Психологический тренинг для педагогов «Стресс и способы его регуляции»
план-конспект занятия по психологии

Аристова Надежда Николаевна

Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_i_sposoby_ego_regulyatsii.docx654.11 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Портфолио\2.Метод.работа и трансляция пед.опыта\2.4.Проф.мастерство\Векториада\Диплом Победителя.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №390» г.Перми

Психологический тренинг для педагогов «Стресс и способы его регуляции»

                                        Составили:

                                                     педагоги-психологи

                                                  Ямалтдинова Н.Л.

                                                           Аристова Н.Н.        

г.Пермь, 2021г.

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания».
  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Форма проведения: практикум

Категория участников: тренинг  предназначен для педагогов образовательного учреждения.

Необходимое оборудование:

1. Корзинка

2. Карточки из приложений 1 и 2.

3. Простые карандаши, фломастеры

4. Листочки бумаги.

5. Кубики, газеты.

6. Корзинка или ведерко под «мусор».

7. Анкеты

8. «Калоша счастья» (это может быть коробка из-под обуви с наклееной картинкой-калошей)

9. Спокойная музыка для релаксации

Продолжительность - 40 минут.

Ход тренинга

1.Вводная часть

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые педагоги!  Мы рады видеть вас на  тренинге «Стресс и способы его регуляции». Эта тема неслучайна, она была заявлена в ваших анкетах.  

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

1.Игра «Поменяйтесь местами...»

Цель: раскрепощение, снятие зажимов, создание раскрепощенной обстановки в группе.

Педагог-психолог: Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— имеет первую квалификационную категорию;
— любит свою работу;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства.

        2.Основная часть

2.Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Педагог-психолог:  Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (Приложение №1).

Вопросы для обсуждения:

• Трудно ли вам было отвечать?

• Было ли для вас что-то новое?

• Считаете ли вы полезным упражнение?

• Открыли ли вы что-то новое для себя?

• Как вы себя сейчас чувствуете?

• Какие у вас сейчас ощущения?

Теоретическая часть. Эмоциональное выгорание, его признаки, аспекты (презентация).

3.Упражнение «Вавилонская башня»

Цель:  осознание педагогами последствий накопления отрицательных эмоций.

Педагог-психолог:  А теперь давайте наглядно посмотрим, к чему приводит накопление отрицательных эмоций. Упражнение выполняем в командах. Сейчас каждая группа получит по одинаковой пачке газет. Из этих газет Вам нужно будет построить максимально высокую башню, не используя какие-либо скрепляющие материалы.                                                                Для выполнения упражнения Вам будет дано 3 минуты.                Победит та команда, башня которой будет максимально высокой».

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения упражнения?

Вывод: «Подобно тому, как Вы воздвигали башни, слой за слоем, в каждом из нас накапливаются отрицательные негативные эмоции. Это истощает энергетические и личностные ресурсы. Происходить это будет до тех пор, пока не будет достигнуто пиковое, критическое значение. Необходимо выбирать те способы, которые не влекут за собой дальнейшего возникновения отрицательных эмоций.

4.Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 2).

Педагог-психолог: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

   Теоретическая часть. Профилактика эмоционального выгорания (презентация).

5.Упражнение "Мусорная корзина"

Цель: избавление от негативных эмоций.

 Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.

Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

3.Заключительная часть

6.Упражнение.  Притча «О бабочке»

Цель: формирование навыков позитивного восприятия мира, осознание педагогами мысли, что каждый человек – хозяин своей судьбы.

Педагог-психолог: в древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.                                                И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».                                Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Вопросы для обсуждения:

  • Ваши впечатления по проведенному упражнению?
  • Что вы можете вынести из этого упражнения?

7.Упражнение «Сундучок  советов»

Цель: активизация эмпатии и рефлексии педагогов.

Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы

Как преодолеть стресс? «Сундучок  советов»

  • 1. Регулярно высыпайтесь.
  • 2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
  • 3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
  • 4. Составляйте список дел на сегодня.
  • 5. Ставьте перед собой только реальные цели.
  • 6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
  • 7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
  • 8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
  • 9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
  • 10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
  • 11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
  • 12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
  • 13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
  • 14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
  • 15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
  • 16. Помните, что Вы не одиноки.
  • 17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
  • 18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
  • 19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
  • 20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

8. Упражнение «Закончи фразу «Все равно я молодец, потому что…»»

Цель: активизация эмпатии и рефлексии педагогов.

Педагог-психолог: «Спасибо за плодотворную работу, творческую и доброжелательную обстановку. Мы надеемся, что вы возьмете в свою профессиональную копилку предложенные упражнения и сможете посмотреть на некоторые ситуации в профессиональной деятельности с другой стороны. Заполните, пожалуйста, таблицу, описав свое состояние или настроение, возникшее в процессе групповой работы».

Приложение 1

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…
  • Откровенно говоря, моя работа…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, мое здоровье…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…
  • Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение 2

Ситуации для упражнения «Калоши счастья»

  • Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
  • Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.
  • На работе задержали зарплату.
  • По дороге на работу вы сломали каблук.
  • Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.
  • Вы внезапно заболели.
  • Вы попали под сокращение.
  • Вечером произошел конфликт с родителем  (Несвоевременно оплатили за д/с, лишили стимулирования)
  • Ваш напарник внезапно заболел.
  • К вам на открытое занятие придут все коллеги и администрация.
  • Вам предстоит выступление на конференции.
  • Ребенок на прогулке получил травму.
  • Вечером произошел конфликт с родителем (Родитель предъявил претензию по поводу мокрой одежды ребенка)
  • Вы забыли все слова на утреннике.
  • Вовремя не внесли данные в ИС Траектория и вас лишили стимулирования.
  • Конфликт с родителями (У ребенка ушиб, синяк, а воспитатель не заметил).
  • Конфликт с педагогами (Соседней группе купили новый конструктор и игрушки, а вам нет)
  • Напарник заработал больше баллов, чем у вас.
  • С утра проспал на  2 часа на смену.

Приложение 3

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами»

  Актуальность данной темы:     Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход...

Тренинг для воспитателей "Стресс и способы регуляции"

Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциона...

Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"

Тренинг для педагогов   "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"...

Презентация к психологическому тренингу с педагогами "Справляемся со стрессом"

Данная презентация используется с конспектом психологического тренинга для педагогов "Справляемся со стрессом"...

Психологический тренинг для педагогов "Справляемся со стрессом"

Цель: профилактика стрессового состояния, снятие эмоционального напряжения, обучение педагогов способам справляться со стрессом и негативными эмоциями....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Стоп, стресс!»

Цель:  помочь педагогам снять усталость и эмоциональное напряжение, найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия, научиться сознательно повышать собственную стрессоустойчивость.Обо...