Проект РППС сенсорная комната "МУЛЬТИСЕНСОРИЯ"
проект по психологии

Харламова Людмила Леонидовна

Проект будущей сенсорной комнаты в детском саду "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_komnata_multisensoriya.docx38.62 КБ
PDF icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf1.57 МБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 31 «Радуга» г. УСТЬ-ИЛИМСКА

ПРОЕКТ

по созданию инновационной модели предметно-пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей эффективную реализацию основной

общеобразовательной программы

        педагог-психолог

Харламова Л.Л.

Усть-Илимск 2021 г.

  1. Проект «Сенсорная комната дошкольного образовательного учреждения»

Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). В качестве одного из определений этого термина в контексте использования его темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Не излагая подробно систему М. Монтессори, необходимо обратиться к основным ее положениям, и прежде всего, к идее космического воспитания. Эта идея наиболее созвучна современным представлениям о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающей особые условия для его взаимодействия с окружающим миром.

Космос, по мнению Монтессори, – это целостность мира, его упорядоченность, функциональная гармония. В основе мироздания лежит «единый план», детерминированный космическими законами. Природа, Вселенная представляют собой целостность, в которой каждая часть выполняет свою задачу в рамках целого и, наоборот, целое служит определенным частностям. Согласно идее космического воспитания, человек, прежде всего, ребенок, должен получать представление сразу обо «всем мире», а не о частностях из научной системы мира. Обучать частностям, считает М. Монтессори, значит вводить детей в заблуждение. Она выдвигает принцип обучения – от целого к частному. Это, по ее мнению, означает, что частность в процессе обучения выступает средством познания целостного «космического плана». Сенсомоторное развитие в системе М. Монтессори происходит с помощью дидактического материала, сгруппированного в зависимости от свойств предметов, знакомить детей с которыми предлагалось, используя тактильные барические, стереогностические, хроматические и другие ощущения. Взгляды М. Монтессори находят отражение и в современных системах сенсорного воспитания.

Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия средствами специально созданной среды родилась в Голландии в конце 70-х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании. Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. Сенсорные комнаты стали активно использоваться в абилитационных, реабилитационных целях для занятий с наиболее трудно поддающимся лечению контингентом больных психоневрологического профиля и с людьми с выраженными формами интеллектуального недоразвития. Постепенно круг людей, чье психофизическое состояние можно было улучшать, занимаясь с ними в сенсорной комнате, значительно расширился. Такие комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и других. Метод был также с успехом апробирован и в антистрессовых и реабилитационных центрах.

Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Негативные и разрушающие аспекты поведения и психики людей являются, как правило, реакцией фрустрации на ограничения и препятствия, которые мешают развитию собственного «Я». Внутренняя природа человека стремится к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психического здоровья. Тенденция к самореализации и совершенству – база для психокоррекции, где центральным действующим лицом является сам человек. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она приводит к замечательным результатам.

Развитию собственного «Я» часто мешают внешние факторы. Окружающая среда навязывает человеку оценки и ожидания, поэтому еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при детском церебральном параличе, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток депривирован. В этом случае необходима дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобнее всего реализовывать в темной сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа.

Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Темная сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых, является одним из важнейших средств коррекции и реабилитации. Сочетание специально разработанных занятий с работой психолога и дефектолога является залогом положительных результатов в коррекции различных нарушений здоровья человека.

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные проблемы:

• Неврозы и неврозоподобные состояния,

• Задержки психомоторного и речевого развития,

• Резидуально-органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др.,

• Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,

• Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,

• Нарушения слуха, зрения, речи.

Для здоровых людей сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач: 

• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

• Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

• Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

 • Развитие двигательных функций;

• Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Рекомендации: 

1. Опытным путём следует определить те стимуляторы, которые вызывают наибольшее утомление, определить максимальную степень использования и вводить их в занятие в последнюю очередь.

