Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»
материал на тему

Дьякова Ольга Хамитовна

 

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

« Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

  Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

  В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность. Такое признание семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», т.е общение на равных и «взаимодействия», т.е. организации совместной деятельности.

 Так педагог Филонова Д.Б предлагает свою методику, пошаговую технологию продвижения к контакту и взаимопониманию. Суть её заключается в следующем:

  1. Доверительное отношение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
  2. Процесс контактирования проходит в своём развитии определённые этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
  3. Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при  наличии определённых промежуточных результатов.

Филонова рекомендует такие стадии контактного взаимодействия:

Накопление согласия. Задача первого этапа – нейтрализация настороженности партнёра, разведывательный поиск общих тем для разговора. Например: нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Нужно расположить к себе собеседника, для этого следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном вопросе разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.

Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств. У родителя появляется потребность полностью раскрыться педагогу.

Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации На этой стадии уже можно приступать к реализации исходной цели, которую ставил педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.

Согласованное взаимодействие. Вот теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлены, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.

 Следующий аспект педагогической техники – это приёмы и средства самореализации, включающие овладение своим организмом (саморегуляция), мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определённого эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.

 Техника взаимодействия определяется наличием и отточенностью специальных умений, таких как умение мобилизовать другого человека на интенсивное взаимодействие. Умение общаться, налаживать обратную связь, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы внутреннее содержание взаимодействия верно выразить через внешние средства.

 Одним из важных требований к воспитателю является эстетическая выразительность его внешнего вида. Внешний вид – это не только опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека. Который воспринимается окружающими. Внешний облик человека придаёт его внутреннее содержание.

  Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отключенности от других побочных факторов.

  Ещё более информационным содержанием обладает мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несёт информацию большую, чем речевое сообщение.

   Таким образом, осуществляя реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях  ДОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. Ведь добиться правильных взаимоотношений с родителями можно только при условии, если целеноправленно строить общение, каждодневно решая каждый раз определённую коммуникативную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Общение педагога с родителями в ДОУ"

Взаимодействие с семьёй является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытвают трудности в установлении контакта с родителями. Воспитателям предложены традиционные и нет...

Памятка для воспитателей «Технология организации деловой игры с родителями воспитанников»

Материал полезен для воспитателей и учителей. В памятке представлена информация по организации родительского собрания в нетрадиционной форме - "Деловая игра"....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социал...

Консультация для воспитателей «Технология организации театрализованных игр»

В консультации даны основные требования к организации театрализованных игр дошкольников....

Консультация для воспитателей "Технология организации театрализованных игр"

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к те...

Консультация для воспитателей "технология организации и проведение тематического дня в ДОО"

          Система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО и предусматривает:комплексно-тематическое планирова...