ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА: ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Я ПЕДАГОГ!».
методическая разработка по психологии

Жарикова Стелла Александровна

Воспитатель в детском саду – это не профессия, а образ жизни. Нет профессии почетнее, нет труда сложнее и ответственнее. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Он должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще.Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия, цель которых является «развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса молодых педагогов к своей работе через интенсификацию предметно-делового взаимодействия в процессе обучающих и игровых занятий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-pedagog.docx19.03 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для молодых специалистов в ДОО: «Я - педагог».

         

Цели тренинга:

  • способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
  • создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
  • снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Количество человек: 8–10.

Продолжительность: 1,5 часа.

Материалы: А-4, музыка леса, краски или карандаши, карточки, орешки, набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека», «Зонтики».

 (Сл.2)

    Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.

     В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — распространенный сюжет. Саги рассказывают, что северный бог Один с целью постичь руны принес себя самого в жертву, девять суток провисев на стволе Мирового древа — ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты — описание обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.

Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.

Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.

Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я делюсь с вами…»

Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я делюсь с вами… (хорошим настроением, радостью, оптимизмом и т. п.)».

Игра «Самый особенный».

Что у вас общего?  Что вас объединяет на ваш взгляд?

(Сл. 3) Упражнение: «Дерево»

С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья… («У лукоморья дуб зеленый…», «Но нельзя рябине к дубу перебраться…», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» и т. п.).

Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Большинство стойко переживают жару, дожди и снегопады, однако отдельные виды нуждаются в особом уходе: их надо поливать, утеплять…  А есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне, стоят в саванах в гордом одиночестве. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека. Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».

Упражнение «Я — такое дерево».

Инструкция: рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Я сейчас».  А теперь выберите карту с изображением дерева, про которое можно сказать: «Я хочу быть таким». Участники комментируют свой выбор.

Коллективная работа «Портрет воспитателя».

Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны как педагога.

Вопросы для обсуждения: 

1. Что мне препятствует? Что мне способствует?

2.Какими личностными и профессиональными качествами обладает компетентный (идеальный) воспитатель? ПЗЛК  (сл.4)

3.Какими качествами обладаю как педагог?

4. Какие качества мне нужно развить?

5.Что способствует или может поспособствовать стать профессионалом своего дела?

6.Что вам мешает как педагогу профессионально расти, развиваться?

Работа с ресурсными картами: «Зонтики».

Ресурсы для изменений, личностного и профессионального роста — в нас самих!

Найдите своей ресурс  в метафорической карте, «Каким воспитателем я хочу быть».       Например, «Я выбрала карту «Зонтики» и карту с изображением красивого сильного дерева с хорошо развитой корневой системой и развесистой кроной. Хочу так же крепко стоять на ногах в своей профессии и так же, как мое ветвистое цветущее дерево, дарить радость и приносить пользу детям, родителям, коллегам. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться в неудачах видеть задачу, быть уверенной в себе и т. д.)».

        Далее по карте «Зонтики» смотрим свой ресурс, который мне поможет.

(Медитация: «Дерево силы»-авторская разработка).

Техника «Расширение рисунка».

Инструкция педагогам: положите каждый свою карту № 3 в центре чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. (Муз. «Звуки леса».)

Примечание. Техника помогает педагогам ослабить тревогу, защиту, дает чувство контроля над ситуацией, как следствие — осознание себя в профессии растет.

Обратная связь.

Упражнение «Подарок».

Рефлексия «Закончи предложение»:

  • Главная мысль нашей встречи — …
  • Настроение нашей встречи — …
  • Слово нашей встречи — …
  • Итог нашей встречи — …

Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог: Стелла Александровна Жарикова «Я -педагог»

Слайд 3

Лестница профессионального роста

Слайд 4

Педагог-профессионал ПЗЛК педагога

Слайд 5

Педагог-профессионал ПЗЛК _ педагога Профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) как фундаментальный компонент личности учителя-воспитателя, который в значительной мере влияет на успешность труда и определяет его индивидуальный стиль. ПЗЛК – это характеристики умственной, нравственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

Слайд 6

Педагог-профессионал качества….

Слайд 7

Что способствует профессиональному росту? ПЗЛК Что препятствует профессиональному росту? НЛК

Слайд 9

Расскажите про ваше путешествие, про ваши осушения до и после. Трудно ли было вам визуализировать? Понравилось ли оно вам?

Слайд 10

Лестница профессионального роста Что необходимо делать для того, чтобы достичь профессионализма? Зачем мне это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми....

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми....

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Эмпатия и умение личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми....

Консультация для педагогов «Школы молодого специалиста» на тему: «Структура и содержание портфолио педагога»

Консультация для педагогов«Школы молодого специалиста»на тему: «Структура и содержание портфолио педагога» Задачи:Познакомить педагогов с технологией «портфолио&raqu...

Школа молодого специалиста. Тренинг: "Эффективное общение, путь к успеху!"

Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направ...

индивидуальный маршрут развития молодого специалиста в ДОО под руководством педагога наставника

Индивидуальный  маршрут  развития  молодого специалиста под руководством педагога наставника на 2022 – 2025 учебный годЦель: непрерывное совершенствование творческого по...