Консультация для педагогов "Совершенствование общения педагогов с родителями"
консультация на тему

Баранова Ирина Александровна

В материале представлены новые формы и методы работы по взаимодействию с семьей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ « Центр развития ребенка- Детский сад № 29 «Улыбка»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Совершенствование общения педагогов с
родителями»

 

                                 Исполнитель: воспитатель    

                          Баранова Ирина Александровна

г.Вязники 2013г.


Семья и дошкольные учреждения- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько Эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ не возможна.

Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Изменения государственной политике в области образования повлекли за собой признания положительной роли семьи в воспитании детей.

к середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными (посещение семьи воспитателем, беседы, консультации, общие и групповые родительские собрания, пропаганда). эти формы при добросовестном их выполнении несомненно достигают своей цели. Многие из необходимы до сих пор. Однако современное экономическое положение в сфере образования затрудняет их осуществление на практике.

Ведущая роль в организации работы с семьёй отводится педагогами: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок.

В этом случае семейного воспитания родителям не даётся право выбора программ и направлений педагогического процесса- они лишь слушают предлагаемое педагогами.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходящий от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Это указывает на то, что семья в этой ситуации воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фрагмент в становлении личности ребёнка. То есть активно главенствует общественность и незаметна индивидуальность семьи. Часто педагоги для общения с родителями избирают назидательный тон: не советуют и предлогают, а требуют; не подсказывают, а наставляют и выступают в роли судейской, а не Всё это отталкивает родителей. А итог один- детьми сад и родители занимаются воспитанием ребёнка не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьёй не дают должных результатов так, как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Наличие такого количества недостатков в работе с родителями, требуем не только уменьшения подхода к семье, но и создания новых форм работы дошкольного учреждения с семьёй. Именно поэтому и появилась в дошкольном образовании новая философия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, о том что за воспитание детей несут Ответственность родители, а все остальные социальные поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, педагоги искрение полагали, что их миссия- научать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй. Это инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды. Это вызывало ошибки в общении педагога с родителями ( безразличное обращение, торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фрагмент в становлении личности ребёнка. То есть активно главенствует общественность и незаметна индивидуальность семьи. Часто педагоги для общения с родителями избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют и выступают в роли судейской, а не Всё это отталкивает родителей. А итог один- детьми сад и родители занимаются воспитанием ребёнка не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьёй не дают должных результатов так, как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Наличие такого количества недостатков в работе с родителями, требуем не только уменьшения подхода к семье, но и создания новых форм работы дошкольного учреждения с семьёй. Именно поэтому и появилась в дошкольном образовании новая философия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, о том что за воспитание детей несут Ответственность родители, а все остальные социальные поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, педагоги искрение полагали, что их миссия- научать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй. Это инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды. Это вызывало ошибки в общении педагога с родителями ( безразличное обращение, торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие- представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, главный момент в контексте: семья- дошкольное учреждение- личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка.

Перейти к новым формам отношения родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.

Реализовать открытость ДОУ это значит сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать условия:- личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. при этом соблюдать такт и избегать -во влечения родителей в образовательный процесс д/ сада.

Это могут быть мероприятия (бабушка вяжет куклам,

папа делает фотоснимки и т.д.)

Надо помнить, что родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

  1. Родители должны быть уверенны в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия, например: «Галина Алексеевна, сама придумала сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли.
  3. Информация дошла была динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках ( 2 части текст- 6 иллюстраций) они должны привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители смогли бы поделиться опытом, информацией, советом.
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать - чем занят ребёнок.
  5. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания. Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон).
  7. Линия воздействия на семью через ребёнка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребёнок обязательно поделится высказываниями с родителями.

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
  • Изучение семьи установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

В свою очередь первая группа задач делится на две подгруппы:

а)        задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом ДОУ, дать советы по профилактике гриппа).

б)        задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью, игрой, ручным трудом). При этом необходимо чётко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы:

-индивидуальное или групповое консультирование;

-просмотр родителями режимных моментов, занятий;

-привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности (праздники, педсоветы, конференции, групповые собрания, «круглый» стол);

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребёнку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый» взгляд на ребёнка: видеть его в развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к пе5дагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и главное на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Для того, чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать своё взаимодействие с ними следующим образом.

В.А Петровский выделил четыре этапа взаимодействия с родителями:

  1. Трансляция родителем положительного образа ребёнка: педагог никогда не жалуется на ребёнка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребёнок лучше всех».
  2. «Трансляция родителем знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребёнка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности. При этом соблюдается принцип «Ваш ребёнок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
  3. «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог , не давая оценочных суждений.

Нужно помнить, что полученной информацией от родителей не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия.

  1. «Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Только на этом этапе педагог , завоевавший доверие родителей, при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность всех этапов около двух месяцев.

Для решения второй группы задач используются следующие методы:

  • Анкетирование
  • Опрос
  • Беседа с членами семьи
  • Наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное)
  • Метод создания педагогических ситуаций
  • Анализ детских рисунков
  • Анализ рассказов на заданную тему
  • Запись вопросов родителей
  • Сочинение родителей на тему: «Мой ребенок»
  • Фиксация дня ребенка
  • Дневник адаптации ребенка в ДОУ

Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализаций положения новой философии взаимодействия педагогов с родителями. Преимущество новой философии взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей .

Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредят так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем от материальной до хозяйственной. В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь ведет к повышению эффективности пед. процесса.

В третьих родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте, то направление в развитии и воспитании ребенка которое они считают нужным. Основные принципы при организации работы с семьями в рамках новой философии:

  • Открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живет и развивается его ребенок
  • Сотрудничество педагогов и родителей, воспитание детей
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВДОУ ПО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ МОЖНО
РАССМАТРИВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

  1. здоровье и физическое развитие
  2. познавательно речевое развитие
  3. социально личностное развитие
  4. художественно эстетическое развитие

Например для первого направления можно взять следующие формы и методы работы ДОУ по взаимодействию с семьей

  • изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями по разработанным критериям. Ознакомление родителей с результатами диагностики
  • формирование банка данных об особенностях развития и медика гигиенических условиях жизни ребенка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно- оздоровительной работы с детьми
  • обучение родителей отдельным нетрадиционным методом оздоровления детского организма
  • создание семейных клубов по интересам: Папа, мама, я - спортивная семья; Если хочешь быть здоров - закаляйся; Красота и здоровье; и т.д.
  • использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей в физкультурно - оздоровительной сфере: проведение викторин, фото, и видео конкурсов на лучший спортивный уголок в семье, на самую интересную, спортивную или подвижную игру с участием детей и взрослых членов семьи.
  • Самостоятельное издание газет и журналов с целью освещения и пропаганды опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
  • Консультативная, санитарно-просветительная и медики- педагогическая помощь семьям с учетом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с детской поликлиникой.
  • Проведение дискуссий с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей.

По второму направлению можно применить в своей работе такие формы взаимодействия с семьей. Это совместное с родителями чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет.

  1. «Школа для родителей», помогает выявить педагогические затруднения в семье, преодолеть сложившиеся стереотипы, снять родительские страхи, нацелить взрослых на гуманные методы взаимодействия с ребенком.
  2. Создание тематических выставок детских книг из семейных библиотек.
  3. Детско- родительский клуб «Наша страна» (в рамках патриотического воспитания детей)
  4. Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических беседшМои любимые игры и игрушки» - игрушки из бросового материала, игры маминого детства, по организации выставки семейных игрушек реликвий на тему «Друзья детства». Выставки игр самоделок.
  5. Совместная работа педагога, родителей и ребенка по созданию книги (альбома). «Мои интересы и достижения».
  6. Тематические праздники «Вечер сказки», «Любимые стихи детства» - выступлений родителей (художественное чтение).
  7. Выполнение домашних заданий (проблемных познавательных задач) с поиском ответа в книгах и журналах.
  8. Совместная работа ребенка с родителями над фотоальбомами « История моей семьи», « Наша дружная семья»Щ Моя родословная». Выставки фото материалов - забавных, трогательных и познавательных историй на тему «Мои любимые животные», «Праздники в нашей семье», «Наш выходной день»,» Наш отдых», «Наши увлечения».

По третьему направлению такие формы взаимодействия.

  • Проведение тренингов с родителями. Способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания.
  • Помощь родителям в расширении семейной библиотеке (медико-психологическая литература).
  • Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в дошкольном учреждении.
  • Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.

По четвёртому направлению.

  • Участие родителей и детей в театрализованной деятельности. Совместная постановка спектаклей, подготовка декораций, организация гастролей в соседние группы (в другие д\с).
  • Проведение «Круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического развития детей.
  • Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей, их совместное выступление с детьми.
  • Создание родителями вместе с детьми сценариев по мотивам русских народных сказок. Постановка домашних спектаклей с записью на видео или показ в группе.
  • Проведение практикумов для родителей-знакомство с различными техниками изобразительной деятельности.
  • Организация совместных тематических выставок детей и родителей.

• Сотрудничество с преподавателями музыкальной школы с целью оказания консультативной помощи родителям по развитию способностей детей и их интереса к музыке.

В заключении следует подчеркнуть, что оптимизация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей ориентировано на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать из отношения.

                                                Список литературы

                      «Консультации с родителями для педагогов в ДОУ.»

А.А.Майер О.И.Довыдова Л.Г.Богославец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"

Консультация включает в себя ознакомление воспитателей с информационно-аналитическими, досуговыми, познавательными, наглядно-информационными формами работы с родителями, а также содержит комментарии а...

Консультация для воспитателей на тему: "Общение педагога с родителями в ДОУ"

Взаимодействие с семьёй является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытвают трудности в установлении контакта с родителями. Воспитателям предложены традиционные и нет...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"

В консультации приводятся  способы  и примеры эффективного общения педагогов и родителей....

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, ка...

Правила общения педагогов с родителями. Консультация для педагогов

В настоящее время тема корректного общения с родителями воспитанников выходит на первый план, ведь не секрет, что родители, да и воспитатели, зачастую сильно загружены и раздражены......