевтических методик обуславливается использованием средств невербального общения, что очень

Посредством искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнает о других. Ярким примером служат рисунки детей на тему «Что для меня радость». Дети с удивлением открывали для себя, что одно и тоже чувство можно выразить так многогранно и неповторимо.

Сказкотерапия помогает устанавливать отношения между людьми в обыгрываемых ситуациях, когда ребёнку предлагается взглянуть на них с различных позиций.

Во время занятий арт-терапией дети часто открывают в себе неизвестные ранее таланты: начинают выразительно играть роли, придумывать танцевальные движения, создавать песочные шедевры, сочинять увлекательные истории…

В своей работе я применяю, как индивидуальные, так и групповые формы арт- терапевтических сеансов.

Использование арт-терапевтических методик является отличным инструментом   для    укрепления памяти, развития внимания, мышления и воображения.

Мною замечено, что арт-терапия способствует повышению самооценки участников образовательного процесса, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей. Для этого я предлагаю разнообразные раскраски,  ассоциативное рисование, лепку из теста, «живого» пластилина, кинетический песок.


Используя в своей работе изо-терапию, я отмечаю массу достоинств применения данного направления.  Во-первых- это искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно не форма и способы, а умение использовать минимум средств, передать своё состояние.  Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка, несёт в себе какое - то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, пятна, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живёт. Рисуя, ребёнок часто рассказывает о своём замысле: « это рыба…, а это акула - каракула подскочила». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников – всё, что окружает детей, что их, волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков. Ещё одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать всё. Для маленького ребёнка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.

Арт-терапия уникальна тем, что благоприятно воздействует уже по факту творения того, что создаёт и делает участник этого процесса.

Я в своей работе большое внимание уделяю формированию эмоциональной составляющей личностного развития. Ведь, когда ребёнка наполняют яркие эмоции, у него часто рождаются творческие идеи.

Таким образом, можно сделать вывод, что работая с детьми и их родителями, педагогическим коллективом, эффективным является применение различных арт- терапевтических методик, так как они направлены на развитие эмоциональной сферы, креативных способностей, помогают снимать барьеры в общении и решать разнообразные личностные проблемы! 



 

Комментарии

Малахова Ольга Александровна

Элементы арт- терапии - это настоящее чудо в работе педагога- психолога с дошколятами!!!