Педагогический проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
проект по рисованию по теме

Ушакова Нина Юрьевна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Актуальность

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так

и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не

принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

-формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

Ведущая педагогическая идея опыта: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, совершенствование их интеллектуальных

способностей для гармонизации психоэмоционального состояния с помощью нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- анкетирование и беседа с родителями.

     А в непосредственно образовательной деятельности, такие методы и приемы, как: 

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. 

Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.

Теоретическая база опыта: в основу опыта положены многолетние экспериментальные исследования И.А.Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», направленные на изучение проблем художественно-

Э

эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания. 

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Познавательная значимость нетрадиционных форм изобразительной деятельности проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников через сочетание различных материалов и техник изображения, самостоятельность детей по определению замысла, способы и формы его воплощения, технически грамотное применение способов рисования, развитие творческого воображения.

При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

-  обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

-  комплексное и системное использование методов и приемов;

- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создание психологических условий, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний;

- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

-   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.  

-   Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

-   Принцип индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

-   Принцип интеграции образовательных областей

-   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом,

использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

    Используя нетрадиционные художественные техники для гармонизации психоэмоционального состояния, я планировала добиться следующих результатов:

- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития творческих способностей детей 4-6 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Рисование ладошкой

Рисование пальчиками

         

Рисование

песком

 Кляксография

Рисование клубком ниток

-учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток;

- упражнять в технике

печатания ладошкой;

- закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями;

- развивать цветовосприятие.

– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;
– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;
– воспитание эстетического вкуса;
– обучение мастерству композиции;

- развитие творчества и воображения.

- познакомить детей с

нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком;

-поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей

 - Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные в

выразительные возможности.

- Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

- Воспитывать интерес к данному виду рисования

Продолжать учить детей разным нетрадиционным                  способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по

нарисованному контуру. Развивать координацию

движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей.

Групповая деятельность

  • «Солнышко»
  • «Лебеди»
  • «Чайник»
  • «Осьминожки
  • «Петушок»

Групповая деятельность

  • «Грибочки»
  • «Жирафик»
  • «Елочка нарядная»
  • «Бусики»

Групповая деятельность

  • «Бабочка»
  • «Осьминожки
  • «Узоры на стекле»
  • «Елочка»
  • «Рыбки плавают в воде»

Групповая деятельность

  • «Осьминожки
  • «Чудо дерево»

Групповая деятельность

  • «Парусник»
  •  «Невиданный зверь»

2 год работы по проекту

(средний дошкольный

возраст)

3 год

работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями

 1.Предварительная работа

2.Повышение педагогической культуры родителей

 3.«Успехи детей»

 4.«Наши игры»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной

работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования

Показ достижений детей в области ИЗО

Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов

Анкетирование,

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

Экскурсии в изостудию.

В течение всего

периода

2 раза в год

3 блок – раб

3 блок - работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

   1. Изучение теоретической части развития вопроса.

   2. Повышение квалификации педагога.

   3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.

   4. Разработка диагностического инструментария к  материалу.

   5. Разработка перспективного плана работы.

   6. Проведение диагностики развития детей.

   7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

   1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.

   2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

      Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

   1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

  2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

  3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.

   4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-6 лет.

Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

  - у детей развивается уверенность в своих силах;

  - непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;

  - дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;

  - у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;

  - у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

О результативности занятий нетрадиционными техниками рисования свидетельствуют следующие показатели:

Общие результаты мониторинга развития творческих способностей через нетрадиционные формы рисования

год        уровень

Высокий

Средний

Низкий

2010-2011уч.г.

12%

81%

7%

2011-2012уч.г.

15%

80%

5%

2012-2013уч.г.

18%

78%

4%

Заключение

Применение нетрадиционных форм и методов рисования позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий.

У обучающихся активно формируется уровень мотивации, развивает интерес и любовь к родному краю, развивает в ребенке чувства красоты, чувства  ритма, художественного вкуса,  творческого воображения, фантазии.

