Ребенок с ОВЗ в детском саду
статья по психологии

Маркова Ольга Анатольевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_s_ovz_v_detskom_sadu.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Ребенок с ОВЗ в детском саду

В российском здравоохранении есть понятие ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Термин относится к людям, имеющим физические или психические особенности. Давайте разберемся, что такое категории ОВЗ применительно к детям. Категоризация ОВЗ помогает спланировать и организовать учебный процесс.

ОВЗ – педагогический, а не медицинский термин

Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.

Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.

Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У детей с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, программы, пособия и т.д.

Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей. Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.

Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.

Существует 8 категорий ОВЗ:

  1. Нарушения слуха. Это глухие дети с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
  2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
  3. Нарушения речи. В эту группу входят логопаты.
  4. аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
  5. Умственная отсталость. К этой категории относят детей со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
  6. Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
  7. Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
  8. Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДО ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов для него создают специальные условия, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей.

Коррекционная работа проходит с нескольких флангов:

  • Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.
  • Логопедическая работа не менее важна для детей с ОВЗ, ведь речь и развитие взаимосвязаны. Логопед диагностирует детей и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.
  • Музыкальный руководитель развивает эстетическую и эмоциональную стороны детей, применяет музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;
  • Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания детей, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;
  • Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.
  • И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием детей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

И хотя каждый участник воспитательного процесса вносит огромную лепту в общее дело, но на воспитателя ложится самый большой груз ответственности. На самом деле, написать об этом гораздо легче, чем ежедневно преодолевать трудности вместе с ребятами дошкольного возраста, у которых есть ограничения по здоровью.

Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад

Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах .Конечно родители могут заниматься с ребенком на дому, но я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.

В общеобразовательном ДО ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные занятия. Например, с логопедом или дефектологом.

Основная функция ДО при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются специальные условия. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для детей.

Наша задача – создать безбарьерное пространство для развития каждого ребенка, независимо от его возможностей и особенностей. А это предполагает четкий индивидуальный поход.

Основная мысль нового подхода к образованию наших детей такая: любой ребенок, независимо от способностей и возможностей, представляет собой ценность для общества. Мы все разные, и именно это разнообразие вносит в нашу жизнь особую радость, ведь так интересно общаться с непохожими друг на друга людьми!

Если каждый человек с детства будет относиться к другим людям как к равным себе, то не будет никаких проблем у детей с ОВЗ или инвалидностью с социализацией…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отец и ребенок Круглый стол в детском саду

     В  нашем МДОУ уже стало традицией уделять огромное внимание роли папы в воспитании детей. С этой целью психолог с участием воспитателей групп проводит круглый сто...

Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в детском саду

Вообще адаптация сложная штука, у кого -то она проходит хорошо, у кого то не очень. Данные правила помогут и ребенку и родителям справиться со своми переживаниями связванные с  разлукой....

"Ребенок познает мир в детском саду"

Статья посвящена игре в младшем дошкольном возрасте, как способе общения с ребенком....

"Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду".

Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду.Детский сад – новый период в жизни ребенка. В привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остаетс...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....