Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"
материал по теме

Чернышева Светлана Александровна

Консультация включает в себя ознакомление воспитателей с информационно-аналитическими, досуговыми, познавательными, наглядно-информационными формами работы с родителями, а также содержит комментарии автора о практическом применении этих форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

     Автор: Чернышева Светлана Александровна

       Должность: воспитатель МБДОУ детского сада «Золушка» г.Тамбова

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.

Но сегодня хотелось бы поговорить о нетрадиционных формах организации общения педагогов с родителями, т.к. в настоящее время именно они пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у родителей.

Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление нормальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизятся с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще не достаточно изучены и обобщены. Вашему вниманию предлагается схема, где выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах таких совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - вместе дружная семья» и другие. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений - организация педагогом разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения как собрания, групповые консультации и другие. Данные формы использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. Неформальный подход в организации и проведении этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активации родителей.

Все чаще в детском саду проводятся так называемые «Устные журналы», которые состоят из 3-6 рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку, часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и др. Важно, чтобы темы были интересны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

     Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на 2 подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе учреждения. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.п.

Очень приятно отметить, что педагоги нашего учреждения давно используют в своей работе нетрадиционные методы общения с родителями. Проводились родительские собрания в виде педагогической игры по привитию детям любви и художественной литературе, конкурс «Приготовление блюда из осеннего урожая» к Дню осени и конкурс на лучшее сладкое блюдо, приготовленное ребенком вместе со своей мамой ко Дню матери, регулярно проводятся праздники с участием родителей, выставки совместных работ детей и родителей, родители принимают активное участие в субботниках по уборке территории, в работе родительского клуба, который практикует педагог-психолог, а также в широко распространенном в нашем учреждении мероприятии «Дни открытых дверей». Большой интерес вызывает у наших родителей «Дневник моей жизни», который ведётся вместе с детьми и используется как дополнительный материал при изучении семьи ребенка, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений. Все эти нетрадиционные формы работы, которые мы используем, дают воспитателям возможность повысить свою психолого-педагогическую культуру, а значит изменить свои взгляды на воспитание ребенка в условиях семьи.

Список использованной литературы:
1.  Т.Ю. Баракова. Работа с родителями //Начальная школа, -№5 -1994-с.69-71

2. И.А. Карпенко, В.А. Петровский: Контакт между воспитателем и родителями  как условие преемственности между детским садом и школой: Преемственность между детским садиком и школой в формировании личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – Лиепас, 1986

3. В.Н. Кондратюк. Изучение методов семейного воспитания.// Начальная    школа, - №1-1993 – с.70-72

4.  А.С. Макаренко. Избранные педагогические сочинения, кн.1 изд-во АПН  РСФСР , 1949, с.145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....

Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....

Консультация для воспитателей на тему: "Общение педагога с родителями в ДОУ"

Взаимодействие с семьёй является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытвают трудности в установлении контакта с родителями. Воспитателям предложены традиционные и нет...

Формы организации общения педагогов и родителей

Показаны различные формы организации общения с родителями....

Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве.

Презентация по теме:"Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве."...

Консультация для педагогов "Формы общения педагога с родителями в ДОУ"

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.Родители часто допускают типи...