Консультация для педагогов "Активное слушание"
консультация по психологии

Климова Анна Александровна

Консультация для педагогов "Активное слушание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnoe_slushanie.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Консультация для педагогов

Тема «Активное слушание»

Составила и провела

Педагог-психолог: Климова А.А.

Долгопрудный

Активное слушание

Умение слушать - одно из самых сложных коммуникативных умений.

Слушание предполагает, как непосредственное взаимодействие участников общения – говорящего и слушающего – так и опосредованное их взаимодействие, если на слух воспринимается речь, по телефону, например.

Очевидно, что слушание в условиях непосредственного общения отличается от слушания, которое носит опосредованный характер. Так, в процессе непосредственного взаимодействия и говорящий и слушающий получают возможность использовать средства невербального общения (мимику, жесты, телодвижения), которые помогают более результативно решать задачи, стоящие перед каждым из участников коммуникации.

В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом смысловой обработки воспринятого текста является понимание услышанного.

Понять воспринятый на слух текст – это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идет речь в тексте.

Активное слушание и его техника.

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель - получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.

Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:

  • поощрение собеседника ("Да-да", "Очень интересно", "Я вас слушаю " и т. п.);
  • уточнение ("Что вы имеете в виду, говоря о....?", "Что значит...?" и т. п.);
  • дословное или почти дословное повторение слов собеседника ("Если я правильно вас понял, вы предлагаете... ", "То есть вы считаете, что... ");
  • выражение сопереживания, понимания чувств собеседника ("Я понимаю ваше состояние ", "Ваше возмущение можно понять ");
  • выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника ("Таким образом, можно сделать вывод о том, что...", "Вы хотите сказать, что... ", "Итак, подводя итоги... " и т. д.).

Техники активного слушания

Безусловное принятие - это, прежде всего, демонстрация другому человеку, что он существует, и что он значим. Это достигается с помощью многих факторов, в частности, благодаря задаванию вопросов, которые сами по себе показывают человеку, что его мнение важно для вас, что вы заинтересованы в его лучшем понимании. А еще, задав вопрос, очень важно услышать ответ, и здесь нам помогут техники активного слушания, основные из которых, по сути, тоже являются вопросами.

  • Техника "эхо", то есть дословное воспроизведение последних слов партнера с вопросительной интонацией;
  • Техника перефразирования - краткая передача сути высказывания партнера, начиная со слов "правильно ли я тебя понял, что ты..."
  • Техника интерпретации, то есть высказывание предположения об истинном значении сказанного, об его причинах или целях. Здесь можно использовать оборот "могу ли я предположить, что ты..."

Карл Роджер, основатель такого понятия как активное слушание, советовал следовать следующим принципам:

  • Слушай сопереживая - старайся понять и форму, и содержание.
  • Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.
  • Задавайте вопросы, и все выясняйте.

Активное слушание принесет следующую пользу:

  • Усилит чувство собственного достоинства.
  • Поможет взаимодействию.
  • Определит проблемы и способы их решения.

Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.

Смотрите на собеседника

Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.

Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник.

Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.

Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.

Реагируйте

Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас...» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.

Не заканчивайте предложение вместо другого человека

Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль.

Задавайте вопросы на понимание

Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.

Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.

При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.

Перефразируйте

Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.

Замечайте чувства

Фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

Правила активного слушания по отношению к детям

1. Взрослый должен хотеть выслушать ребенка (необходимо показывать свое желание слушать, выделить для этого время, освободиться от других дел).

2. Взрослый должен принимать чувства ребенка такими, какими они проявляются, как бы это ни отличалось от того, что, по мнению взрослого, должен испытывать ребенок.

3. Взрослый должен понимать, что чувства ребенка не вечны, они будут меняться сами по себе, тем более, что активное слушание помогает негативным чувствам проявляться и постепенно приводит к тому, что они утрачивают свою агрессивность.

4. Взрослый должен верить в способность ребенка самостоятельно справиться с проблемой – только тогда родитель сможет быть полезным ребенку.

5. Чтобы правильно понять смысл сообщения ребенка и помочь ему справиться с проблемой, взрослый должен принять детскую «систему отсчета», посмотреть на проблему глазами ребенка.

Организация активного слушания:

1. Необходимо повернуться лицом к ребенку, выбрать удобную позицию и дистанцию (например, «глаза в глаза»), всем своим положением, выражением лица показывая ребенку, что взрослый готов его слушать.

2. Беседуя с огорченным, расстроенным ребенком, не стоит задавать ему дополнительных вопросов. Реплики взрослого должны звучать в утвердительной форме, выражая понимание и сочувствие.

3. Необходимо держать паузу, не злоупотреблять высказыванием своих соображений. Это время принадлежит ребенку – он может подумать, что-то добавить.

4. Отвечая ребенку, следует повторить, как взрослый понял, что произошло, и обозначить словом чувства ребенка.

5. Ребенок имеет право прервать обсуждение, когда ему этого захочется. Это не значит, что проблема останется нерешенной – возможно, получив необходимое понимание и одобрение, ребенок продолжит поиск решения самостоятельно, а через некоторое время сообщит взрослому, что проблема решена.

Результаты использования активного слушания:

  • исчезают или ослабевают отрицательные переживания детей;
  • убеждаясь, что взрослый готов слушать и может понять, ребенок начинает рассказывать о себе все больше, и тогда даже в одной беседе может раскрыться «клубок» детских проблем;
  • ребенок учится сам решать свои проблемы, а родители убеждаются в том, что он на это способен;
  • ребенок начинает сам применять активное слушание в общении с разными людьми;
  • ребенок понимает и принимает те проблемы, которые неразрешимы (например, смерть любимого животного). Благодаря активному слушанию он может хотя бы выразить свои чувства, получить одобрение взрослого и понять, что родитель готов разделить с ним его трудности;
  • родители становятся более чуткими к переживаниям и бедам ребенка, лучше видят, как и от чего ребенку бывает плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей. Слушание музыки в семье.

                                                    ...

Консультации для родителей. Слушание музыки в семье.

                                                    ...

Консультация для родителей "слушание музыки"

Консультация для родителей "Слушание музыки"...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Слушание музыки дома"

Слушаем музыку вместе с мамой и папой. «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского...

Консультация для родителей: "Слушание музыкальных произведений"

Консультация для родителей: Слушание музыки для детей дошкольного возраста....