2. Особое внимание требуют зрительные раздражители, так как активное их использование может вызвать двигательную расторможенность и агрессивность, особенно у детей и подростков.

 3. В отношении различных категорий «проблемных» людей использование тёмной сенсорной комнаты в общеразвивающей и психотерапевтической работе должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей или взрослых астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут, синдром гиперактивности (двигательной расторможенности). Для занятий с такими людьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, эпилиптический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, такие, как зеркальный шар, проектор, Фибероптический модуль. Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.  Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога. Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

Состав групп/подгрупп следует формировать с учётом особенностей или заболеваний детей. Занятия проводятся в группах по 3-5 человека. Возможно проведение индивидуальной работы.

Длительность занятий

СанПиН 2.4.1.3049-13 четко определяет нормы длительности НОД с детьми

Дошкольного возраста (пункт непосредственно образовательной деятельности составляет:

-для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут,

-для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут,

-для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут,

-для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

Непрерывная длительность просмотра видеофрагментов в младшей и средней

группах — не более 20 минут, в старшей и подготовительной — не более 30 минут.

При использовании проектора для показа как элемента дизайна, без включения в НОД —на протяжении всего занятия.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния. «Волшебная комната» предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении. Для проведения образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на организацию различных видов деятельности и общения детей, организацию занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, методического обеспечения образовательного процесса.

Введенный в работу ФГОС ДО предполагает создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, а именно:

●построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (т.е. зоны ближайшего развития каждого ребенка);

● создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

●организация видов детской деятельности, способствующих эмоционально-личностному развитию, общению, физическому художественно-эстетическому развитию, развитию мышления, воображения и детского творчества;

● поддержке спонтанной игры детей, ее обогащение; обеспечение игрового времени и пространства. 

При внедрении ДОУ организация пространства тёмной сенсорной комнаты предоставляет широкий спектр возможностей. При включении элементов проекционного дизайна на занятиях, у детей формируются представления, расширяются и укрепляются знания:

в рамках педагогического аспекта:

  • пространственной ориентировки;
  • об элементарных математических представлениях;
  • направленности движения;
  • о геометрических формах и фигурах;
  • о размерах;
  • о расположении предметов в пространстве;
  • о количестве;
  • о двух периодах в сутках: дне и ночи;
  • о смене времени суток.

Психологического Аспекта:

  • о постоянной смене событий, переживаний;
  • о разных видах деятельности;
  • о многообразии эмоциональных переживаний;
  • о правилах коммуникации;
  • об эмоциональной саморегуляции;
  • о ценности обретенного опыта;
  • о последовательности (этапности) решения различных задач;
  • о различных способах достижения цели;
  • о личных геометрических и цветовых предпочтениях;
  • о личных способностях к распознаванию, запоминанию и отражению сенсорных эталонов;
  • о добрых и недобрых делах;
  • об условно негативных эмоциях и способах их проживания;

●об ответственности за совершаемые действия.

Приобретаются Умения:

●в области метафорического мышления;

●внутренней творческой активности;

●внешней созидательной деятельности;

●наблюдения за собственным эмоциональным состоянием;

●выявления причин появления гнева, обиды, отвращения, недобрых мыслей;

●вербализации игровых процессов и действий, чувств;

●ориентировки в пространстве;

●анализа и синтеза, классификации приобретенных знаний;

●частично-поисковой и эвристической деятельности;

●целенаправленной созидательной деятельности;

●индивидуальной и коллективной работы;

●анализа и вербализации результатов своего труда;

●выполнения поручений, заданий;

●следования инструкции;

●постановке задач;

●решения задач в один или несколько этапов;

●создания инструкций;

●сравнения;

●зрительного внимания;

●зрительной памяти.

