Правила общения педагогов с родителями. Консультация для педагогов
консультация

Тимеркаева Наталья Владимировна

В настоящее время тема корректного общения с родителями воспитанников выходит на первый план, ведь не секрет, что родители, да и воспитатели, зачастую сильно загружены и раздражены...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obshcheniya_pedagogov_s_roditelyami.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ДОУ по теме:

«Правила общения педагогов с родителями»

"Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

А.С. Экзюпери

      Что такое общение? (ответы)

      Общение - это обмен сведеньями с помощью языка или жестов, то есть вербальное и невербальное.

     Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп.

     Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с несуществующими образами.

     Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.

     Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов в области социальной психологии,  в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

     В структуре педагогического общения подразумевают профессиональное общение воспитателя  со всеми участниками образовательного процесса,  направленное на создание благоприятного эмоционального климата в коллективе; на обеспечение эффективного управления социально-психологическими процессами и максимального использования личностных особенностей. В структуре общения педагогов высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у педагогов низкого уровня — дисциплинирующего.

Функции педагогического общения:

• коммуникативная (передача информации);

• экспрессивная (эмоциональное заражение);

• воспитательная;

• побуждающая и стимулирующая;

•управляющая;

•оценивающая и контрольная;

• синдикативная (сплочение коллектива);

•сенсибилизирующая (повышение чувствительности);

•самоподачи, самопрезентации;

• удовлетворение потребности в общении.

     Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

     При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности группы. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

     В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к общению с родителями группы, когда родители не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие родителей или коллег, к властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

     Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках ребёнка, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Он недоволен воспитанием детей в условиях семьи, и даже способен обсуждать внешность, личную жизнь родителей группы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (организация детей, уровень развития воспитанников), чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.

     Девиз такого общения педагога: Существуют два мнения : одно моё,а другое неправильное.

     Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, с родителями ,избегания общения с ними ,перекладывание информации ,а то и части работы на сменщицу или других специалистов, что объясняется снятием с себя ответственности за результаты.

Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь присутствием в коллективе и на рабочем месте. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как группы , детского сада, так и воспитанников и их родителей.

       Девиз таких педагогов : Моя хата с края, я ничего не знаю.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между родителями, отсутствие между ними доверия, явная обособленность,  демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

     Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества педагога и родителей педагогического взаимодействия, чаще называемой демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъективной роли родителей во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

      Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к родителям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание личности, целей и мотивов поведения, умение прогнозировать результаты взаимодействия. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. При демократическом стиле общения педагог стимулирует родителей к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

Девиз такого педагога: Одна голова хорошо, а десять лучше.

      Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом виде». В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

     Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы, например авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с отдельными родителями относительно низкого уровня социально-психологического и личностного  родительского ресурса. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с родителями, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать стратегию педагогического взаимодействия.

Правила общения с родителями.

     Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.

  • Первый, достижение результата (предметная цель).
  • Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).

   Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

     Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

     Если  вы приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

        Для педагогов очень важно уметь наладить позитивное взаимодействие с родителями. В таком  общении существуют свои закономерности. Предлагаю познакомиться с правилами конструктивного общения.

     Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологически позитивных установки.

Самые универсальные способы – это улыбка, имя собеседника, комплимент.

    Чтобы родитель хотел с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ним. И собеседник должен это видеть. Как же ему это показать? Ответ очень прост, для этого необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

    Имя человека – это самый приятный и самый важный для него звукоряд. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Марина Петровна!».

    Во время конфликтов, прийти к согласию можно значительно быстрее, если чаще называть имя собеседника. Потому, что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

    Одно из правил в общении является применение косвенного комплимента: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого:, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах воспитанника.

Кроме этих правил существуют и другие правила установления хорошего контакта с собеседником:

  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не нужно переступать «границы» личного пространства собеседника (менее 50 см!)
  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол между собеседниками, книга, лист бумаги в руках).
  • По ходу разговора использовать открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом необходимо поддерживать состояние безопасности и комфорта для собеседника (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Очень хорошо, если получается использовать прием присоединения. Для этого нужно найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!», а также использовать аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник.
  • Как можно реже нужно употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

     Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения конструктивного диалога и эффективного общения с родителями.

Подводя итог,  общение - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Уважаемые педагоги, помните:

  • Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  • Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  • Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  • Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  • Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  • Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Ценности и правила общения педагога с родителями

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимани...

Правила общения педагога с родителями воспитанников

Консультация педагога-психолога для педагогов на тему:«Правила общения педагога с родителями воспитанников»...

«Основные правила общения педагога с родителями»

Буклет для воспитателя по работе с родителями....

Основные правила общения педагога с родителями, коллегами и детьми.

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Свод правил общения педагога с родителями воспитанников посредством социальных сетей и мессенджеров.

Рекомендации по построению общения с родителями посредствам социальных сетей....