Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
статья по психологии (средняя группа)
Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны.
Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народной игрушки.
В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [Флерина Е.А.Игра и игрушка. -М.,1964,- 27с]
Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? У нас сейчас достаточно много всяких игрушек и наших детей, казалось бы, невозможно чем — либо удивить. Но объектом пристального внимания детей все чаще становится матрешка-русская народная игрушка: яркая, самобытная, не похожая ни на одну игрушку мира.
Матрёшка — это символ многодетной семьи, добра, красоты, любви. Когда мы берём в руки матрёшку, она вызывает улыбку и хорошее настроение. В разных уголках России создают эту игрушку.
Только народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
С самых ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представление о ней, как о предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет. Отсутствует и устойчивый интерес к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к желанию реализовать свои знания в практической деятельности. Но прежде чем приобщать детей к народному искусству, надо приобщить к нему самих педагогов, а это трудная задача. Крайне необходимо помнить о том, что за неживыми предметами, оставленными нам предками, стоят живые люди, которые не только изготовили в свое время эти предметы, но и вложили в них свою душу.
Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины.
В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушкой, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки; народными мастерами и центрами, где ее изготавливают; разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным.
Необходимо как можно чаще использовать для воспитания у детей любви к своей Родине русскую народную игрушку – Матрешку. Это станет еще одним эффективным методом в воспитание патриотизма дошкольников. Е.Флерина, считает, что «… народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/08/kremenkul_1.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-82689-1367614579.jpg)
Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/07/picture-847576-1559933207.jpg)
Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/23/picture-1153581-1563888845.jpg)
Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1075979-1552848067.jpg)
«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»
Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-1432036-1667220873.jpg)
Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1231963-1585340648.jpg)
Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1017382-1692604085.png)
Народная игрушка как средство патриотического воспитания
Сегодня большое внимание в образовании уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение детей к культуре ...