Длительность занятий: 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

Методы работы в сенсорной комнате:  

  • игры и игровые упражнения;  
  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковые игры;
  •  релаксационные упражнения;
  •  беседы и сказкотерапия;
  • подвижные игры;
  •  наблюдения;
  •  цветотерапия; импровизация; ароматерапия и музыкотерапия.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка (упражнения на расслабление));

• основная (релаксация, игры на снятие психоэмоционального напряжения, элементы дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, подвижная игра);

• завершающая (релаксация, подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания).

Оборудование:

Воздушно-пузырьковая колонна и сенсорный уголок

Пузырьковая колонна - основной и неотъемлемый элемент любой Сенсорной комнаты. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, постоянно меняется цвет подсветки. Акриловые зеркала создают объемный эффект и искаженное отражение. За счет чего сенсорный уголок преображается в уголок «Трио», а уголок из трех колонн превращается в колоннаду из… количество колонн попросите посчитать ребенка. По желанию можно запустить ПЛАСТМАССОВЫХ рыбок. Рыбки то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Попросите ребенка приглядеться к «плавающим» рыбкам. Они же шевелят хвостиками! Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО ГОДА

Упражнение «Зеркало» 

Цели: развитие отраженного восприятия; обогащение сенсорного опыта.

 Материалы: Воздушно-пузырьковая колонна

Ход упражнения: Педагог подносит ребенка к зеркалу, привлекает внимание малыша к своему отражению, используя речь, мимику. Он анализирует, как ребенок рассматривает лицо человека. Затем взрослый привлекает внимание малыша к его собственному отражению: ставит его ручки на зеркало, стучит его пальчиком о зеркало, шевелит его ножками. Важно, чтобы ребенок некоторое время понаблюдал за своим отражением.

Упражнение «Пузырьки» 

Цели: развитие кинестетического анализатора; обогащение сенсорного опыта.

Материалы: Воздушно-пузырьковая колонна

Ход упражнения: Педагог и ребенок располагаются возле трубки с пузырьками и рыбками. Взрослый привлекает внимание малыша к трубке. Обратив внимание на рыбок, педагог помогает малышу «поймать» рыбку пальчиком. Исследуя поверхность трубки, ребенок проводит пальчиком то вверх, то вниз.

Упражнение «Воздушно-пузырьковая колонна»

Цели: развитие зрительного сосредоточения, умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

 Материалы: Воздушно-пузырьковая колонна

Ход упражнения Малыш сидит на руках у педагога. Педагог подносит его к колонне. Колонна работает в режиме подсветки без пузырьков. Педагог привлекает внимание ребенка к колонне, приближая его к ней на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки; убеждается, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд. Затем педагог с ребенком отходит направо, налево. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Упражнение «Рыбки»

 Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материалы: Воздушно-пузырьковая колонна Ход упражнения Педагог обращает внимание ребенка на воздушно-пузырьковая колонну и движущуюся в ней рыбку. Ребенок следит за рыбкой взглядом. Затем педагог предлагает малышу поймать рыбку пальчиком. Малыш следит за движущейся рыбкой с помощью пальца.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО СЕМИ ЛЕТ

Упражнение «Поймай взглядом» 

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение «Посчитаем пузырьки» 

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации.

Ход упражнения Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем». Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

Упражнение «Поймай пальчиком» 

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации.

Ход упражнения Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку». Каждый ребенок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Дети «ловят» рыбок, то правой, то левой рукой.

Упражнение «Найди такую же рыбку» 

 Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности.

Ход упражнения Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбок». Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в ее отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).

Упражнение «Верх — низ»

 Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ — верх).

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?» Дети определяют расположение рыбок (верх — низ).

