Методическая разработка "Практикум для родителей будущих первоклассников"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Калиянц Инна Владимировна

Обширные исследования показали, что учащиеся добиваются больших успехов в школе, если родители активно участвуют в их образовании. Участие родителей не только повышает успеваемость, но оказывает положительное влияние на отношение ребенка к школе, поведение в классе, самооценку и мотивацию к обучению. Именно поэтому следует начинать вовлекать родителей в учебный процесс в дошкольный период. Участвуя в обучении своих детей, мамы и папы имеют более глубокое представление о проблемах, с которыми сталкиваются дети и педагоги. Тесное общение с семьями помогает избежать недоверия и недопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Именно с целью приобщения родителей к образовательной деятельности детей и была составлена данная методическая разработка. Она включает в себя полный годовой цикл различных взаимодействий с семьями воспитанников выпускных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Методическая разработка

Практикум с элементами тренинга для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе вместе»

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

Список литературы

9

Приложение 1

10

Приложение 2

12

Приложение 3

14

Приложение 4

17

Приложение 5

21

Приложение 6

23

Приложение 7

25

Приложение 8

27

Приложение 9

30

Приложение 10

32

Приложение 11

33

Приложение 12

35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Обширные исследования показали, что учащиеся добиваются больших успехов в школе, если родители активно участвуют в их образовании. Участие родителей не только повышает успеваемость, но оказывает положительное влияние на отношение ребенка к школе, поведение в классе, самооценку и мотивацию к обучению. Именно поэтому следует начинать вовлекать родителей в учебный процесс в дошкольный период. Участвуя в обучении своих детей, мамы и папы имеют более глубокое представление о проблемах, с которыми сталкиваются дети и педагоги. Тесное общение с семьями помогает избежать недоверия и недопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Именно с целью приобщения родителей к образовательной деятельности детей и была составлена данная методическая разработка. Она включает в себя полный годовой цикл различных взаимодействий с семьями воспитанников выпускных групп.

Цель: создание условий для эффективного взаимодействия с родителями в процессе подготовки к школьному обучению.

Задачи:

  1. Установить доверительные отношения между родителями и детским садом.
  2. Повысить психологическую и педагогическую компетенцию родителей.
  3. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
  4. Профилактировать школьную дезадаптацию у детей и их родителей.

         

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Этапы работы с родителями.

        Для того, чтобы работа с семьями была максимально эффективной и всесторонней мной были выделены 4 основных этапа взаимодействия:

        1 Этап – «Знакомство»:

- групповая консультация для родителей «Понятие готовности к обучению в школе» (Приложение 1);

- раздача анкет для родителей «Ваши представления о подготовке ребенка к школе» (Приложение 2);

- раздача бланков для самостоятельной диагностики готовности ребенка к обучению в школе в домашних условиях (Приложение 3);

- индивидуальные консультации с родителями (по необходимости, по запросу).

        2 Этап – «Уровень готовности».

- проведение комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе (Используемые методики: Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой; Диагностика эмоционально-мотивационной готовности к обучению в школе. Тест Д.В. Солдатова (Приложение 4)).

- групповая консультация для родителей «Итоги диагностики уровня готовности детей к школе. Общие сведения».

- раздача памяток «Возрастные нормы развития детей 6-7 лет» (Приложение 5).

- индивидуальные консультации с родителями по итогам проведенной диагностики (по необходимости, по запросу).

        3 Этап – «Обучение».

  1. Проведение цикла консультаций с родителями будущих первоклассников (1 раз в месяц):

- «Кризис 7-ми лет» (Приложение 6).

- «Пять языков любви для общения с вашим ребенком» (Приложение 7).

- «Как развить самостоятельность у будущего первоклассника» (Приложение 8).

2. Проведение совместных мероприятий для родителей и детей (1 раз в месяц):

-  совместное занятие родителей и детей «Играем вместе» (Приложение 9).

- проведение совместного тренинга для родителей и детей подготовительных групп «У нас будущий первоклассник» (Приложение 10).

3. Раздача памяток различной тематики (1 раз в месяц):

- «Азбука воспитания» (Приложение 11);

- «Как подготовить ребенка к школе» (Приложение 12);

- «Развивающие игры для подготовки к школе в домашних условиях» (Приложение 13).

