Семинар - тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»
консультация по психологии

«Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoregulyatsiya_emotsionalnogo_sostoyaniya_pedagogov.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - тренинг

 «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на него ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, в какой-то мере, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. От здоровья педагога во многом зависит и здоровье воспитанника. Действие многочисленных  факторов, как объективных, так и субъективных вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, а также нарушается баланс благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога.

Таким образом помочь педагогу найти правильные пути взаимодействия с коллегами, такие пути, которые помогут создать в коллективе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый педагог мог свободно проявлять свои желания, чувствовать себя значимым членом коллектива. Для этого эмоциональный настрой педагогического коллектива должен нести положительный заряд. Итак, можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие и профессиональная деятельность педагога зависят от их психологического настроя, который, в свою очередь, зависит от положительного микроклимата, который создается в коллективе.

Цель: необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения благоприятного климата в коллективе, и укрепления психологического здоровья.

Задачи: 

  • Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности;
  • Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний;
  • Развитие у педагогов умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию психической, духовной и физической формы;
  • Расширение возможностей использования педагогами механизмов компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи.

Психологическая притча

«Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал ее между ладонями и подошел к Мастеру: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради торжества своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках.

Психологическая зарядка

Инструкция: одновременно выполняется движение и произносится фраза, каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочередно левым, правым глазом. "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую. «Я решаю любые задачи, ведь со мною - любовь и удача.»

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо. «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего»

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками. «На моем пути нет преграды, и все получается так, как надо».

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

6. Руки на поясе, наклоны вперед-назад. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой. «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох. «Вселенная мне улыбается, все у меня получается».

4.     Тест на определение эмоционального состояния

Давайте мы с вами сейчас попробуем оценить свое эмоциональное состояние, с помощью короткого экспресс-теста.

Инструкция: отметьте номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно (вопросы теста выведены на слайд , на следующем слайде показана обработка результатов теста, подсчитайте количество положительных ответов, ознакомьтесь с результатами.

Вопросы теста:

1.     Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынуждена наверстывать упущенное.

2.     Когда я смотрю в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3.     На работе и дома – сплошные неприятности.

4.     Я очень часто раздражаюсь по мелочам.

5.     Меня беспокоит будущее.

6.     Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.

7.     Мне трудно расслабиться после напряженного дня.

8.     Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.

9.     В жизни я ничего не достигла и часто испытываю разочарование самой собой.

 Обработка результатов: количество положительных ответов показывает уровень стресса у человека.

0-4 балла – педагог ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно, умеет регулировать свои собственные эмоции, не раздражается на других и не склонен к самобичеванию;

5-7 баллов – в стрессовой ситуации педагог ведет себя достаточно правильно, иногда способен сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда заводится из-за пустяка и после сильно сожалеет об этом. При таком результате необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля при стрессе.

8-9 баллов – педагог переутомлен и истощен, часто теряет самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеет владеть собой, вследствие этого страдает он сам и окружающие его люди. Развитие умений саморегуляции в стрессе – очень важная задача для педагога.

По итогам диагностики делаются выводы.

 

5.     Упражнение «Калейдоскоп полезных советов»

Предлагаю Вам в течение 3 минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций. Могли бы вы поделиться собственным опытом выхода из стрессовых состояний? Как вы снимаете напряжение? Как разгружаетесь эмоционально?

Происходит обсуждение приемов саморегуляции с педагогами, затем психолог демонстрирует педагогам на экране возможные способы саморегуляции, которые являются естественными в нашей жизни:

Очень интересные приемы работы со своим внутренним миром, возможно кто-то из нас возьмет на вооружение. И я предлагаю вам познакомиться с основными способами саморегуляции психоэмоционального состояния, которыми являются совершенно естественными для нас и не требуют дополнительных энергозатрат.

 

6. Естественные способы саморегуляции нервно-психического состояния

1. Главный секрет – улыбка, смех, юмор! Начните свой день со смеха и улыбки. Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким, прохожим на улице и новому дню. Когда мы надеваем «маску» улыбки по нейронным связям наш мозг получает информацию о том, что человек счастлив, и начинает вырабатывать эпдорфины – гормоны счастья, поднимая настроение, а также уменьшается частота дыхания и сердечных сокращений, а нахмуриваясь люди начинают испытывать печаль. Этот принцип связи «мозг-тело» был открыт рядом исследователей еще в 1980 гг.