Пучок фибероптических волокон. Изделие имеет пучок фибероптических волокон, цветом и режимами которого можно управлять с пульта или установить автоматический режим светоэффектов. Пучок волокон, само по себе уже является антидепрессантом. Волокна мягкие и приятные на ощупь, их можно переплетать между собой, заплетая длинные косы, можно опустить в сухой бассейн или мастерить из волокон замысловатые фигурки, применив бумажный скотч. Функция смены цветов и светоэффектов позволит придумать интересный сюжет для занятий. К, примеру, фибероптический модуль «Солнышко» может «вставать на восходе-садиться на закате» (красный цвет), сиять в летний день (зеленый цвет), или ждать рождения радуги (режим смешения цветов, перед чем, синий цвет, как хмурое небо перед дождем).

Упражнение «Жгутики» 

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики». Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик. Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.

Упражнение «Заплетем косу» 

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнутся. Давайте сплетем из них косичку». По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.

Шар «Зеркальный» Зеркальный серебряный или цветной шар является идеальным вариантом для любой сенсорной комнаты благодаря множеству сияющих лучей, направляемых прожектором. Моторчик создаст вращение шара. Прожектор для шара это световая пушка белого луча - профессиональный источник света для зеркального шара. Закрепите шар на приводе вращения, установите на полу, столе или подвесьте под потолок, направьте прожектор на шар, и множество лучей и объемных точек закружат в Вашей комнате. Медленное вращение привода создаст ненавязчивую и успокаивающую атмосферу. Вы увидите, как комната сразу же преобразится и подарит праздничное настроение взрослым и детям. Ловите блики на стенах, считайте их на потолке, запоминайте цвета бликов Зеркального шара; или уютно устроившись на мягких пуфах, прикройте глаза, и полностью расслабившись, насладитесь негами блаженства, под световое убаюкивание Шара.

Проектор направленного света, зеркальный шар. При одновременной работе данных приборов возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате. Дополнительный эффект создается при автоматической смене цвета луча, направленного на зеркальный шар. Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

Упражнение «Поймай взглядом»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее глазками, — она хочет с вами поиграть». Дети ловят взглядом звездочку.

Упражнение «Поймай пальчиком» 

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смо¬трите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте догоним ее, — она хочет с вами поиграть». Дети ловят звездочку пальчиком, весело бегают за ней, не отры¬вая пальчика от отражения звездочки.

Упражнение «Поймай ладошками» 

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

 Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Обратите внимание, звездочки улыбаются вам. Они хотят с вами поиграть. Вон они убегают от нас. Давайте, догоним их и поиграем с ними». Дети ловят звездочки ладошками, весело бегают за ними, не отрывая ладошек от отражения звездочек.

Песочница с подсветкой для песочной анимации имеет два направления коррекционного воздействия: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции. Входе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. 

В сенсорной комнате любого вида, конечно же, не обойтись без оборудования «мягкой среды».

К Мягкой среде относятся такие изделия как:

 • Бескаркасная мебель: Пуфы-груши с гранулами для релаксации - позволяют снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло

• Маты напольные

Маты напольные служат для создания мягкого пола, на котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, двигаться без риска ушибов. Маты можно использовать как для отдыха, релаксации, так и для физических упражнений. В соответствии с размерами помещения или "мягкой зоны" маты могут быть изготовлены индивидуально. Для того, чтобы маты не "разъезжались" в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи липучек со стороны пола.

• Тактильные изделия: дорожки, ячейки, панели.

 Тактильная дорожка Тактильная дорожка предназначена для того же, что и сенсорная дорожка - для развития тактильных ощущений. Только, на тактильной дорожке можно заниматься взрослым, т.к. основанием для наполнителей служит прочная деревянная основа. Тактильная дорожка состоит из 7 отсеков с различными наполнителями. Способ игры с детками на тактильной дорожке схож с упражнениями на сенсорной тропе. Различия лишь в том, что все наполнители ребенок может трогать и видеть. В этом случае можно поиграть с детками, к примеру, с песком (вместо песка может быть использована манная крупа). Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.

«Сухой душ» ленточный.

Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. • Сухие бассейны с шариками и с подсветкой (как дополнительный элемент).

Сухие бассейны

 Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психоэмоциональный фон.

