Семинар-практикум «Организация работы педагогов с детьми, имеющими поведенческие отклонения».
методическая разработка по психологии

Жарикова Стелла Александровна

Отклоняющееся поведение детей, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация работы  педагогов  с детьми, имеющими поведенческие отклонения».

(практико-ориентированный семинар)

1. а) Определение понятия отклоняющего поведения.

Отклоняющимся поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Под отклонениями в поведении детей понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, педагогов, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка. (Невский И.А., 1993).

Таким образом, отклоняющееся поведение детей, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ребенка как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Иногда ребенок  буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается соответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются система оценочных суждений о нем, характер его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения ребенка (услужливость, некритичность, внимательность к педагогу, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются педагогом как положительные, поощряются им, а ребенок преподносится группе в качестве социального образца для подражания. При этом педагог не только не видит, а буквально культивирует у этого ребенка приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

 б) Причины и факторы отклоняющегося поведения.    

Отклонения в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;                                  

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими неуспехами, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагога и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности;

в) УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИЕ ОТТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ.

Дети, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет метод контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).

Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие психолога с детьми разворачивается в шести стадиях:

1. Расположение к общению.

2. Поиск общего интереса.

3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.

4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5. Адаптивное поведение партнеров.

6. Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи.

Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с детьми.

Техника Я-высказывания. 

Эта техника позволяет передать другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и требований, чтобы другой человек  изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать сою позицию,  не превращая другого человека в вашего противника.

        Схема Я-высказывания:

  • Событие - «Когда…» (описание нежелательной ситуации):

             « Когда вы на меня кричите…».

  • Ваша реакция - «Я чувствую…» (описание ваших чувств):

             « Я чувствую себя беспомощным».

  • Предпочитаемый исход - «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желаемого результата):

            «….Мы спокойно во всем разобрались»

  • Формула обоснования « Я хотел бы…, потому что…»

г) Вывод

Итак, отклоняющееся поведение детей— явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины и связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, отклоняющееся поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении, которое может складывается в дезадаптивное поведение детей в более старшем возрасте.

Работа психолога с детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей.

2. Практическая часть:
Приемы работы с детьми, имеющие поведенческие нарушения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности— неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.

Рекомендации, которые педагоги могут применять в своей практике.

 Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

Следующий совет требует комментария. Н. В.Клюева и Ю. В. Касаткина: «Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась». Действительно, такие способы преодоления проблемы на время снимают приступы агрессии.

Однако представители другой психологической школы предупреждают, что у ребенка постепенно формируется стереотип агрессивного реагирования в проблемной ситуации. То есть раздраженный и разозленный ребенок привыкает вымещать агрессию на объекты окружающего мира. Сначала такие объекты ему предлагают взрослые (подушка, «лист гнева», боксерская груша и т. д.). Но в дальнейшем, когда взрослого (родителя, педагога, психолога) не окажется рядом, ребенок, научившийся справляться с агрессией подобным образом, скорее всего, перевернет урну на улице, разобьет окно камнем и т.д.

Еще хуже, если под рукой у него окажется другой ребенок (чем не замена мягкой кукле?) или безобидное животное во дворе дома... Рассерженный ребенок не в состоянии будет проанализировать ситуацию и выбрать более безобидный способ борьбы с гневом.

• Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях, коллегах, учителях.

          В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: в начальных классах можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать, в среднем и старших звеньях – грамоты.
  • Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
  • Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте  четкий распорядок дня.
  • Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных игр.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
  • Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
  • Больше используйте игру с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.

     Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен. Это лишь общая схема.  Но в практике педагоги  применять их смогут.

    Формы работы с агрессивными детьми

Первые признаки агрессивности наблюдаются после двух с половиной лет. Какого ребенка называют агрессивным? Стремящегося намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слов. Агрессивный дошкольник дразнит сверстников, выкрикивает обидные фразы, оскорбляющие другого. Он упрям и самонадеян, сначала возражает, а потом выслушивает, чаще говорит «нет» чем «да».