2. Уборка – систематизация пространства, приводит в спокойствие нервную систему (создайте из хаоса порядок, организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите, помогает также снизить тревожность систематизация материалов в компьютере, на флешке).

3.Природотерапия (устройте прогулку по городу пешком, кофе на свежем воздухе, общение с животными).

4. Выплеск негативных эмоций через предметы (побейте мяч или подушку, рвите или комкайте бумагу, или ненужную одежду, пытайтесь сдвинуть стену, топайте ногами). Однако такой метод является экстренной техникой «спуска пара» в экстренной ситуации, чтобы после сброса негатива можно было адекватно оценить ситуацию, вызвавшую стресс и принять здравое решение.

5. Улучшение своей внешности, шопинг (сделайте лучше ваш образ: если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше (модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь). Покупка какой-либо приятной и желанной мелочи также способна повысить вам настроение).

6. Полноценный отдых (не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха, способные восстановить ваши физические и психические силы).

7. Терапия искусствами (любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: рисуйте, пойте, слушайте музыку, лепите, конструируйте и т.д.)

8. Хобби (занимайтесь своим любимым делом: шейте, вяжите, валяйте из шерсти, создавайте новые блюда, испеките пирог, займитесь тем, что вам по душе).

9. Двигательная активность (изречение «Движение – жизнь!» родилось не случайно, и это тоже связано с принципом взаимосвязи «мозг – тело»: ходите, бегайте, пойдите на фитнес, покатайтесь на лыжах или коньках, попрыгайте на скакалке, либо включите музыку и танцуйте!)

10. К естественным способам саморегуляциипсихоэмоционального состояния относится также употребление вкусной и полезной еды, фрукты и фруктовые соки, мед и т.п.)

Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

  Упражнение «Успокаивающее дыхание»

В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем, подобным же образом, дважды выдохнуть в квадрат.

После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

 Упражнение «Зевок»

По оценке специалистов, зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. В Японии работники электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.

Инструкция: для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела.

Повышение эффективности зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс.

После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.

Точечный самомассаж «7 активных точек»

Этот точечный самомассаж можно выполнять дома, на работе, стоя или сидя. Перед вами семь простых и эффективных приемов, которые помогут снять усталость и напряжение в любых условиях.

Указанные точки нужно массировать кончиками пальцев в течение минуты. Если вы делаете массаж утром для поднятия тонуса, то нажимать следует сильно, глубоко и быстро. Если вечером, для того чтобы расслабиться, наоборот, выполняйте мягкие, длительные (но не более минуты) надавливания.

Точки для массажа:                                                

1.     Между верхней губой и носом

2.     Мочка уха

3.     Между большим и указательным пальцами руки (тыльная сторона ладони)

4.     Между большим и указательным пальцами ноги

5.     Под коленной чашечкой

6.     Точка на задней поверхности плеча

7.     Точка на шее

Таких коротких массажей существует огромное множество, и они оказывают многогранное положительное воздействие на наш организм в целом.

 

 Заключительная часть

Подводя итог, семинара, необходимо отметить, что для того чтобы научиться управлять своими эмоциями, настроением, снизить напряженность необходимо систематично проводить тренировки, используя приемы саморегуляции. Именно в этом случае можно достигнуть повышения психологической устойчивости. 

 

Рефлексия

В заключение, попрошу вас ответить на следующие вопросы:

* помогли ли вам расслабиться предложенные упражнения?

* какие ощущения вызвали данные упражнения?

*какую пользу вы вынесли сегодня для себя?

* какой самое главное умозаключение вы сделали сегодня?

Заполнение анкеты обратной связи.

 

 Вывод

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Таким образом, психическая саморегуляция создает благоприятные психологические предпосылки для успешного выполнения деятельности, а также облегчение перехода от работы к отдыху.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами»

  Актуальность данной темы:     Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход...

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Целенаправленное использование  способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. ...

семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"

Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...

Психологическая гостиная. «Регуляции эмоционального состояния педагога».

активизация процесса самопознания;обучение различным техникам экспресс — регуляции эмоционального состояния;повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;формирование ...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

"Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов"

Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянновзаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрациейобразовательного учреждения. От него в значительной степени зависитэмоци...

Эмоциональное состояние педагога как опосредующий фактор эмоцинального состояния детей

Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой....