Педагогический проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
проект по рисованию по теме
Предварительный просмотр:
Тип проекта: групповой, долгосрочный
Актуальность
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так
и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не
принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».
Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
-формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.
Ведущая педагогическая идея опыта: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, совершенствование их интеллектуальных
способностей для гармонизации психоэмоционального состояния с помощью нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- анкетирование и беседа с родителями.
А в непосредственно образовательной деятельности, такие методы и приемы, как:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество.
Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.
Теоретическая база опыта: в основу опыта положены многолетние экспериментальные исследования И.А.Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», направленные на изучение проблем художественно-
Э
эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Познавательная значимость нетрадиционных форм изобразительной деятельности проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников через сочетание различных материалов и техник изображения, самостоятельность детей по определению замысла, способы и формы его воплощения, технически грамотное применение способов рисования, развитие творческого воображения.
При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;
- комплексное и системное использование методов и приемов;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создание психологических условий, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний;
- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Принцип интеграции образовательных областей
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом,
использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Используя нетрадиционные художественные техники для гармонизации психоэмоционального состояния, я планировала добиться следующих результатов:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки | |
I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный): | ||||
Подготовительные мероприятия | 1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет. 4.Разработка перспективного плана работы. 5.Проведение диагностики творческих способностей детей 6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | 1 год работы по проекту | ||
II этап – рабочий (внедренческий): | ||||
1 блок – работа с детьми | ||||
Рисование ладошкой Рисование пальчиками
Рисование песком Кляксография Рисование клубком ниток | -учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток; - упражнять в технике печатания ладошкой; - закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями; - развивать цветовосприятие. – обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем; - развитие творчества и воображения. - познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком; -поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала; - развивать саморегуляцию эмоциональных реакций; - совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей - Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные в выразительные возможности. - Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. - Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. - Воспитывать интерес к данному виду рисования Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей. | Групповая деятельность
Групповая деятельность
Групповая деятельность
Групповая деятельность
Групповая деятельность
| 2 год работы по проекту (средний дошкольный возраст) 3 год работы по проекту (старший дошкольный возраст) | |
| ||||
1.Предварительная работа 2.Повышение педагогической культуры родителей 3.«Успехи детей» 4.«Наши игры» | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования Показ достижений детей в области ИЗО Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов | Анкетирование, беседы Консультации и беседы «День открытых дверей» Экскурсии в изостудию. | В течение всего периода 2 раза в год | |
3 блок – раб 3 блок - работа с педагогами | ||||
1. Выступления на педагогическом совете 2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации. | Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | Доклады, презентации Доклады, «Мастер-класс» | В течение всего периода В течение всего периода | |
III этап– коррекционный: | ||||
1.Анализ и корректировка. | Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. | В конце каждого учебного года | ||
IV этап – обобщающий: | ||||
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. | В конце каждого учебного года |
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики развития детей.
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – рабочий (внедренческий):
1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.
2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – обобщающий:
1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.
4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-6 лет.
Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:
- у детей развивается уверенность в своих силах;
- непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;
- дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;
- у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;
- у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
О результативности занятий нетрадиционными техниками рисования свидетельствуют следующие показатели:
Общие результаты мониторинга развития творческих способностей через нетрадиционные формы рисования
год уровень | Высокий | Средний | Низкий |
2010-2011уч.г. | 12% | 81% | 7% |
2011-2012уч.г. | 15% | 80% | 5% |
2012-2013уч.г. | 18% | 78% | 4% |
Заключение
Применение нетрадиционных форм и методов рисования позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий.
У обучающихся активно формируется уровень мотивации, развивает интерес и любовь к родному краю, развивает в ребенке чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.
