Тренинг для педагогов «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами»
методическая разработка

Рудакова Елена Аркадьевна

    Актуальность данной темы:

     Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исходя из теоретических исследований и наблюдений практики, выявлена взаимозависимость детей дошкольного возраста от психологического здоровья педагогов. После пребывания в напряженных педагогических ситуациях – одни педагоги чувствуют разбитость, подавленность, другие теряют самообладание и контроль над собой, а третьи сдерживают вспышки гнева, раздражительности. Все это негативно сказывается на психологическом здоровье педагога.

Поиск эффективных мер, направленных на предупреждение и устранение СЭВ педагогов, подтолкнул меня к разработке программы по данному вопросу.

В программе «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения» раскрыта цель, задачи и этапы реализации программы, основные направления в работе, разработан пакет диагностических методик. Форма проведения тренинг – как наиболее эффективный метод работы с группой. Программа тренингов рассчитана на 8 встреч. Продуман алгоритм проведения тренингов. 

В тренинге «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами» используются следующие задачи:

  1. Установление атмосферы доброжелательности между членами группы, побуждение желания взаимодействовать;
  2. Обучение психокоррекционным техникам, снимающим стресс и негативные переживания, способам регулирования своим эмоциональным состоянием;
  3. Развитие самопознания, способности к самоанализу;
  4. Формирование активной социальной позиции педагога.

Ход тренинга:

         Вводное упражнение "Куда бы вы поехали?" (определение актуального состояния человека).

  1.  «Формула здоровья»
  2.  Упражнение «10 шагов к своему здоровью»
  3. Таблица «Помоги себе сам» (таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации)
  4. «Стресс в жизни человека»
  5. Тест «Не дай человеку упасть»
  6. Техники саморегуляции психического состояния
  7. Релаксация «Дивный сад» 
  8. Упражнение «Шляпа счастья»
  9. Притча "Зерна кофе"
  10. Рефлексивный кубик

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Тренинг

для педагогов

«Стресс и способы регулирования

 эмоционального состояния педагогами»

Подготовила

педагог-психолог Рудакова Е.А.

МКДОУ № 107

г.Киров

«Стресс и способы регулирования

 эмоционального состояния педагогами»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. Установление атмосферы доброжелательности между членами группы, побуждение желания взаимодействовать;
  2. Обучение психокоррекционным техникам, снимающим стресс и негативные переживания, способам регулирования своим эмоциональным состоянием;
  3. Развитие самопознания, способности к самоанализу;
  4. Формирование активной социальной позиции педагога.

Ход тренинга

Вводное упражнение «Куда бы вы поехали?»- определение актуального состояния человека.

  • Безлюдный пляж (усталость)
  • Развалины старого замка (не хватает романтики)
  • Музей Лувра (потребность в творчестве, любитель всего красивого, эстеты)
  • Карнавал Рио-де-Женейро (активные, беспокойные натуры, не  хватает в жизни праздника, ярких эмоций)
  • Казино (любят риск, нестандартные и оригинальные решения)

 1.Сообщение по теме «Формула здоровья»

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…» (Артур Шопенгауэр).

До 1940г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

В 80-е годы ХХ в. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье — это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия». Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника, сторонами которого являются физическое, психологическое здоровье, а в основании — социальное благополучие. Здоровье формируются под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод — от чего зависит наше здоровье.

Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья:

100% здоровье = 10% медицина + 20% наследственность +

                             + 20% окружающая среда + 50% образ жизни.

Важно! 50% — образ жизни. То есть это та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.

Вопрос педагогам:Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья

2. Упражнение «10 шагов к своему здоровью»

(педагоги встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга стоит вывеска «Здоровье»)

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный - не двигайтесь.

  • - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
  • - я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
  • - я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
  • - я периодически провожу разгрузочные дни;
  • - у меня отсутствуют вредные привычки;
  • - я соблюдаю режим дня;
  • - я стараюсь спать не менее 7 часов;
  • - я правильно питаюсь;
  • - я эмоционально уравновешен;
  • - я выполняю профилактику заболеваний.

- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ жизни. И каждому из нас есть о чём задуматься.

3.Таблица «Помоги себе сам»

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Также наше здоровье зависит от внешних факторов, стрессов.

4. Сообщение по теме «Стресс в жизни человека»

Стресс (давление, нажим) - это состояние напряжения, возникающее в результате действия сильного раздражителя необычной ситуации.

-  Нужен ли стресс в жизни человека?

Стресс необходим в жизни человека. Он помогает приспособиться к новым условиям, влияет на работоспособность творчество, учит нас преодолевать препятствия на жизненном пути, мобилизовать собственные силы и становиться уверенными в себе. Но в то же время стресс, если он действует долго, может стать разрушительным для человека, от него страдают самые слабые органы.

Различают два вида стресса:

- Дистресс - действие негативных эмоций в ситуациях горя, несчастья, болезни, снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды, истощает человека, мешает ему мобилизоваться;

- Эустресс-действие положительных эмоций, вдохновения, творческого озарения, любви, когда за плечами будто крылья вырастают.

Стрессами разной степени интенсивности «богата» жизнь каждого человека. Другое дело, что одни умеют им противостоять, а другие - нет.

