"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
статья по психологии

В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся  примеры игр и упражнений с песком для развития межполушарного взаимодействия, которые можно рекомендовать педагогам и родителям для игры с ребенком во время прогулки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elizarova_e_s.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейрогимнастика в системе коррекционной и развивающей работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Арт-терапевтические приемы в работе педагога-психолога.

Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема здоровья детей является самой актуальной, так как с каждым годом количество детей с проблемами со здоровьем становится все больше и больше. Чтобы повышать уровень познавательного развития детей на помощь педагогам, родителям приходят новые технологии. В последние годы особую популярность получила нейрогимнастика. 

Нейрогимнастика – комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности.

Также нейрогимнастика  относится к здоровьесберегающей технологии, поэтому ее можно и нужно использовать не только в системе коррекционного образования, но и общеразвивающей направленности. Игры и упражнения для развития межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют активизировать внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Для полноценного развития личности, необходимо, чтобы оба полушария были развиты в полной мере. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве обоих полушарий.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Левое полушарие мозга отвечает:

- за языковые способности: способности к чтению и письму, контролирует речь, запоминает факты, имена, даты и их написание.

- за логику и анализ.

- за числа и математические символы (распознавание, написание).

- за контролем движения правой половины тела.

Правое полушарие мозга отвечает:

- за обработку информации, которая выражается не словами, а символами и образами.

- за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом.

- за понимание метафор и результаты работы чужого воображения.

-за возможность мечтать и фантазировать, отвечает за способности к изобразительному искусству и музыке.

- за эмоции.

- за контролем движения левой половины тела.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Данная методика позволяет также выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Игры и упражнения для развития межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, развивают произвольное и непроизвольное внимание, активно концентрируют его, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие, улучшают сенсомоторный контроль.

Нейропсихологические упражнения не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. 

Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия подходит, как для взрослых, так и для детей.

Б.Д. Карвасарский определяет арт-терапию, как «использование искусства как терапевтического фактора».

Существуют различные техники арт-терапии:

- мандала;

- марания (пачкать, грязнить);

- штриховка;

- рисование на стекле;

- рисование листьями или другими материалами;

- рисование пальцами, руками на песке.

Рисование пальцами на песке с использованием кинезеологических игр и упражнений  позволяет решить сразу несколько задач:

- расставание с негативными эмоциями;

- снятие эмоционального напряжения;

- ориентирование на успех;

- повышение самооценки, ребенок чувствует себя успешнее;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации;

- развитие мелкой моторики.

- развитие пространственных представлений;

- развитие слухового восприятия, умения выполнять инструкции взрослого.

Вместо песка можно использовать манную крупу, а также рис. Их можно сделать цветными, используя пищевые красители.

Песочный стол можно использовать с разными подсветками.

        Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия.

  1. Рисование на песке

Необходимо рисовать одновременно двумя руками (на первом этапе можно прорисовать правой рукой, затем левой, но в итоге работать двумя руками одновременно).

Можно использовать технику зеркального рисования предметов (в правую сторону, в левую сторону), можно  рисовать предметы, направляя руки в разные стороны (внешние и внутренние).

Можно одной рукой рисовать один предмет или элемент, второй рукой – другой предмет или элемент, но одновременно.

Можно рисовать как пальчиками, так и всей кистью или сыпать песок через кулачки.

Например, рисуем на песке предметы. «Цветок»

Работаем одновременно двумя руками, можно использовать разные пальцы для рисования, как для целого рисунка, так и для отдельных его частей, например, указательными пальцами нарисовать круг, средними пальцами нарисовали лепестки, безымянными -  стебель, мизинцами листочек.

  1. Использование кинезеологических сказок:

Текст

Движения руками по песку

В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья.

- ДЕРЕВО – Руки направлены вверх, пальцы растопырены, движение вверх рисуя ствол дерева, одновременно двумя руками, и делая листву руками в разные стороны.

Под деревьями в домике жил зайчик – длинные уши.

- ДЕРЕВО – Руки направлены вверх, пальцы растопырены, движение вверх рисуя ствол дерева, одновременно двумя руками, и делая листву руками в разные стороны.

- ДОМ – Пальцы рук соединить под углом, одновременно двумя руками прорисовать домик сверху вниз

- ЗАЙЧИК – Пальцы рук соединить под углом, одновременно двумя руками прорисовать длинные уши сверху вниз

Каждый вечер он смотрел, как зажигаются в парке фонари.

- ФОНАРИ – пальцами двух рук по отдельности сделать кружочки

А утром любил встречать солнышко.

- СОЛНЫШКО - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, круговыми движениями нарисовать круг.

В парке был большой красивый пруд.

- ПРУД - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, круговыми движениями нарисовать овал.

Там плавают рыбки.

- РЫБКИ - указательными пальцами обеих рук прорисовать небольшие линии

А вот пролетела бабочка.

- БАБОЧКА - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, круговыми движениями рисовать волнистую линию.

Внезапно пошел дождь.

- ДОЖДЬ - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, двумя руками одновременно сверху вниз прорисовать линии.

И в парке стало тихо.

  1. Умные дорожки

Можно использовать разные пальцы для рисования. Провести змейку снизу вверх, сверху вниз, или правая рука снизу вверх, левая сверху вниз.

Вариации: дорожки с использованием камней

Делать змейку, обходя камни, или обводя их в круг. Или поочередно обводя их с внешней стороны или с внутренней, или поочередно обводя их с внешней стороны или с внутренней поочередно разными руками.

  1. Найди одинаковые и обведи.

На  песочном столе (зрительно поделенном на две части) располагаются предметы, нужно найти одинаковые и обвести их в круг (можно использовать разные пальцы).

  1. Распредели в разные стороны.

По центру песочного стола выложить вертикальную линию из камешков.

Инструкция: правой рукой два камешка влево, левой рукой два камешка вправо, правой рукой два камешка вправо, левой рукой два камешка влево. Одновременно обеими руками по одному камешку в разные стороны, одновременно правой рукой два камешка влево, левой рукой два камешка вправо.

  1. Упражнение «Камешки»

Располагаем на песке камешки в произвольном порядке. Ребенок обводит указательными пальцами правой и левой руки по два, три камешка так, чтобы линии не пересекали друг друга. Также можно использовать кубик: поочередно бросаем кубик, какое количество выпадет, такое количество камешков нужно обвести двумя руками.

  1. Игра  «Накорми птичек»

Необходимо: две миски, песок, ложки.

Насыпание песка в миски с помощью ложек одновременно двумя руками.

Перекрестное насыпание песка в мисочки: правой рукой насыпаем песок в левую миску, левой рукой насыпаем песок в правую миску.

Пересыпания песка ложками из одной мисочки в другую одновременно двумя руками (можно в разные стороны).

  1. Упражнение «Лабиринт»

Ребенок проходит лабиринт одновременно двумя руками. Лабиринт может располагаться зеркально (в правую сторону, в левую сторону),  а может располагаться, направляя руки в разные стороны.

  1. Упражнение «Графический диктант»

Ребенок по устной инструкции взрослого выполняет следующие действия одновременно двумя руками: «Вверх – в стороны – вверх – к центру – вверх – в стороны– вверх – к центру», инструкции могут быть любые. Можно усложнить, для правой руки один путь, для левой – другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что такое межполушарное взаимодействие и на что оно влияет, а также почему у некоторых детей оно не сформировано и какими способами возможно это скорректировать....

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или та...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...