Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»
консультация

Петрова Эльвира Александровна

Развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empatiya.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста»

«Понять, принять, признать»

«Эмпатия и умение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми».

Подготовила и провела:

Воспитатель Петрова Э.А

  

2020год.

Цель: развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

 

1. Организационный момент.

Игра «Комплименты»

Цель – создание работоспособной, доброжелательной атмосферы в группе.

Задача участников сделать друг другу оригинальный, убедительный, правдивый комплимент.

 

2. Основная часть.

В федеральном государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1.):

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Психологическое упражнение «Уровень»

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение. (5 мин)

Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары садится на маленький стульчик, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека, напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Задание – замените негативные установки на позитивные.

 

Негативные установки 

Чувства детей

Позитивные установки

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. 

"Будь собой, у каждого 

в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. 

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Вот дурашка,

всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. 

"Молодец, что делишься

с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. 

"А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.  

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. 

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. 

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист

и аккуратен!"

"Девчонки все они капризули!"

"Все мальчики забияки и драчуны!"

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны,

но в то же время ни один не похож на другого".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с взрослыми, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.   

"Иди ко мне,

давай во всём разберёмся вместе!"

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, повышенное психоэмоциональное напряжение. 

"Давай, я тебе помогу!"

 

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

 

Упражнение "Я тебя понимаю"

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге. 

«Сделаем по кругу подарок друг другу»

Цель: развитие чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен".

 

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

 

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Произнося фразу «Маша умеет танцевать»

 - удивите;

 - огорчите;

 - иронизируйте;

 - восхитите;

 - разгневайте;

 - констатируйте факт.

 

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их.

Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

 

3. Заключительная часть «Рефлексия».

Технология «Чемодан, корзина, мясорубка»

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Тренинг для молодых специалистов

«Понять, принятьпризнать»

Цель: развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу (по часовой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например«Добрый день». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Попросите выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным.

Игра «Комплименты»

Цель – создание работоспособной, доброжелательной атмосферы в группе.

Задача участников сделать друг другу оригинальный, убедительный, правдивый комплимент.

2. Основная часть.

В федеральном государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1.):

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Будьте искренны! Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Упражнение «Замените негативные установки на позитивные»

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Задание – замените негативные установки на позитивные.

Негативные установки Чувства детей Позитивные установки

"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. "Счастье ты моё, радость моя!"

"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. "А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с взрослыми, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. "Иди ко мне,

давай во всём разберёмся вместе!"

"Всегда ты не вовремя подожди…". Отчуждённость, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, повышенное психоэмоциональное напряжение. "Давай, я тебе помогу!"

Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Упражнение "Я тебя понимаю"

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные педагоги – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их.

Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

3. Заключительная часть «Рефлексия»

Рефлексия «Все в ваших руках»

На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным.

Указательный – на этот вопрос я получил конкретную рекомендацию.

Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец - для меня было недостаточно

«Личностно-ориентированная модель взаимодействия

 педагога с ребенком, как условие личностного развития и формирования

 предпосылок учебной деятельности»

                                                                                       Автор-составитель:

                                                                                       воспитатель I кв.категории

                                                                                       Буланова Л.С.

                                                2015 г.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» №273-ФЗ и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования система образования создает условия для непрерывного образования .  Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведениях и путем самообразования. Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

 Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей и задач, принципов содержания, методов, средств и форм организации воспитания и обучения), а также характер взаимоотношений участников образовательного процесса на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии.

Основой для реализации идеи непрерывного образования ребенка на дошкольной и начальной ступени являются такие ценности образования, как гуманное отношение к каждому ребенку, отсутствие принуждения и насилия, открытость растущего человека изменяющемуся миру, самоценность каждого возраста, индивидуализация образования.

Общие цели непрерывного образования:

  • Воспитание нравственного человека
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка
  • Физическое и психическое развитие детей

Реализация данных целей возможна лишь при создании психолого-педагогических условий, и в первую очередь можно выделить следующие:

  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми
  • Предоставление каждому ребенку возможности  выбора деятельности, партнера, средств общения
  • Формирования ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности
  • Сбалансированность видов деятельности, форм работы, форм сотрудничества, видов активности

В структуре образования в период, в котором осуществляется переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, решаются специфические задачи:

  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста
  • Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного  образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы
  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться
  • Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной  адаптации к школе.

Система дошкольного образования обеспечивает всестороннее развитие ребенка (физическое , психическое, личностное), способствует формированию у него таких качеств личности , как любознательность, произвольность, креативность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность. Именно они станут фундаментом для развития личности ребенка на следующей ступени образования – начальной. Для развития личности ребенка, его творческих возможностей и неповторимой индивидуальности отношения должны строиться на гуманных позициях.

        Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка.

         Ш.А.Амонашвили «Педагогический процесс должен быть наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успеха и утверждением достоинства каждого ребенка. Такой стиль отношений способствует всестороннему , полноценному проявлению задатков детей, целостному формированию его личности. Ребенок становится открытым и восприимчивым к педагогическому воздействию только в том случае, если характер общения с ним близких людей поощряет его проявлять и утверждать себя, помогает ему в этом».

        Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, принцип которой  - «не рядом и не над, а вместе», стала альтернативной относительно учебно-дисциплинарной модели общения.

Характерные черты личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком: цель, способы, тактика общения и личностная позиция педагога.

Цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности; развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Педагогу, выбирающему личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, важно учитывать следующие положения:

  1. Наилучший контакт с ребенком устанавливается, когда партнеры занимают равные позиции в психологическом плане, то есть ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.
  2. Дистанция общения должна обеспечивать для его участников контакт, не противоречащий личной свободе; контакт должен быть не только у каждого ребенка с педагогом, но и у всех детей друг с другом.
  3. Взрослый и ребенок должны находиться в общем «пространстве» общения, когда им хочется быть вместе, в одном «пространстве».

Для гуманизации взаимоотношений от взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а как бы глазами ребенка, умение поставить себя на его место и учесть его точку зрения. У педагога появляется потребность введения в процесс воспитания такого элемента, как «всматривание», «вчувствование» в настроение и поведение детей, понимания позиции каждого ребенка по отношению к другому.

Старший дошкольный возраст является переходным от игровой деятельности к учебной. В плане подготовки ребенка к учению в школе гораздо более важным нежели навыки чтения,  счета, письма, является имеющийся у детей опыт освоения различных видов деятельности. Поэтому если ребенок с удовольствием играет, рисует, лепит, вырезает, стремится осваивать новые виды деятельности, умеет без лишних напоминаний убирать за собой и помогать родителям, то эти качества будут залогом успешного овладения им учебной деятельностью.

Учебная деятельность (как и любая другая), связана с преодолением трудностей. Поэтому важным аспектом готовности ребенка к обучению является его готовность к преодолению трудностей, то есть, волевая готовность. Ее нужно формировать, создавая ближайшие мотивы поведения ребенка, в том числе и нравственные, а так же в совместной деятельности с ним. Мотивируя ребенка на ту или иную деятельность, нужно знать его потребности и опираться на них при организации деятельности, а также создавать новые мотивы поведения и деятельности («Ты скоро будешь школьником, а школьнику стыдно опаздывать.»).

Опираясь на труды К.Д. Ушинского, Л.В.Занкова , Ш.А. Амонашвили пишет, что общее развитие подразумевает развитие как познавательных процессов, так и качеств личности (мотивации, чувств, воли). Развитие, как и становление личности, происходит в процессе «познавательной, созидательной, преобразующей, нравственно-этической деятельности», которая осуществляется в различных формах общения ребенка. Развитие предполагает преодоление трудностей. «Педагогический процесс  -  это сотрудничество педагога с ребенком, когда учитель помогает ученику преодолению трудностей».

Педагогический процесс должен доставлять ребенку радость жизни. Ребенок ее чувствует только в том случае, если на занятие царит духовная общность между педагогом и детьми. Ш.А.Амонашвили приводит мысль А.И. Герцена о том, что «нужно не «отбыть» обучение, а прожить его, нужно ,чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для ребенка». Поэтому в педагогическом процессе ребенка должно сопровождать чувство свободного выбора. Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, то есть, чтобы ребенок учебную задачу осознавал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения. Если ребенок сам добывает знания, свободно высказывает свои мысли и впечатления, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, то учиться он будет с увлечением и охотой.

Обобщив данные психологов и педагогов-исследователей, разработчиков Программно-методического пособия «Филиппок», а так же опыт педагогов Нижегородской области , можно выделить следующие основные задачи подготовки детей к учению:

  1. Установление эмоционального контакта педагога с группой детей и с каждым ребенком в отдельности.
  2. Создание условий для воспитания у ребенка доброжелательного, внимательного отношения к значимым взрослым (педагогу, родителям) и  сверстникам и выработка навыков общения с ними в различных видах деятельности.
  3. Формирование у детей предпосылок к дальнейшему освоению учебной деятельности. Предпочтение отдается мотивационному компоненту учебной деятельности (формирование мотивации к обучению).

Решение этих задач невозможно без создания благоприятного климата  в группе детей. Поэтому условием реализации цели подготовки к учению, как отмечает Ш.А. Амонашвили, можно считать сохранение эмоционального благополучия каждого ребенка: «Давайте будем доставлять детям радость общения с нами».

