Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»
    план-конспект занятия на тему

    В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, какими приемами эффективного общения с родителями должен владеть воспитатель. 

    Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников складывается из: 
    • личностного компонента (личностные качества и установки)
    • содержательного компонента (знания) 
    • деятельностного компонента (умения и навыки) 

    Личностный компонент предполагает: 
    - готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; 
    - осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; 
    - установку на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; 
    - выдержку, тактичность, наблюдательность, уважительность и др. качества. 

    Содержательный компонентвключает знания 

    - о семье ребенка; 
    - об особенностях семейного воспитания; 
    - о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания; 
    - о методах изучения семьи; 
    - о современных формах организации общения; 
    - о методах активизации родителей. 

    Деятельностный компонентвключает в себя: 

    - умение преодолевать психологические барьеры общения; 
    - владение методами изучения семьи; 
    - умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье; 
    - умение ориентироваться в информации; 
    - умение конструировать программу деятельности с родителями; 
    - умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями; 
    - коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения. 

    В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения: 

    • групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач; 
    • дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т. д.). 

    С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт. 

    Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими: 

    • психолого-педагогической подготовленностью; 
    • коммуникативной культурой педагога; 
    • личностной психологической готовностью. 

    В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить. 
    Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. 
    Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. 

    Примерные правила общения воспитателя с родителями воспитанников: 

    1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. 
    2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. 
    3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. 
    4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. 
    5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. 
    6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. 

    Этапы установления доверительно-деловых отношений педагога 

    Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка. 

    На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество. 

    На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. 
    Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. 
    Умение воспитателя слушать родителей ребенка является одним из важных аспектов успешного взаимодействия с ними. Слушание может быть пассивным и активным (понимающим)
    Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?»

    При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил: 
    1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего. 
    2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник. 
    3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: «Да-да. Понимаю вас» 

    Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение. 

    Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете.»«У меня такое ощущение, что вы чем-то.»«Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет. 

    Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?»«Что вы имеете в виду?»«Не объясните ли вы это?»«Извините, я не совсем понял вас.» и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга. 

    Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то.»«Другими словами, вы считаете.» и т. п. 

    Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное.»«Итак, вы предлагаете.»«Ваша основная идея, как я понял, в том, что.», «Если теперь подытожить сказанное вами. 

    Умение разрешать конфликты с родителями – еще один важный момент в установлении контакта с ними. Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует. 

    Алгоритм разрешения конфликта: 

    1. Выслушайте собеседника, не перебивая его. 
    2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью приема активного слушания — «отражения чувств собеседника» 
    3. Установите границы допустимого: «Я готов (а) вас выслушать, но слушать брань не буду». 
    4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке»
    5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего». 
    6. Четко сформулируйте предмет обсуждения, т. е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых проблем. Достигнуть этого можно с помощью приема активного слушания — резюмирования, например: «Таким образом, главное. Если теперь подытожить сказанное вами, то.». Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя. 
    7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос: «Вы согласны с?.» 
    8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования: «Итак, мы пришли к тому что.»
    9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить выдвижение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон 
    10. Примите совместное «коммюнике», в котором устно или письменно будет зафиксировано, что обе стороны, участвующие в конфликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять. 

    Навыки положительного общения с родителями 

    • Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы. 
    • Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка. 
    • Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. 
    • Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка. 
    • Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они. 
    • Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей. 
    • Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих. 
    • Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. 
    • Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи. 
    • Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность. 
    • Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития. 
    • Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка. 

    Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей 

    • Предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. 
    • Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе. 
    • Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно. 
    • Готовы принимать родителей в своей группе и в детском саду в любое время на протяжении всего дня. 
    • Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются 
    • Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. 
    • Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем. 
    • Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными. 

    Памятка для педагогов: 

    «Общение воспитателя с родителями воспитанников» 
    Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителейсамостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. 

    Основными задачами взаимодействия воспитателя с родителями являются: 

    • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; 
    • объединение усилий для развития и воспитания детей; 
    • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 
    • активизация и обогащение воспитательных умений родителей; 
    • поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. 

    Принципы взаимодействия с родителями 

    • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 
    • Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 
    • Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 

    Важно помнить! 

    1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. 
    2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…»и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. 
    3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. 
    4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. 
    5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности. 
    6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями. 

    Список литературы 

    1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с. 
    2. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37-43. 
    3. Малкина – Пых И. Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.-784с. 
    4. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР - М.: Педагогика, 1983. - С. 332,376. 
    5. Петровский, А. В. Психология: Учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов
    «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

    В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, какими приемами эффективного общения с родителями должен владеть воспитатель. 

    Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников складывается из: 
    • личностного компонента 
    (личностные качества и установки)
    • содержательного компонента 
    (знания) 
    • деятельностного компонента 
    (умения и навыки) 

    Личностный компонент предполагает: 
    - готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; 
    - осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; 
    - установку на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; 
    - выдержку, тактичность, наблюдательность, уважительность и др. качества. 

    Содержательный компонентвключает знания 

    - о семье ребенка; 
    - об особенностях семейного воспитания; 
    - о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания; 
    - о методах изучения семьи; 
    - о современных формах организации общения; 
    - о методах активизации родителей. 