- «Успешная адаптация к школе и ее признаки» (Приложение 14)

4. Проведение индивидуальных консультаций с родителями (по необходимости, по запросу).

        4 Этап – «Подведение итогов».

- проведение комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе (Используемые методики: Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой; Диагностика эмоционально-мотивационной готовности к обучению в школе. Тест Д.В. Солдатова (Приложение 4)).

- групповая консультация для родителей «Итоги диагностики уровня готовности детей к школе. Общие сведения».

- индивидуальные консультации с родителями по итогам проведенной диагностики (по необходимости, по запросу).

  1. Календарно-тематическое планирование работы с родителями

Месяц

Виды взаимодействия

Инструменты

1

Сентябрь

Этап 1 «Знакомство»

- консультации

- анкетирование

- раздача бланков самодиагностики

2

Октябрь

Этап 2 «Уровень готовности»

- диагностический комплекс

- консультации

- раздача памяток

3

Ноябрь

4

Декабрь

Этап 3 «Обучение»

- цикл консультаций

- проведение совместного занятия родителей и детей

- проведение тренингового занятия

- раздача памяток

5

Январь

6

Февраль

7

Март

8

Апрель

Этап 4 «Подведение итогов»

- диагностический комплекс

- консультации

9

Май

  1. Участники программы

Руководит практикумом педагог-психолог.

Участниками практикума являются родители и дети подготовительных групп.

Участие добровольное и безвозмездное.

  1. Организация деятельности

Работа с практикумом осуществляется на базе дошкольного учреждения. Занятия проводятся в кабинете психолога.

Период проведения – с сентября по май (9 месяцев).

Периодичность занятий (мероприятий) – 1 раз в месяц.

Количество занятий (мероприятий) – 9.

Продолжительность занятий (мероприятий) – от 30 до 90 минут.

  1. Программно-методическое обеспечение
  1. Психологический инструментарий (диагностические комплексы и методики, развивающие программы, тренинговые программы).
  2.  Инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы; технические материалы: бумага, карандаши, фломастеры, кинетический песок и т.д).
  3. Просветительский инструментарий (лекции занятий, памятки, консультации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живя в современном мире, может показаться, что единственная функция родителей, чьи дети посещают образовательные учреждения, — это лишь контроль их успеваемости, но не участие во всем процессе целиком. Складывается такое ощущение из-за того, что многие родители не находят возможности всецело участвовать в образовательной жизни своих детей. На самом деле роль родителей в учебном процессе имеет первостепенное значение, но не все семьи осознают это. Задача педагога – донести до родителей важность этого аспекта!

Данная методическая разработка помогает систематизировать работу с семьями воспитанников в период подготовки детей к школе. Она содержит как теоретический, так практический инструментарий. В приложениях представлен весь лекционный и раздаточный материал, сценарии совместных и тренинговых занятий.

Разработка будет полезна педагогам-психологам, а также воспитателям тех дошкольных учреждений, в которых должность педагога-психолога отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 224 с.
  2. Васильева, Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н.В. Васильев // Школьный психолог. – 2014.
  3. Ельчанинова, Е. Ю. Игровые технологии в формировании психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению / Е. Ю. Ельчанинова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : междунар. науч. – практ. конф., 9–11 дек. 2008 г.: [сб. в 5-и ч.] / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Научно-исслед. ин-т столич. образования, Фак. спец. педагогики; [ред. кол.: О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова]. – М., 2008.
  4. Житко И.В. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: практическое пособие/ И.В. Житко, М.М. Ярмолинская. – Минск: ЮниПрессМаркет, 2013. – 80с.
  5. Дмитриева И.Р. Психологическая подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе (практическое пособие по проведению тренинга). – СПб.: НУ Центр стратегических исследований, 2014.
  6. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика. Тренинги. Занятия. – М.: Учитель, 2012.
  7. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: под редакцией Куражевой Н.Ю. Диагностический комплекс «Цветик - Семицветик» для детей 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2018. – с.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
  9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.