Всех людей условно можно разделить на две группы:

К первой группе относятся те, кто плохо переносит шум, шум, спешка, то есть главными стресс-факторами являются чрезмерные раздражители. Это, так называемые «черепахи», которые не могут эффективно работать, если рядом кто-то есть, если результаты их труда очень ждут. «Черепахи» предпочитают покой, тишину, стремятся работать в одиночестве;

Вторая группа - «скаковые лошади», наоборот, плохо реагируют на недостаток раздражителей, монотонную деятельность, ограничения в контактах. Этих людей раздражает тишина, они любят работать с включенным приемником или телевизором. Если на выполнение задания остается мало времени или кто-то очень ждет результаты их работы, они лучше концентрируют внимание, скорее действуют.

Физиологи издавна знают, что слабые раздражители возбуждают жизнедеятельность, средние - усиливают, а очень сильные - парализуют. Все зависит от индивидуальных черт личности: тот же стрессор может стать для одного человека стимулом для саморазвития, а другого привести к сильным переживаниям.

Давайте попробуем определить, как мы сами умеем преодолевать стрессовые ситуации.

5. Тест «Не дай человеку упасть»(см.приложение)

Этот проективный тест позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности вашего поведения в форс-мажорных (стрессовы) ситуациях.  

Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.

6. Техники саморегуляции психического состояния (см.приложение)

  • Способы, связанные с управлением дыханием:

- Дыхание 4 х 4 х 6

- Упражнение «Пушинка»

  • Способы, связанные с управлением тонуса мышц, движением:

- Напряжение - расслабление

  • Способы, связанные с воздействием слова:

          - Самоприказ

          - Именно сегодня….

  • Способы, связанные с использованием образов:

- Какие еще способы саморегуляции вы знаете или используете в жизни?

  • смех, улыбка, юмор;
  • физич.нагрузки, спорт ;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих сердцу вещей;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • чтение стихов, книг
  • душ

7. Релаксация «Дивный сад»

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза.

Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес…

Вас окружают великолепные цветы, издающие необыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью.

Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез.

Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево.

Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой…

Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью.

Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием…

Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью…

Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

8. Упражнение «Шляпа счастья» 

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «шляпа счастья», карточки с ситуациями.

Инструкция.Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Шляпа счастья». Одной фее подарили на день рождения шляпу счастья, которую она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эту шляпу, становился самым счастливым человеком. Шляпа исполняла все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «шляпу счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

4. Вы торопились в гости и сломали у туфли каблук.

5. Вы потеряли кошелек.

6. Вы внезапно заболели.

7. На работе задержали зарплату.

9.Заключительная часть. Притча «Зерна кофе»

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Дочь одного из мудрейших пришла и задала вопрос:

—Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой,

  • в одну бросил морковь,
  • в другую положил яйцо,
  • а в третью насыпал зерна кофе.

Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.

—Что изменилось? —спросил он свою дочь.

—Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она.

—Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри— твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.

Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.

Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств— кипятка.

Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

—А кофе? —спросила дочь.

—О! Это самое интересное!

Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

10. Рефлексивный кубик (вопросы рефлексии):

  • Ваши мысли о тренинге.
  • Узнали ли вы что-то новое про себя?
  • Что из тренинга вы используете в будущем?
  • Как вы себя сейчас чувствуете?
  • Какие упражнения были полезны для вас, почему?
  • Ваши пожелания ведущему.

Приложения

1. Вы идете на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

4. Вы торопились в гости и сломали у туфли каблук.

5. Вы потеряли кошелек.

  1. Вы внезапно заболели.

7. На работе задержали зарплату.

Проективная методика «Не дай человеку упасть»

Тест «Не дай человеку упасть» позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности вашего поведения в форс-мажорных ситуациях.  

Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.

Обработка методики и интерпретация результата.

Во-первых, прежде чем что-то нарисовать, вы должны были определить для себя, прыгает человек или падает. Если ваш человек добровольно прыгает с обрыва, то это говорит о вашей решительности и активности, вы предпочитаете действие размышлениям, вы практик, не теоретик. Если же вам кажется, что человек падает, то это значит, что вы нерешительны и терпеливы, вы готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий.

А теперь следует подробно остановиться на тех деталях рисунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» человеку и которые призваны не дать ему упасть и расшибиться. Если вы нарисовали воду под ногами у человека (реку, озеро, море), то это говорит о вашей склонности все пускать на самотек. Нередко вы сами доводите ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Вы бездействуете в те моменты, когда нужно быть активным и решительным и брать быка за рога.

Если вы нарисовали под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о вашей предусмотрительности. Вы очень редко попадаете в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать всё, что может случиться. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас всё равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На вас можно положиться, вы не подведете.

Если вы нарисовали под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего в объятия, то это значит, что вы неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться кому ни попади. Вы не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищите человека, который бы вам помог. Но так как вы не очень хорошо разбираетесь в людях, то вас часто обманывают и подводят.

Если вы превратили обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сделаете всё, что нужно, чтобы исправить случившееся. Если вы нарисовали человеку крылья, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный выход из сложного положения.

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

  • Безлюдный пляж
  • Развалины старого замка
  • Музей Лувра
  • Карнавал Рио-де-Жанейро
  • Казино

     З  Д О Р О В Ь Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы для регулирования эмоционального состояния, связанные с управлением дыханием

Способы эмоционального регулирования, связанные с управлением дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Если частое, поверхностное (грудное) дыхание прово...

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"

Тренинг для педагогов   "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"...

Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....

"Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов"

Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянновзаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрациейобразовательного учреждения. От него в значительной степени зависитэмоци...

Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".

Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных у...