Установление контакта педагога с родителями воспитанников.
презентация

Иванченко Юлия Викторовна

Приемы установления контакта. Активное слушание собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_pedagoga_s_roditelyami_vospitannika.pptx94.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение педагога с родителями воспитанника. Приемы установления контакта. Метод активного слушания. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 84» Иванченко Ю.В.

Слайд 2

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка, а так же привлечь родителей к совместному сотрудничеству с ДОУ.

Слайд 3

Портрет педагога Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Слайд 4

Примерный кодекс общения: 1.Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. 2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. 3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе . 4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. 5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. 6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Слайд 5

Алгоритм взаимодействия с семьей Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Слайд 6

Ошибки в общении педагога с родителями: поличное обращение, торопливость в оценке ребенка с акцептом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.

Слайд 7

Учимся слушать родителя Слушание может быть пассивным и активным (понимающим). Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?») При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил : 1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего. 2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник. 3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: «Да-да. Понимаю вас» Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует , когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение.

Слайд 8

Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения , а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете ...», «У меня такое ощущение, что вы чем-то...», «Я вижу, что вы очень сердиты ». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет . Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем понял вас...» и т.д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга. Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то...», «Другими словами, вы считаете...» и т.п. Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное...», «Итак, вы предлагаете...», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что...», «Если теперь подытожить сказанное вами...

Слайд 9

Техника “Я-высказывания” Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

Слайд 10

Алгоритм Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.” Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Слайд 11

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них. Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

Слайд 12

Алгоритм разрешения конфликта: 1. Выслушайте собеседника, не перебивая его. 2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью приема активного слушания — «отражения чувств собеседника» 3. Установите границы допустимого: «Я готов(а) вас выслушать, но слушать брань не буду». 4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например : « Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке».

Слайд 13

5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего». 6. Четко сформулируйте предмет обсуждения, т.е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых проблем. Достигнуть этого можно с помощью приема активного слушания — резюмирования , например: « Таким образом , главное... Если теперь подытожить сказанное вами, то...». Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя. 7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос : «Вы согласны с?..» 8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования : «Итак, мы пришли к тому что...». 9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить выдвижение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон 10. Примите совместное «коммюнике», в котором устно или письменно будет зафиксировано , что обе стороны, участвующие в конфликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять.

Слайд 14

Навыки положительного общения с родителями Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы. Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка. Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем , чего хотят они.

Слайд 15

Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей. Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих. Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижени­ях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи. Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность. Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития. Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Слайд 16

Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей Предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе. Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно.

Слайд 17

Готовы принимать родителей в своей группе и в детском саду в любое рабочее время на протяжении всего дня. Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем. Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными .

Слайд 18

Активное слушание . Суть приема состоит в активном « резонировании » на высказывания партнера по общению на основе внутренней установки на слушание, естественности внешних речевых, поведенческих и мимико-пантомимических проявлений.

Слайд 19

Главными моментами в успешной реализации этого приема являются: демонстрация всем своим видом (позой, выражением лица, позицией «я весь внимание», проявляющейся в наклоне тепа в сторону собеседника, устойчивом визуальном контакте, уместном повторении жестов и поз говорящего, как бы подчеркивающим: «Я с вами »); умение своевременно использовать «буферные» фразы: «Понимаю вас», «Как это могло случиться?», «Да?» и т.п .; умение искренне выразить сопереживание и проявить эмпатию .

Слайд 20

Наиболее эффективны пять типов ответов: ответы, выражающие понимание эмоциональных состояний говорящего: «Я вас понимаю», «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Вероятно, вы несколько расстроены?»; эмпатийные ответы: «Представляю, что вы чувствуете», «Будь я на вашем месте, я был бы не меньше потрясен», «Я так же, как и вы, негодую»; выяснение — обращение к партнеру за уточнениями: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это», «Повторите, пожалуйста» и т.п.; перефразирование — формулировка мысли партнера своими словами: «Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Вы думаете…» и т.п.; резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего. Оно особенно уместно в длительном конфликтном общении и свидетельствует об итоговом понимании партнеров: «Если подытожить сказанное вами, то…», «Вашей основной мыслью является…» и т.п.).

Слайд 21

Обратная связь. Понравилось? Не понравилось (почему)? Зачем мне это надо? Что нового узнали? Пригодится ли полученный опыт? Какие формы и методы будете применять в работе с родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

«Этапы установления сотруднических отношений с родителями воспитанников»

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительно...

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, ка...

Семинар для педагогов с элементами тренинга «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников....

Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»

Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...