Эффекты, создаваемые сухим бассейном:

 • Массажный эффект;

 • Эффект ускользающей, податливой опоры;

 • Эффект погружения;

• Сенсорный эффект;

• Расслабляющий эффект;

 • Тренирующий эффект.

Лечебная гимнастика в сухом бассейне позволяет тренировать:

 - мышцы туловища и конечностей;

- отрабатывать методику безопасного падения;

- тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна;

 - выполнять упражнения на расслабление.

 Перечь упражнений:

 1) Перекаты через правое и левое плечо со спины на живот.

2) Присаживание.

3) Прокатывание на спине, на животе.

4) Повороты на 180 и 360°C на пеленке (вращение по часовой и против часовой стрелки). 5) Ползание на животе, на спине

6) Заваливание мячами и освобождение из них.

7) Захват и перемещение шаров руками. Каждое упражнение повторять 3-4 раза.

Оценка эффективности: эффективность занятий в сенсорной комнате отслеживается общей диагностикой ребенка, а также по данным психологической диагностики (Тест Люшера), проводимой перед началом и по завершении курса (выявление благоприятного эмоционального состояния), наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его деятельности.

Предполагаемый результат: Реализация Стандарта дошкольного образования; повышение оценки качества образования; индивидуализация образования; успешное развитие ребенка; улучшение внимания, воображения, развитие сенсомоторных навыков и сенсорной чувствительности; познавательной и эмоционально-волевой сферы, общее укрепление организма и здоровая психика участников образовательного процесса. 

В процессе изучения влияния темной сенсорной комнаты как элемента здоровье сберегающей деятельности на психофизическое и эмоциональное состояние учащихся, был выявлен стопроцентно положительный результат действия сенсорной комнаты на подопечных В исследовании использовались: 1) замер частоты сердечных сокращений; 2) 8-цветный тест Люшера (для определения эмоционального состояния школьников через восприятие цвета); 3) методика САН, определяющая психофизическое состояние детей (самочувствие, активность и настроение). Исследование проводилось в два этапа на одной и той же группе учащихся: 1) первый этап – в конце учебного процесса; 2) второй этап – после посещения сенсорной комнаты. В исследовании участвовали дети 10-12 лет (15 человек). Замер частоты сердечных сокращений до посещения СК в среднем составлял от 90 до 96 уд./мин., на выходе из сенсорной комнаты – 78–86 уд./мин. Результаты по тесту Люшера: восторженное состояние до занятий в СК было у 34% учащихся, после – у 58%; спокойное, уравновешенное до занятий в СК было у 20% ребят, после – у 28%. Активное, возбужденное состояние до СК имели 27% учащихся, после занятий – 6%, удовлетворительное состояние до посещения СК имели 27% учащихся, после занятий – 12%. Результаты по методике САН таковы: самочувствие после посещения СК улучшилось у 7% учащихся. Хорошее настроение до посещения СК было у 75% учеников, после СК очень хорошее настроение стало у 80%. Активность повысилась после посещения СК у 10% детей: до СК среднюю активность имели 61% учащихся, после СК высокая активность была уже у 71% ребят. В целом результаты самочувствия, активности, настроения учащихся улучшились, действительно есть положительные сдвиги в общем состоянии организма. Следовательно, сенсорная комната оказывает положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье, а это значит, что сенсорные комнаты целесообразно использовать в образовательном учреждении как здоровье сберегающую технологию.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Литература

  1. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Игры в сказкотерапии»- СПб., Речь, 2006
  3. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект РППС "Край мой родной"

Описание центров развития групповой комнаты ДОУ...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

проект РППС в средней группе МБДОУ "Курумканский детский сад "Родничок""

Развивающая предметно - пространственная среда в средней группе...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Проект РППС по методике "Зеркало прогрессивных преобразований"

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Центром ...

Проект "РППС в разновозрастной группе от 3 до 7 лет"

Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформи...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...