«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»
статья

Тимофеева Галина Анатольевна

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте.

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старинному быту, народным играм и игрушкам. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины.

Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет.

Дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Как можно раньше надо включать народные игрушки в игры детей. Уже в 2-3 года у ребенка могут быть глиняные, деревянные игрушки. Очень хорошо, если игрушки будут звучащие — гремящие, свистящие. Они должны иметь удобную обтекаемую форму, изображать узнаваемый персонаж или предмет, иметь гармоничную по колориту роспись.

На начальном этапе знакомства с народной игрушкой, взрослый должен играть с детьми. Вместе придумывать игры! Сам должен быть увлеченным и заинтересованным человеком! Необходимо начинать игру с историй о появлении народных игрушек. Показать, что в народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом, обрядовом. Многие игрушки рождались из древних ритуальных фигурок людей и животных. Необходимо рассказывать детям, что, создавая игрушку, народный мастер создавал выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще тому или иному персонажу. Рассматривая игрушки, дети понимают, что лепка народной игрушки только ручная. Дети видят, сколько труда, любви, старания вложили народные мастера в игрушку при ее изготовлении, поэтому и играют с ней аккуратно, бережно. Глиняные игрушки, изображающие животных, могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль.

Очень интересно играть, если дополнить игрушки какими-то «декорациями» — домиками, кубиками, детским «строительным» материалом, цветной бумагой, небольшими предметами (посудой, формочками). Пусть дети создадут небольшой, свой сказочный мир.

Обязательно надо показать и рассказать детям о рукотворной, или народной кукле, что её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности.

Интерес к игре в разы повышается, если ребёнку дать возможность самому изготовить куклу. Необходимо обратиться к истокам народной игрушки. Изучить материал по теме «Народная игрушка как средство социализации дошкольника», составить план взаимодействия с детьми, родителями и педагогами ДОУ по данной теме и применить его на практике.

Народные игрушки не могут и не должны заменить ребёнку фабричные, но игра с ними и участие ребёнка в их создании позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

     Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...

Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...

Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...

Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.

Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальн...

"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"

quot;Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"...

Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...

"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине, ко всему, что вызывает светлые и радост...