«Установление и поддержание контакта с родителями воспитанников»
консультация по психологии

Катаван Ирина Александровна

материал для молодых педагогов по взаимодействию с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Установление и поддержание контакта с родителями воспитанников»

    Важное в работе педагога настроить себя на необходимость установление контакта с каждой семьей и родителями. Подобрать слова для каждого родителя и ситуации. Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их взаимодействия часто могут возникать конфликты.  Это в первую очередь отражается на ребенке, мешает установлению контакта с ним. Воспитатель в силу своей профессиональной деятельности должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка. Как воспитателю в таких ситуациях наладить отношения с родителями?

    Чаще всего инициаторами конфликтов могут выступать родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада.  Что делать в данной ситуации?

   Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду,  но несмотря на это, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей. В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка. Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру, в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают. В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе. А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

   Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

    Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

Алгоритм

  • Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.

Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.

Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.

  • Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  • Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

   Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

   Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

   Алгоритм взаимодействия с семьей

 Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Этап 1.

   Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Этап 2.

   Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка - в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Этап 3.

   Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Этап 4.

  Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Этап 5.

   Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.  

   На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

   Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей " Установление и поддержание контакта с родителями"

Эти короткие рекомендации помогут воспитателям освоиться в коллективе  родителей, установить прочный контакт и действовать вместе на благо дорогих малышей....

Консультация для воспитателей "Установление и поддержание контакта с родителями"

Даны рекомендации по установлению доверительных отношений воспитателя с родителем....

Консультациядля молодых педагогов "Установление и поддержание контакта с родителями"

            Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью, которая будет полезна молодым педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях пер...

Установление контакта педагога с родителями воспитанников.

Приемы установления контакта. Активное слушание собеседника....

"Установление и поддержание контакта с родителями"

Консультация для молодого специалиста...

Консультация для молодых педагогов "Установление и поддерживание контакта с родителями"

Консультация для молодых педагогов "Установление и поддерживание контакта с родителями"...