Креативность нетрадиционных техник рисования  способствует овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умению адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Перспективный  план  

Средняя группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

«Берёзка» (тычок) «Дождь» (пальчики)

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники - тычок; учить набирать краску на кисть, при рисовании держать кисть вертикально; воспитывать аккуратность при промывании кисти

Сентябрь

«Красивый букет»

(Печатание растений)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Октябрь

«Ежик» (тычок) «Золотые подсолнухи» (ватные палочки)

Закрепить у детей навык рисования в новой технике - тычок; развивать воображение, творческие способности; воспитывать в детях интерес к природе, её красоте

Октябрь

«Загадки»

(Ниткография)

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Ноябрь

«Кисть рябинки, гроздь калинки» (рисование пальчиками) «Перчатки» (рисование ладошкой)

Развивать у детей чувство ритма и цвета; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - рисование пальчиками и ладошкой; учить создавать композицию, планировать свои действия

Ноябрь

«Домик» (рисование песком)

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Декабрь

«Осьминожки» (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

«Узоры на окнах» (кляксография)

Развивать ассоциативноемышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Январь

«Морозные
узоры»
(пальчики) «Праздничная ёлочка» (пальчики)

Показать детям возможность получения изображения с помощью ладошки; вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести детей к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком - красочным силуэтом; воспитывать аккуратность

Январь

«Нарисуй, что хочешь»

(Работа со знакомыми техниками)

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Февраль

«Быстрокрылые самолёты» (шаблон и поролон) «Красивые салфетки» (ватные палочки, пальчики)

Показать детям возможность рисования поролоном с использованием шаблона; развивать творческие способности детей, воображение; воспитывать аккуратность; развивать чувство ритма и цвета; учить последовательно выполнять свои действия

Февраль

«На что похоже?» (Техника монотипии)

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Март

«Деревце» (рисованиеладошкой) 
«Воробьи в лужах» (тычок)

Закрепить у детей навык рисования ладошкой; учить создавать композицию, планировать свои действия; добиваться у детей понимания выразительности этих техник рисования

Март

 «Облака» (Рисование по сырому фону)

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Апрель

«Радуга-дуга, не давай дождя» (рисование пальчиками) «Пушистые картинки» (тычок)

Продолжать обучать рисовать в нетрадиционной технике -тычок, рисование пальчиками; добиваться у детей понимания выразительности этих техник рисования; развивать творческие способности детей

Апрель

 «Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы)

Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.

Май

«Одуванчики»

(Рисование мыльными пузырями)

Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

Май

«Лебеди» (рисование ладошкой)

Учить использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, уметь дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие.

Перспективный  план

старшая группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Сентябрь

Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Октябрь

Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

Октябрь

Дерево колдуньи (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация)

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

Ноябрь

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Декабрь

Осьминожки (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

Волшебный лес (рисование + аппликация)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Январь

Невиданный зверь

(рисование клубком ниток)

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Январь

Веселый лужок

(кляксография)

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Февраль

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Февраль

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Март

Подарок маме

(рисование ладошками)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Март

Что за чудо эти сказки (рисование песком)

Продолжать учить рисовать на песке. Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

Апрель

Бабочки (рисование + аппликация)

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Апрель

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Май

Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами)

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Май

Вот и лето пришло.

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Перспективный  план  

подготовительная к школе группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Осенние пейзажи

«Чудо дерево»

 (кляксография)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Сентябрь

Пестрые кошки (рисование ватными палочками)

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Октябрь

Мы ходили в зоопарк «Жирафик»

(рисование пальчиками)

Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

Октябрь

«Осьминожки»

(рисование песком)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Ноябрь

 Рыбки плавают в воде (рисование песком)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике рисования песком. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Декабрь

Зимние узоры (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Декабрь

Зимний лес (тычкование)

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Январь

«Узоры на стекле»

(рисование песком)

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

Январь

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель)

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

Ф

Февраль

Птицы волшебного сада

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Февраль

Натюрморт

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Март

Портрет мамы

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Март

Бабочки (монотипия)

Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Апрель

Волшебные цветы

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Апрель

Вишня в цвету (тычкование)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Май

Лето, здравствуй!

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Спи

Список литературы

  1. Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.   
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.        
  4. Григорьева Г. Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  -  М.,  2000.
  5. Григорьева Г. Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,   1999.
  6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  11. Лыкова И. А.    «Цветные ладошки» М., 2007
  12. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
  13. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.
  14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
  15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М.,  1991.
  16. Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.
  17. Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М., 1995.
  18. Сакулина Н. П.,  Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду.  -  М.,  1973.
  19. Саккулина Н. П.  Рисование в дошкольном детстве.  -  М.,  1965.
  20. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1962.
  21. Обухова Л. Ф.  Возрастная психология.  -  М.,  1996.
  22. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
  23. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1972.
  24. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -  М.,  1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноц...

Проект "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность яв...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Искусство   заключается   в   том,   чтобы   найти   в   необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....

Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"

Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...