Признаки агрессивности:

• упрямство, стремление возражать, отказываться;

• драчливость, вспыльчивость;

• приступы гнева, негодований;

• желание обидеть;

• потребность настаивать  на своем;

• неумение понять интересы другого;

Каждый отдельно взятый признак не свидетельствует о выраженной агрессивности. Случайные, эпизодические проявления упрямства или вспыльчивости — тоже не показатели высокого уровня данного свойства. Лишь систематически наблюдаемые проявления перечисленных особенностей поведения и взаимодействия могут свидетельствовать об агрессивности дошкольника.

Наличие 6-7 признаков говорит о высокой агрессивности, 3-5 — о средней, 1-2 — о низкой агрессивности.

В соответствии со схемой, предложенной для исследования тревожности, подготовьте бланки для небольшой анкеты, которая поможет вам более уверенно говорить об уровне агрессивности дошкольника.

Мини-тренинг  «Агрессии – нет!» Игры на снятие агрессивности:

  • битва воздушными шарами, но для начала нам надо приготовить орудия для битвы. Как в любой вражде перемирие наступает, когда противники складывают оружия – лопаем шары;
  • мешок крика – выплеснем свой крик свой гнев в мешок;
  • порубим топором – у вас в руках топор и рубим;
  • снежки – вместо физической разминки поиграть в снежки (поделились на две команды);
  • ругаемся овощами – (вытянули названия овощей и поругались).

Тревожность. Методы работы с тревожностью.

Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Cредний уровень тревожности у сегодняшнего ребенка значительно превышает тот, который психологи получали при обследовании детей несколько лет назад, а по некоторым данным уровень недифференцированной тревоги у молодых людей превышает аналогичный показатель для людей старшего поколения (Белова А.П., 2003)

Ритм современной жизни, вечно занятые родители, трансформация образовательных программ и требований, видоизменение социального статуса ребенка, изменение социального окружения и многое другое — вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Можно сказать, что данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.

Работа оригами «Птица Счастья».

Я предлагаю вам поверить в чудо и стать счастливыми, сотворив своими руками птицу счастья. Но сначала поведаю вам легенду об этой удивительной птице.

- Как гласит поверье: в старину деревянная птица счастья в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Мастер должен был вытачать эту птицу за 52 прикосновения к дереву ножа или топора. 52 ни больше, ни меньше, по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа.

- Поэтому эта птица считалась волшебной. Сегодня мы с вами будем этими мастерами и изготовим птицу Солнца. 52 удара – 52 слова, не известны нам ныне.

Я предлагаю, смастерив птицу вписать на ее крыльях, может – быть не 52 слова, а только лишь свои заветные желания, об осуществлении, которых вы мечтаете.

- Для изготовления вам понадобиться: шаблон, ножницы, клей, вместо дерева мы возьмем 1 альбомный лист.

Технология изготовления.

Туловище птицы у вас готово, оно перед вами на столе.

Крылья и хвост загофрируем (сложим складочками). Впишем в эти складочки наши сокровенные желания.

Края заготовок обрежем так, чтобы они напоминали вырезанную щепу. Два крыла  делаем из  одной заготовки – значит, у неё надо оформить оба края (симметрично).

Соберём изделие:

а) Туловище птицы слегка согнем вдоль и сделаем на сгибе небольшой надрез для крыльев.

Б) Крылья аккуратно продернем в эту щель и расправим.

В) Хвост вклеим сзади.

И так мы с вами сотворили птицу счастья, она  готова воплотить наши мечты в реальность, главное в это верить.

Пусть ваши птицы счастья живут у вас в доме и все ваши желания исполняются!

Рефлексия.

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.

Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста....

Семинар-практикум по организации питания в ДОУ

Цель семинара- оказание методической помощи воспитателям и младшим воспитателям по организации приема пищи....

Семинар практикум «Коррекционная работа с детьми, имеющие нарушение речи»

Семинар-практикум для родителей. На семинаре мы знакомим родителей с причинами нарушения речи, видами речевых нарушений, последовательность появление звуков речи в онтогенезе, а также методы коррекцио...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...

Специфика работы с детьми, имеющими физиологические отклонения.

В детский хореографический коллектив часто приходят дети без хореографических способностей, не имеющих музыкального слуха, чувства ритма, не подходящих фактурой в последние годы с физиологическими отк...

Проект " Песочная терапия как здоровье сберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии"

                    Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Еще Д. Ушинский говорил: " Самая лучшая игр...