Консультация для педагогов «Психологическое здоровье человека. Техники саморегуляция эмоционального состояния».
консультация
Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Тема: «Психологическое здоровье человека. Техники саморегуляция эмоционального состояния».
Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — это внутренний мир человека. Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах. Это свойство мозга — особого органа человека. Большинство заболеваний психики связано с утратой человеком своего душевного благополучия.
Теперь я предлагаю вам протестировать себя с помощью теста «Как ты совершенствуешь (укрепляешь) свою психику».
Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведи кружком ответ, который больше соответствует вашему поведению или состоянию.
Подсчитай количество «нет». Чем их больше, тем хуже вы заботишься о своей психике
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.
Первый признак — это позитивное (хорошее) настроение в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие не зависимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает «телом и душей»,
б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель,
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе) .
Второй признак — это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных; последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами — с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния. С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
Большую опасность для психического здоровья человека представляют сложные отрицательные эмоциональные состояния, принимающие затяжной характер. Поэтому сейчас я хочу рассказать какими методами можно достичь понижения эмоционального возбуждения.
К простейшим методам понижения эмоционального возбуждения относятся:
• Переключение внимания на нейтральные темы — представить ситуацию покоя, например лес, пляж или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом можно использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т. д.
• Самоубеждение — умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерь-езности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т. д.) помогают кратковременно «выключить» эмоции, не давая им перейти предел управляемости.
• Дыхательные упражнения — упорядоченные физические движения, при выполнении которых выдох следует делать при-мерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое на-пряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20—30 секунд) .
• Физические упражнения — движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания, а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.
• Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 — надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 — поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе)
• Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять внимание на отдельные части своего тела (руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. Для этого обычно используют следующие словесные формулы: «Мои руки тяжелеют, ноги тяжелеют, веки становя тяжелыми, лицо расслабляется и теплеет, шея расслабляется, тело тяжелеет и расслабляется. ». Лучше всего научиться расслаблять мышцы лица, последовательно направляя свое внимание на веки, щеки, губы, язык, шею. Самовнушением обычно занимаются в положении лежа на спине, полулежа в кресле
Несколько практических рекомендаций «Как справиться со стрессом?»:
• прочитать очень громко (прокричать) несколько раз вслух какое-нибудь стихотворение или отрывок из него, например «Бородино» М. Лермонтова;
• поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте (даже если не умеешь играть) ;
• спеть какую-нибудь мелодичную песню (даже если совершенно нет слуха) ;
• посмотреть какой-нибудь комедийный видеофильм, например, с участием Луи де Фюнеса, и повторять за ним слова, мимику, жесты;
• пойти в парк, лес, на речку, в зоопарк и найти там для себя «серьезное» занятие (например, поймать дюжину бабочек)
• попросить, чтобы тебя прокатили с ветерком на моторной лодке;
• попросить кого-нибудь из родственников, чтобы тебе сделали массаж (поглаживание и разминание спины).
Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния самостоятельно. Но чтобы это происходило с наименьшими потерями здоровья, важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный способ психической саморегуляции.
Психорегуляция.
Погрузись в тишину, «включив» воображение, подумай о страданиях людей: о боли, смятении, тревоге, отчаянии, унижении, одиночестве, болезнях — в том числе и собственных. После этого, напротив, представь могущество человека: его стремление стать независимым, здоровым, сильным, его способность любить, творить, объединяться в борьбе против зла.
Упражнение: «Звучащая сила».
Цели: Это разминка, придаст свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно она полезна в тех ситуациях, когда снижается энергия, появляется усталость. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа "Я".
Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность "промассировать" утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.
Энергия из звука "Аааааа"
Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Ааааа". Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук "Ааааа" все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.
Упражнения «Приятные воспоминания».
Цели: Очень важно, научиться выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает нам силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый человек может научиться этому, сохраняя в памяти все счастливые события своей жизни. Поэтому в данном упражнении я приглашаю вас в путешествие в страну фантазии, в ходе которого мы сможем оживить наиболее прекрасные из своих воспоминаний. Тем самым мы научимся наслаждаться жизнью и сохранить свое душевное и физическое здоровье.
Материалы: Бумага и карандаш, восковые мелки.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
С каждым выдохом вы становитесь все легче и легче. Постарайтесь почувствовать себя так, как будто вы парите в воздухе. Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайтесь почувствовать, как вы наполняетесь ощущением легкости и света. Задержите на мгновение дыхание на вдохе. А теперь выдохните сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями.
Ощутите, как это здорово, когда чувствуешь себя в полной бе-зопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно сидишь и спокойно и глубоко дышишь.
А сейчас представте себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представте себе, что с каждым своим вдохом вы вдыхаете солнечное тепло, с каждым вдохом вы чувствуете, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и вы становишься все легче и легче, все светлее и светлее.
Теперь вы легко можете вспомнить то время, когда вы чувствовали себя счастливо.
Постарайтесь отметить, что вы переживали в этом счастливом воспоминании. Вы сейчас один или вместе с кем-то? Что вы при этом ощущаешь? Что вы видете, что слышишь? Что вы делаешь в это время? А другие? (30 секунд.)
А теперь вы можешь вернуться снова к нам в зал бодрыми и от-дохнувшими. Сохраните это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда вы этого пожелаешь.
Откройте глаза. Возьмите листок бумаги и нарисуйте свое счастливое воспоминание или опишите его несколькими предложениями. Если вы будете описывать его словами, то пишите так, как будто оно происходит прямо сейчас, то есть пишите в настоящем времени. (10-15 минут.)
Анализ упражнения:
— Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни?
— Что ты делал?
— Кто-нибудь был рядом с тобой?
— О чем тебе было вспоминать легче всего?
— Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении?
— Какие части тела лучше всего помнят об этом событии?
В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, о неприятных вещах?
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-53230-1432116594.jpg)
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/24/picture-866063-1503593311.jpg)
Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния
В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942398-1504090077.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/24/picture-1023582-1524560017.jpg)
Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
2020 Консультация для педагогов "Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично-развитой личности"
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-1463986-1678933723.jpg)
Консультация для педагогов "Роль семейного общения влияющего на эмоциональное состояние ребенка"
Роль семейного общения влияющего на эмоциональное состояние ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/27/picture-1100081-1698371701.jpg)
Консультация для педагогов "Психологическое здоровье"
Психологическое здоровье, что это. Как сохранить психологическое здоровье детей....