Приложение 1

Консультация для родителей

«Понятие готовность ребенка к обучению в школе»

Ваш малыш растет! И вот, он уже в подготовительной к школе группе. Совсем скоро он покинет детский сад и станет первоклассником. Начало учебы в школе – это большой шаг для маленького ребенка. Наверняка, Вы слышали такой термин, как «готовность к школе», сегодня мы в нем разберемся.

        Готовность к школе – это комплекс знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые позволяют ребенку преуспевать во всех аспектах школьной жизни.

        Иногда родители думают, что школьная готовность означает только умение читать, писать и считать, но это не так! Готовность к обучению в школе – это общий уровень развития ребенка, его социальные и эмоциональные способности, физические, коммуникативные и когнитивные навыки. Давайте разберем некоторые аспекты готовности к обучению в школе более подробно:

Социальный навык – умение ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, владеть нормами поведения в обществе, умение организовывать как самостоятельную, так и групповую, деятельность.

Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями, концентрироваться на поставленных задачах, следовать указаниям и инструкциями учителя, справляться со стрессовыми ситуациями, понимать правила поведения.

Коммуникативный навык – умение слушать и слышать окружающих, правильно формулировать и доносить свои мысли и потребности.

Когнитивная зрелость – гармоничное развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков, мелкой моторики (например, умение держать карандаш и перелистывать страницы книги) и физической координации (например, умение бегать, прыгать, лазить и играть с мячом).

Независимость – основные навыки управления своим потребностями без помощи взрослого, например, самостоятельный поход в туалет, умение одеваться, самостоятельный прием пищи, умение нести ответственность за свои вещи и так далее.

Почему же так важно определить уровень готовности вашего ребенка к школе?

Требования, предъявляемые к ученику 1 класса, высоки. Ребенок, который приходит в школу без необходимых навыков, вероятней всего, будет испытывать эмоциональные, поведенческие или академические трудности. Знание сильных и слабых сторон ребенка при поступлении в школу может быть полезным для понимания и прогнозирования его школьной успеваемости в будущем. Заблаговременное выявление каких-либо трудностей помогает использовать оставшееся до школы время с пользой. Есть возможность помочь ребенку развить тот или иной необходимый навык.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Ваши представления о подготовке ребенка к обучению в школе»

Уважаемые родители!

Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

1. Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы? ____________________________________________________________________

2. Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу?

____________________________________________________________________

3. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

____________________________________________________________________

4. Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:

• ребенок знает буквы и цифры;

• умеет читать;

• умеет писать;

• знает много стихотворений;

• ребенок хорошо развит физически;

• умеет находить контакт со сверстниками;

• достаточно легко вступает в общение со взрослым;

• способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий;

• проявляет активный интерес к школе и школьной жизни;

• много говорит о предстоящей учебе в школе;

• проявляет желание скорее пойти в школу;

• другое _____________________________________________________________

5. Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как?

____________________________________________________________________

6. Чему вы больше уделяете внимание и почему:

• покупке школьных принадлежностей;

• обучению ребенка иностранным языкам;

• обучению чтению;

• обучению счету;

• физическому развитию;

• развитию памяти, воображения, внимания, речи;

• развитию любознательности;

• развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным,

понимать и выполнять требования учителя и т. д.)

• развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями);

• развитию мелкой моторики рук, координации движения руки и глаз;

• умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения;

• ориентироваться в пространстве;

• другое _____________________________________________________________

7. Как часто вы разговариваете с ребенком о школе?

____________________________________________________________________

8. Как часто он задает вопросы о школе?

____________________________________________________________________

9. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

____________________________________________________________________

10. Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах деятельности? Приведите примеры.

____________________________________________________________________

11. Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок?

____________________________________________________________________

12. Есть ли у вас опасения в отношении того, как пройдет период адаптации ребенка к школе?

____________________________________________________________________

13. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

Бланки-опросники для самостоятельной диагностики

готовности ребенка к обучению в школе

Беседа о школе

Эту беседу Вы можете провести с ребенком, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным.

1. Ты хочешь идти в школу?

