Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_pedagogami_1.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Слайд 1
-Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Слайд 2
Прежде чем мы начнем наш тренинг, позвольте мне озвучить правила тренинга:
- Не перебивать, дать высказаться каждому участнику;
- Проявлять уважение и доброжелательность к друг к другу;
- Говорим только от себя, высказывая только свое мнение, не от третьего лица;
- Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу;
- «Не давать оценок». Это важное правило, мы часто нарушаем в жизни. Считаем вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма. Что же такое саморегуляция? Напомню…
Слайд 3
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка и др.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на рабочем месте непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление и как результат стресс.
На сегодняшней встрече мы познакомимся со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости не только в домашних условиях, но и на работе.
Ритуал приветствия.
Цель: Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Слайд 4
Я передаю по кругу мешочек, возьмите из него один предмет. Предает не прозрачный мешочек, в нем разные конфеты по количеству участников тренинга.
Я прошу вас передать свою конфету по кругу со словами приветствия, комплемента или пожелания. Начну я. Я желаю вам доброго дня и отличного вечера (передает конфету)!
Спасибо. Каждому из нас порой необходимо внимание, поддержка, комплемент. И каждый из нас сейчас сделал это. Причем у каждого из нас в один момент оказалось две конфеты. Одну конфету поддержку в виде комплемента, приветствия, пожелания получили, другую передали. В этом есть глубокий смысл: получил-передал…. Согласны?
Каждый хочет быть активным, позитивно настроенным весь день. Однако, этого не всегда можно достичь. Если возникает напряжение, усталость, утомление и в результате стресс, то мы стремимся от него избавиться.
Слайд 5
Я хочу познакомить вас с метафорическими ассоциативными картами. метафорические ассоциативные карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса.
Представите себя в стрессовой ситуации. Теперь возьмите, вытяните в слепую одну карту. Посмотрите на нее, опишите свои ощущения, чувства, впечатления. Начните со слов «Я чувствую…» пишет на доске, ватмане основное: печаль, тоска и т.д
Хорошо. Как боретесь с негативными эмоциями?
Участники тренингового занятия отвечают, а тренер обобщает, я постаралась обобщить их, следующий слад.
Включить когда я скажу!!!! Слайд 6
Примерные способы профилактики психического напряжения, усталости:
1. Обращать внимание на свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
2. Плавать, танцевать, прогуливаться или просто сидеть на скамейке в парке.
3. Побаловать себя сладеньким или пораньше лечь спать.
4. Заняться физкультурой, уборкой.
5. Включить успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.
6. Почитать любимую книгу или стихотворение.
7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по учебе.
8. Принять горячую ванну.
9. Превратить ситуацию неуспеха в шутку и смеяться.
10. Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги.
11.Нарисовать на листе бумаги рисунок, который наиболее подходит твоему плохому состоянию. Порвать этот листок, сжечь или выбросить.
12. Взять подушку и побить ее.
Это хорошие способы справляться с напряжением и усталостью, но согласитесь, что мы не всегда можем использовать их на работе. Здесь помогут другие способы.
Сейчас мы их рассмотрим.
Слайд 7
Способы снятия нервно-психического напряжения и усталости:
1. Способ управления дыханием;
2. Способ управления мышечными зажимами (релаксация);
3. Способ, связанный с воздействием слова (самопрограммирование);
4. Способ самоодобрения (самопоощрения);
5. Способ снятия напряжения самоприказом (аутогенная тренировка);
6. Способ концентрации;
7. Способы, связанные с использованием образов (Визуализация).
1 способ снятия нервно-психического напряжения:
Слайд 8
Способ управления дыханием:
Нет такого органа в нашем теле, который не нуждался бы в дыхании. Поэтому дыхательная гимнастика оздоравливает все системы организма: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную.
Упражнение 1. « Мобилизующее дыхание»
Инструкция: Сядьте, расслабьтесь. Подышите, не просто так... а на счет
1,2,3,4 – вдох, на 1,2,3 – задерживаем дыхание, а на 1,2,3,4 – выдох. Дышим не грудью, а животом! Еще раз вздохните, задержите и выдохните. Такое упражнение делается в течение 3-5 минут в день.
Упражнение 2. «Свеча»
Инструкция: Представьте, что перед Вами стоит большая свеча. Сделайте вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. Еще раз.
А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Еще раз.
Вот такие простые дыхательные упражнения Вы можете использовать как для успокоения, так и для придания тонуса организму.
2. способ снятия нервно-психического напряжения:
Слайд 9
Способ управления мышечными зажимами (релаксация):
Нервно-мышечная релаксация - это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, головную боль, нормализовать эмоциональный фон.
Упражнение 4. «Релакс для тела»
Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 секунд, которые повторяют дважды. Однако, если вы чувствуете остаточное напряжение, то можно досчитать количество сокращений мышечных групп до 7 раз.
Инструкция: Сделаем упражнение на лицевую области. Начнем со рта.
1. Улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть «улыбка до ушей». Улыбнитесь широко! Задержите! И расслабьтесь.
Теперь повторим это упражнение. Широкая улыбка! Широчайшая улыбка! Задержите! И расслабьтесь.
2. Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе, будто вы хотите поцеловать кого-то. Готовы? Начали! Сомкните губы вместе! Очень сильно сожмите их! Еще! Сильнее! Расслабьтесь.
Повторим это упражнение.
3. Теперь перейдем к глазам. Надо очень крепко закрыть глаза. Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Готовы? Начали! Зажмурьте глаза!
Расслабьтесь. Повторим это упражнение.
Максимально высоко поднимите брови! Так высоко, насколько это возможно! Задержите!
Напишите свое имя глазами в воздухе.
Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Пауза 10 секунд.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и др.).
Слайд 10
3. Способ, связанный с воздействием слова (самопрограммирование):
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологиические функции организма. Психофизиологические функции
— функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами. электрическая активность мозга, биоэлектрические колебания, структура, метаболизм и кровоток мозга, стресоустойчивость.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: « Молодец! Умница! У тебя все хорошо получается!.»
Упражнение 3. «Самоприказ»
Инструкция: Представьте, что к Вам подошел неприятный для Вас человек.
– Сформулируйте самоприказ…
– Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его
вслух.
Заключительная часть.
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного участниками.
Слайд 11
В начале занятия мы с вами с помощью карт описали ощущения, чувства, впечатления, которые мы испытываем во время стресса. Теперь я предлагаю опять в слепую выбрать карту. Опишите, пожалуйста, с помощью ассоциаций и образов что вам поможет справиться с этими негативными ощущениями.
Сегодня Вы получили знания о способах снятия напряжения и усталости. Используйте их!
Слайд 12
Желаю Вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами»
Актуальность данной темы: Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход...
Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"
Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
"Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов"
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянновзаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрациейобразовательного учреждения. От него в значительной степени зависитэмоци...
Консультация для педагогов «Психологическое здоровье человека. Техники саморегуляция эмоционального состояния».
Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера...
Ресурсный тренинг для педагогов «Стрессоустойчивость и способы управления эмоциональным состоянием»
Презентация тренинга...
Семинар - тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»
laquo;Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»...