Отчет по проекту"Развитие мелкой моторики у старших дошкольников!
статья по психологии (старшая группа)

Батраченко Наталия Николаевна

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_moego_proekta.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по проекту «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников».

Автор проекта: педагог-психолог

Вид проекта: групповой, игровой, долгосрочный.

Продолжительность проекта: октябрь- май.

Участники проекта:воспитанники старшей возрастной группы, педагог – психолог.

Актуальность проекта:от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Недостаток развития мелкой моторики может привести ребёнка к таким негативным последствиям как:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • недостаточное   развитие   творческих   способностей, мышления   ивнимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Таким образом, можно сделать вывод, что только целенаправленная исистематическая работапо развитию мелкой моторики через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста способствует формированиюинтеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранениюпсихического и физического развития ребенка.

Мною были поставлены следующие цели и задачи:

Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, через различные виды деятельности.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме;
  • максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики дошкольников;
  • развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
  • развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
  • формировать положительные эмоции.

На первом этапе проекта реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала. Изучила следующую литературу:

  1. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014 – 96с.
  5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  7. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.

Мною была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игрыи пособия для развития мелкой моторики, некоторые из которых были сделанысамостоятельно и с помощью родителей: дидактические игры со шнуровкой; подбор картотеки с пальчиковыми играми; распечатаны книжки-раскраски; приобретены массажныемячики «су-джок»; разные виды конструктора, мозаик, пазлов. Приобретен необходимый материал: пластилин, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки. Подготовила различный природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки.

На втором этапе разработала план по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Работу с детьми проводила посредством следующих видов игровой деятельности:пальчиковые игры и упражнения, лепка, аппликация. игры с мелкими предметами, дидактические игры, конструирование из бумаги, графические штриховки, вырезание ножницами, массаж кистей и пальцев рук, раскрашивание, игры с крупами, с веревочкой.

С родителями была проведены консультации «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Пальчиковая гимнастика, играйте вместе с нами». Были проведены индивидуальные беседы сродителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например, с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, упражнения со счетными палочками, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш и др), работа с трафаретами.

В родительском уголке празместила рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

Таким образом, в результате работы над проектом:

  • мною были приобретены и систематизированы знания в области развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста;
  • родителям показаны значимость пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста;
  • сформирован благоприятный эмоциональный фон в детском коллективе;
  • у детей улучшилась моторика, координация движений кистей, пальцев рук; усовершенствовалась речь и расширился словарный запас посредством использования пальчиковых игр; развивается логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.

Вывод:

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»

Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностя...