Консультация для педагогов "Применение в арт-терапии техники эбру как средства гармонизации психоэмоционального состояния, развития творческих способностей, психических процессов у детей с ОВЗ "
консультация по коррекционной педагогике

Полева Галина Петровна

Арт-терапия имеет под собой цель воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Применение в арт-терапии техники эбру как средства гармонизации психоэмоционального состояния, развития творческих способностей, психических процессов у детей с ОВЗ

Полева Галина Петровна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Арт-терапия имеет под собой цель воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Творчество – это безграничное количество возможностей для самовыражения и самопознания. Еще Карл Юнг отмечал благоприятное воздействие искусства на психику человека. Говорил о так называемом процессе сублимации – дружбе между бессознательным и сознательным «я» – их примирении. Это согласие происходит за счет активной работы воображения. Оно, в свою очередь, включается благодаря мифам, сказкам и опять же арт-терапии – собственному творчеству.

На современном этапе  в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобрело большую роль. Технологии арт-терапии предоставляют обширные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в различных продуктах творчества – рисунках, композициях, коллажах, аппликациях,  игрушках и т. д. Эти работы помогают выразить аффективное отношение ребенка к миру, гармонизируют либо улучшают навыки общения, самоконтроля, благотворно влияют на развитие мелкой моторики, коррекции познавательных способностей.

Изотерапия в своем арсенале использует разнообразные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые кроме гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, дают толчок к развитию интеллектуальных способностей, воображения, побуждают детей мыслить нестандартно. Одной из таких нестандартных и очень интересных  является техника Эбру, которая представляет собой рисование специальными красками на воде и перенос полученного рисунка на бумагу.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья данное рисование должно быть специально организованным процессом, который позволяет сформировать у них необходимые мыслительные процессы и двигательные стереотипы. Использование эбру в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ направлено нами на гармонизацию эмоциональной, волевой сферы, формированию, а затем развитию  способности создавать чёткие формы,  тематические картины по предварительному замыслу, абстрактные картины. Это способствует развитию у детей  навыков самоконтроля, саморегуляции, улучшает их настроение, развивает абстрактное мышление, волевое внимание, мелкую моторику, пространственное восприятие, умение ориентироваться на изобразительном поле, повышает интерес к изобразительной деятельности. А систематическое использование техники эбру способствует формированию и развитию данных процессов, функций и навыков у детей, снижает тревожность, агрессивность, повышает их самооценку, способствует развитию познавательных и творческих способностей, мелкой моторики.

Для использования техники эбру с детьми можно использовать готовые наборы для эбру, которые широко представлены в продаже, либо приготовить все необходимые материалы самостоятельно. Для этого сначала необходимо подготовить жидкость для эбру: приготовить жидкий клейстер из крахмала и воды, дать ему остыть, добавить в него канцелярский клей, всё тщательно перемешать. Если сверху появились пузырьки, необходимо  положить сверху газету на 15-20 секунд и убрать её.

На втором шаге готовим краски: акриловые краски разбавляем водой до жидкого состояния и затем перед рисованием каждый раз хорошо перемешиваем краску.

На третьем шаге готовим изобразительный материал: емкость для жидкости, кисти, палочки, краски, влажные и сухие салфетки, акварельную бумагу.

На четвертом шаге приступаем к рисованию: берем емкость с подготовленной заранее жидкостью, на кончик палочки набираем нужную краску, легко касаемся поверхности воды, в зависимости от задуманного, либо кистью делаем фон. Для создания фона набираем на кончик краску и стряхиваем ее осторожно на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности. После этого рисуем задуманное: пейзаж, цветы, животных, людей, абстракцию... В процессе работы невозможно будет  предугадать, как растекутся краски, что получится в итоге. При рисовании в технике эбру  отсутствуют рамки и ограничения, наблюдается безграничный личный полет фантазии и идей, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается настроение.

В завершении работы осуществляем перенос рисунка на бумагу. Для этого берем лист бумаги под размер выбранной емкости для рисования,  аккуратно кладем бумагу сверху на поверхность рисунка,  ждем несколько минут, когда края начнут подниматься. Затем берем за края бумаги и поднимаем. На бумаге отпечатывается рисунок, который был создан на жидкости. Сушим рисунок в течение суток. Если сразу рисовали нужный рисунок, то он готов, а если создавали необходимый фон, то можно приступить к дальнейшему рисованию, аппликации, созданию поделки.

Данная техника доступна для применения и в домашних условиях, поэтому с ней возможно познакомить и родителей детей с ОВЗ. Тогда при использовании её родителями со своими детьми она сыграет благоприятную роль в гармонизации детско-родительских отношений.

В результате использования техники эбру с детьми с ОВЗ было отмечено, что у воспитанников стал преобладать преимущественно положительный эмоциональный фон, повысилась познавательная активность, инициативность, самоконтроль.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Нетрадиционное художественное творчество-как средство гармонизации психоэмоционального состояния

 Познавательно-творческий проект во 2-ой мл. группеТема:  "Нетрадиционное художественное творчество-как средство гармонизации психоэмоционального состояния."Автор: Стрельц...

Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Арт=терапевтическая техника "Мандала" как средство саморегуляции психоэмоционального состояния"

Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека.Человек - сложная система, поэтому для более высокого уровня активности он может использовать различные типы саморегуляции.Своевре...

Практика «Аква-анимация в технике Эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

В данном материале даётся описание практики, которая используется педагогом-психологом как инструмент снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Эбру как средство познания мира и развития творческих способностей дошкольников»

Консультация позволит родителям познакомиться с преимуществами использования техники эбру на занятиях и в свободной творческой деятельности....