Статья: "Взаимодействие специалистов психолого-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации при обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья".
статья по психологии

Жарикова Стелла Александровна

В настоящее время одной из важных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению является инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом, настроенным на каждого. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, образовательная организация – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharikova_s.a._publikatsiya_.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Жарикова Стелла Александровна

педагог-психолог

МКДОУ №1 «Ручеек»

 Барабинский район

Новосибирская область

Взаимодействие специалистов психолого-педагогиеского консилиума   (ППк) дошкольной образовательной организации при обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время одной из важных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению является инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом, настроенным на каждого. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, образовательная организация – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить образовательной организации.

Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы в дошкольной и школьной жизни. Самое главное для педагога – найти возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей на уроке, чтобы учить одновременно детей разного уровня. Многие справедливо полагают, что инклюзия это наилучший путь индивидуализации в образовании, так как каждый ребенок индивидуален и требует действительно индивидуального подхода. Поэтому в последнее время возросла роль  ППк в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.    

Существует мнение, что в детском саду реализовывать инклюзивное образование легче, чем в школе, но это на первый взгляд. Если это действительно так, то откуда на начальном этапе школьного образования в первых и во вторых классах мы видим детей с различными нарушениями?

Поэтому необходимо повышать эффективность ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Дошкольный возраст является тем периодом, когда идет закладка всех психических функции, которые являются основой становления личности. От того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, зависит его дальнейшее развитие. Если ранняя помощь своевременно не оказана, вовремя не развиты психические процессы, которые необходимы для дальнейшего благоприятного развития ребенка, то это приведет к негативным последствиям в дальнейшем. Как правило, в начальной школе такие дети испытывают трудности в обучении и развитии. В начальной школе упущенные возможности, связанные с формированием психических новообразований, могут иметь негативные последствия в будущем. В таких случаях крайне тяжело оказать помощь ребенку.

Общеизвестно, что у ребенка в определенные возрастные периоды должны быть сформированы определенные новообразования. Речь идет о сенситивных периодах развития ребенка (благоприятных для формирования психологических новообразований). Приведу пример о важности формирования  пространственных представлений ребенка как основы дальнейшего развития его высших психических функций.  С самых ранних лет ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, на, под, в том же направлении, в противоположном направлении. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывают у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

При дифицитарности развития пространственных развития пространственных представлений детей, психические процессы недостаточно развиты, а успешность обучения оставляет желать лучшего.

Таким образом, то, что вовремя развито и заложено в дошкольном детстве будет во многом определять качество школьного обучения. Это актуально для всех детей, тем более важно для детей с ОВЗ.

Важно выстраивать партнерские отношения с родителями, которые имеют детей с ОВЗ и с той категорией родителей, которые не имеют детей с ОВЗ. Почему необходимо работать с родителями детей с ОВЗ это понятно - не все родители в полном объеме понимают и принимают проблемы своего ребенка, серьезность последствий неоказания своевременной помощи ребенку и создания специальных образовательных условий (как известно, для этого необходимо согласие родителей). Только в школе (в 1-ых, 2-ых классах, а то и гораздо позже) эти проблемы становятся более очевидными, когда родители сталкиваются с проблемой  неуспеваемости ребенка.  И тогда родители  уже вынуждены принимать своего ребёнка со всеми особенностями его развития. Но, к сожалению, время упущено. Здесь необходима грамотно простроенная разъяснительная, консультативная работа, как психолога, так и в большей степени, воспитателей, чтобы переход из детского сада в школу оказался менее болезненным и для ребёнка и для родителей.

 Родителям, которые понимают, принимают, осознают проблемы в развитии ребенка, понимают те последствия,  с которыми придется столкнуться в школе, если своевременно не оказать помощь, необходима психолого-педагогическая поддержка, консультационная работа по вопросам воспитания, развития особенного ребенка.

В нашем округе две общеобразовательные школы, со специалистами которых тесно сотрудничаем. В детском саду действуют две группы комбинированной направленности. На ППк детского сада проводится  раннее диагностическое обследовании с целью определения актуального уровня развития дошкольников,  своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении. Выявление речевых и психических недостатков помогает своевременно организовать помощь, которая позволит более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

Эффективность согласованного взаимодействия специалистов детского сада и школы зависит от готовности участников образовательных отношений к сотрудничеству, от организации работы по оказанию своевременной ранней помощи детям, от создания специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации.  Именно партнерские отношения  и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. От того насколько качественно будет оказана ранняя помощь детям в детском саду, настолько мы увидим плоды успешности детей в школе.

Список литературы:

  1. Битянова М. Р.  Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; –М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015.
  2. Гончарова В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования/ В.Г. Гочарова, В.Г.  Подопригора, С.И. Гончарова, 2014.
  3. Дмитриев А.А.,  Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.-М.: ИИУ МГОУ, 2017.
  4. Иванов А.В., Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.-М.:-,2019.
  5. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».