Креативность нетрадиционных техник рисования способствует овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умению адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Перспективный план
Средняя группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | «Берёзка» (тычок) «Дождь» (пальчики) | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники - тычок; учить набирать краску на кисть, при рисовании держать кисть вертикально; воспитывать аккуратность при промывании кисти |
Сентябрь | «Красивый букет» (Печатание растений) | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. |
Октябрь | «Ежик» (тычок) «Золотые подсолнухи» (ватные палочки) | Закрепить у детей навык рисования в новой технике - тычок; развивать воображение, творческие способности; воспитывать в детях интерес к природе, её красоте |
Октябрь | «Загадки» (Ниткография) | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. |
Ноябрь | «Кисть рябинки, гроздь калинки» (рисование пальчиками) «Перчатки» (рисование ладошкой) | Развивать у детей чувство ритма и цвета; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - рисование пальчиками и ладошкой; учить создавать композицию, планировать свои действия |
Ноябрь | «Домик» (рисование песком) | Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
Декабрь | «Осьминожки» (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | «Узоры на окнах» (кляксография) | Развивать ассоциативноемышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. |
Январь | «Морозные | Показать детям возможность получения изображения с помощью ладошки; вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести детей к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком - красочным силуэтом; воспитывать аккуратность |
Январь | «Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками) | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. |
Февраль | «Быстрокрылые самолёты» (шаблон и поролон) «Красивые салфетки» (ватные палочки, пальчики) | Показать детям возможность рисования поролоном с использованием шаблона; развивать творческие способности детей, воображение; воспитывать аккуратность; развивать чувство ритма и цвета; учить последовательно выполнять свои действия |
Февраль | «На что похоже?» (Техника монотипии) | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию |
Март | «Деревце» (рисованиеладошкой) | Закрепить у детей навык рисования ладошкой; учить создавать композицию, планировать свои действия; добиваться у детей понимания выразительности этих техник рисования |
Март | «Облака» (Рисование по сырому фону) | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. |
Апрель | «Радуга-дуга, не давай дождя» (рисование пальчиками) «Пушистые картинки» (тычок) | Продолжать обучать рисовать в нетрадиционной технике -тычок, рисование пальчиками; добиваться у детей понимания выразительности этих техник рисования; развивать творческие способности детей |
Апрель | «Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы) | Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие. |
Май | (Рисование мыльными пузырями) | Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. |
Май | «Лебеди» (рисование ладошкой) | Учить использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, уметь дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие. |
Перспективный план
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Сентябрь | Осенние листья (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Октябрь | Осенняя сказка | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Октябрь | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Ноябрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Декабрь | Осьминожки (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Январь | Невиданный зверь (рисование клубком ниток) | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Январь | Веселый лужок (кляксография) | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Февраль | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Февраль | Снегири на ветке (метод тычка) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Март | Подарок маме (рисование ладошками) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Март | Что за чудо эти сказки (рисование песком) | Продолжать учить рисовать на песке. Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Апрель | Бабочки (рисование + аппликация) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Апрель | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Май | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Май | Вот и лето пришло. | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Перспективный план
подготовительная к школе группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Осенние пейзажи «Чудо дерево» (кляксография) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Сентябрь | Пестрые кошки (рисование ватными палочками) | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
Октябрь | Мы ходили в зоопарк «Жирафик» (рисование пальчиками) | Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
Октябрь | «Осьминожки» (рисование песком) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
Ноябрь | Рыбки плавают в воде (рисование песком) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике рисования песком. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать коммуникативные навыки. |
Декабрь | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Декабрь | Зимний лес (тычкование) | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
Январь | «Узоры на стекле» (рисование песком) | Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций. |
Январь | Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
Ф Февраль | Птицы волшебного сада | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
Февраль | Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
Март | Портрет мамы | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
Март | Бабочки (монотипия) | Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
Апрель | Волшебные цветы | Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
Апрель | Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
Май | Лето, здравствуй! | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Спи
Список литературы
- Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
- Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
- Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
- Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
- Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
- Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
- Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
- Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-887929-1508670984.jpg)
Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-891545-1516039816.jpg)
Проект "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/06/picture-1208883-1583503552.jpg)
Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность яв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/20/picture-1416793-1661006617.jpg)
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-817363-1700669649.png)
Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"
Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-817363-1700669649.png)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...