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.  Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.

Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации:

- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;

- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;

- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;

- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;

- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;

- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;

- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) ;

- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами.

Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение исследовательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном познании.

Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное:

- установка на ребенка дошкольного возраста как на личность, индивидуальность;

-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

-позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;

- ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;

-направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;

- диалогическая позиция в общении;

- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

-поощрение творческой активности ребят.

Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки) .

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор.

Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

 Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

 Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.
         

Содержание программно-методического комплекта пособий «Филиппок», разработанных научными сотрудниками  ГОУ ДПО НИРО, построено на  гуманном, личностно-ориентированном  взаимодействии педагога с детьми.

В центре его содержания – общая психологическая подготовка детей к обучению в школе в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и обеспечение уровня психического, личностного развития, достаточного для успешного включения ребенка в новый вид деятельности – учебную.

Содержание пособия «Филиппок» в целом ориентировано на общую психологическую подготовку детей к школе с учетом:

- общей цели развития дошкольника: физического, психического и личностного;

- особенностей психического и личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте с дифференциацией программно-методического материала для детей 5-6 и 6-7 лет;

- задач психологической подготовки к успешному обучению в школе: интеллектуального и личностного развития (эмоционально-волевого, мотивационного, коммуникативного) – и специальной подготовки (сенсорных ориентировок и развития ручной умелости) в рамках общего развития;

- специфики учебной деятельности в начальной школе. Данное обстоятельство диктует необходимость особой целенаправленности в содержании и организации педагогического процесса в дошкольном возрасте, а именно ориентация его на развитие предпосылок учебной деятельности для последующего успешного развития ребенка как субъекта учебной деятельности в начальной школе;

- ведущего вида деятельности в данном возрасте – игры;

-специфики той области действительности и своеобразия видов деятельности, в которых осуществляется подготовка детей к школе;

- своеобразия форм организации дошкольного образования (в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ, частично в кружковой работы и условиях семейного воспитания, в группах полного дня как парциальная программа).

Реализация личностно-ориентированной модели общения педагогов с детьми

Получить свидетельство

Автор: Долина Мария Васильевна


1. Организационный момент.

Игра «Ассоциации»

Цель – создание работоспособности в группе.

Ход игры: ведущий называет слово (общение), а задача левого соседа — быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово.

Дополнительно перед участниками будет стоять задача как можно быстрее завершить круг ассоциаций и, желательно, удержать первоначальную тему.

2. Основная часть.

В федеральном государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1.):

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Задание – замените негативные установки на позитивные.

 

Негативные установки

 

Чувства детей

Позитивные установки

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

 

"Будь собой, у каждого 

в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

 

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Вот дурашка,

всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

 

"Молодец, что делишься

с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

 

"А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. 

 

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

 

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

 

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист

и аккуратен!"

"Девчонки все они капризули!"

"Все мальчики забияки и драчуны!"

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны,

но в то же время ни один не похож на другого".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с взрослыми, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.     

 

"Иди ко мне,

давай во всём разберёмся вместе!"

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, повышенное психоэмоциональное напряжение.

 

"Давай, я тебе помогу!"

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Упражнение "Я тебя понимаю"

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге. 

«Сделаем по кругу подарок друг другу»

Цель: развитие чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен".

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Задание: Произнесите скороговорку «Купила бабуся бусы Марусе», отвечая на вопросы.

Кто купил бусы?

Кому купили бусы?

Бусы Марусе сделали?

Что купила бабуся Марусе?

Произнесите фразу: Пришла в различной речевой ситуации:

Педагоги собрались на консультацию. Все в сборе, кроме Люды. Все ждут, консультация не начинается. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.

Вы с друзьями собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.

Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Произнося фразу «Миша умеет танцевать»

 - удивите;

 - огорчите;

 - иронизируйте;

 - восхитите;

 - разгневайте;

 - констатируйте факт.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

3. Заключительная часть.

Задание «Дерево рефлексии»

По окончании консультации педагоги прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – мероприятие прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворены мероприятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школе молодого специалиста

Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности Школы молодого специалиста, содействует повышениюп профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ....

План работы "Школы молодого специалиста" в 2012-2013 учебном году

"Школа молодого специалиста" - это методическое объединение молодых педагогов детского сада. Работа "Школы" планируется и организуется ежемесячно, по предварительному мониторингу интересующих вопросов...

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми....

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Эмпатия и умение личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми....

ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА: ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Я ПЕДАГОГ!».

Воспитатель в детском саду – это не профессия, а образ жизни. Нет профессии почетнее, нет труда сложнее и ответственнее. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального...

Школа молодого специалиста. Тренинг: "Эффективное общение, путь к успеху!"

Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направ...