    Деятельностный компонентвключает в себя: 

    - умение преодолевать психологические барьеры общения; 
    - владение методами изучения семьи; 
    - умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье; 
    - умение ориентироваться в информации; 
    - умение конструировать программу деятельности с родителями; 
    - умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями; 
    - коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения. 

    В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения: 

    • групповое 
    (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач; 
    • дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т. д.). 

    С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт. 

    Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими: 

    • психолого-педагогической подготовленностью; 
    • коммуникативной культурой педагога; 
    • личностной психологической готовностью. 

    В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить. 
    Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. 
    Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции 
    «обвинителя», негативной оценки ребенка. 

    Примерные правила общения воспитателя с родителями воспитанников: 

    1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. 
    2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. 
    3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. 
    4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. 
    5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. 
    6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. 

    Этапы установления доверительно-деловых отношений педагога 

    Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка. 

    На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество. 

    На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. 
    Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. 
    Умение воспитателя слушать родителей ребенка является одним из важных аспектов успешного взаимодействия с ними. Слушание может быть пассивным и активным 
    (понимающим)
    Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы (
    «Расскажите, что вас беспокоит?»

    При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил: 
    1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего. 
    2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник. 
    3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: 
    «Да-да. Понимаю вас» 

    Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение. 

    Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: 
    «Мне кажется, что вы чувствуете.»«У меня такое ощущение, что вы чем-то.»«Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет. 

    Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: 
    «Не повторите ли вы еще раз?»«Что вы имеете в виду?»«Не объясните ли вы это?»«Извините, я не совсем понял вас.» и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга. 

    Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: 
    «Если я вас правильно понял, то.»«Другими словами, вы считаете.» и т. п. 

    Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: 
    «Таким образом, главное.»«Итак, вы предлагаете.»«Ваша основная идея, как я понял, в том, что.», «Если теперь подытожить сказанное вами. 

    Умение разрешать конфликты с родителями – еще один важный момент в установлении контакта с ними. Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует. 

    Алгоритм разрешения конфликта: 

    1. Выслушайте собеседника, не перебивая его. 
    2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью приема активного слушания — 
    «отражения чувств собеседника» 
    3. Установите границы допустимого: «Я готов 
    (а) вас выслушать, но слушать брань не буду». 
    4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например: 
    «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке»
    5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего». 
    6. Четко сформулируйте предмет обсуждения, т. е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых проблем. Достигнуть этого можно с помощью приема активного слушания — резюмирования, например: 
    «Таким образом, главное. Если теперь подытожить сказанное вами, то.». Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя. 
    7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос: 
    «Вы согласны с?.» 
    8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования: 
    «Итак, мы пришли к тому что.»
    9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить выдвижение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон 
    10. Примите совместное 
    «коммюнике», в котором устно или письменно будет зафиксировано, что обе стороны, участвующие в конфликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять. 

    Навыки положительного общения с родителями 

    • Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы. 
    • Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка. 
    • Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. 
    • Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка. 
    • Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они. 
    • Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей. 
    • Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих. 
    • Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. 
    • Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи. 
    • Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность. 
    • Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития. 
    • Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка. 

    Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей 

    • Предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. 
    • Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе. 
    • Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно. 
    • Готовы принимать родителей в своей группе и в детском саду в любое время на протяжении всего дня. 
    • Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются 
    • Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. 
    • Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем. 
    • Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными. 

    Памятка для педагогов: 

    «Общение воспитателя с родителями воспитанников» 
    Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителейсамостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. 

    Основными задачами взаимодействия воспитателя с родителями являются: 

    • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; 
    • объединение усилий для развития и воспитания детей; 
    • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 
    • активизация и обогащение воспитательных умений родителей; 
    • поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. 

    Принципы взаимодействия с родителями 

    • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется 
    «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 
    • Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 
    • Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 

    Важно помнить! 

    1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына 
    (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. 
    2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и 
    «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…»и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. 
    3. Не ставьте 
    «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. 
    4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. 
    5. Не разглашайте 
    «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности. 
    6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями. 

    Список литературы 

    1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с. 
    2. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37-43. 
    3. Малкина – Пых И. Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во 
    «Эксмо», 2005.-784с. 
    4. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР - М.: Педагогика, 1983. - С. 332,376. 
    5. Петровский, А. В. Психология: Учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Совершенствование общения педагогов с родителями"

    В материале представлены новые формы и методы работы по взаимодействию с семьей...

    Правила общения педагога с родителями воспитанников

    Консультация педагога-психолога для педагогов на тему:«Правила общения педагога с родителями воспитанников»...

    Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников»

    Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ни для кого не секрет, что воспитатели и родители ...

    Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников»

    Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ни для кого не секрет, что воспитатели и родители ...

    Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»

    Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...

    Правила общения педагогов с родителями. Консультация для педагогов

    В настоящее время тема корректного общения с родителями воспитанников выходит на первый план, ведь не секрет, что родители, да и воспитатели, зачастую сильно загружены и раздражены......

    Консультация для педагогов Тема: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».

    Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как ...