А – очень хочу (2 балла)

Б – так себе, не знаю (1 балл)

В – не хочу (0 баллов)

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учебе, занятиям: хочу научиться писать, читать, хочу быть грамотным и умным, хочу много знать, узнавать новое (2 балла)

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, портфель, книги (1 балл)

В – внешкольные интересы: надоело в саду, в школе не спят днем, там весело, все дети идут в школу (0 баллов)

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься к школе?

А – освоение определенных навыков письма, чтения, счета: мы с мамой учили буквы, считали, решали задачки (2 балла)

Б – приобретение школьной формы, школьных принадлежностей (1 балл)

В – занятия, не касающиеся школы (0 баллов)

4. Понравится ли тебе в школе? Что тебе понравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе или ему рассказывали старшие товарищи)

А – уроки, школьные занятия, аналогов которых нет в дошкольной жизни ребенка (2 балла)

Б – внешкольные занятия и другие, не связанные с учебой моменты: перемены, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса и т.п. (1 балл)

В – уроки художественно-физкуьтурного цикла, знакомые и близкие ребенку по дошкольному детству (0 баллов)

5. Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал (2 балла)

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование (1 балл)

В – занятия, не имеющие отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными и т.п. (0 баллов)

Результаты

Уровень формирования внутренней позиции школьника  

Характеристика

Результат

Достаточный

Школьно-учебная ориентация ребенка и позитивное отношение к школе (внутренняя позиция школьника сформирована достаточно)

10-9 баллов

Начальный

Интерес ребенка в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)

8-5 баллов

Низкий

Ребенок не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)

4-0 баллов

 

Опросник для родителей по готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать, одним словом, "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Результаты

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

И помните, что своевременная забота о ребенке помогает избежать большого количества проблем и трудностей, которые могут возникнуть с ним в школе!

Любите своих детей!

Приложение 4

Диагностика эмоционально-мотивационной готовности к обучению в школе. Тест Д.В Солдатова

        Цель: выявление выраженности учебной мотивации и ее преобладание над игровой.

Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. В связи с этим существенно оценить выраженность той и другой для того, чтобы можно было бы компенсировать в оставшееся перед поступлением в школу время дефицит учебной мотивации. Для этого необходимо провести оценку игровой и учебной мотивации, что можно осуществить с помощью рисуночной методики Д. В. Солдатова.

Оценка мотивационной готовности: Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами.

Процедура тестирования: положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно - с отрицаемым видом деятельности.

В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе - четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе - четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей - одна, оставшаяся не выбранной.

Обработка результатов: Количественной обработке - суммарному подсчету - подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности - в 1 балл и, наконец, игровой - 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4-5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности - когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 - от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.

Изображение выглядит как текст, в позе, группа, другой  Автоматически созданное описание

        

Изображение выглядит как другой, в позе  Автоматически созданное описание

Приложение 5

Памятка для родителей

«Возрастные нормы развития ребенка 6 лет»

Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все-таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

Моторное развитие

  • Движение становятся более ловкими, энергичными и точными;
  • С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину;
  • Замахивается при метании предмета;
  • Ловит мяч одной рукой;
  • Может ходить боком по скамейке;
  • Умеет прыгать на месте, чередуя ноги;
  • Свободно рисует карандашом, вырезает ножницами любые формы.

Сенсорное развитие

  • Тщательно исследует предметы зрительно и осязательно;
  • Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.);
  • Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый, фиолетовый, серый).

Умственное развитие

  • Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части;
  • Последовательно называет дни недели, времена года;
  • Может объединять предметы по общему признаку;
  • Может хорошо рассуждать, речь не косноязычная.

Игровая деятельность

  • Проявляет устойчивый интерес к игре;
  • Есть любимые игры и роли;
  • Сюжет игры отличается содержательностью и выразительностью;
  • В игре чаще отражает жизнь окружающих людей.

Поведение

  • Согласует свои действия с другими людьми;
  • Сознательно выполняет правила поведения, понимая их значение;
  • Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети.

Навыки

  • Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами;
  • Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду.

«Возрастные нормы развития ребенка 7 лет»

Моторное развитие

  • Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в колонне, шеренге, круге);
  • Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе;
  • Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде и т.д;
  • Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис;
  • Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью;
  • Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой, молотком или другим инструментом.

Сенсорное развитие

  • Правильно называет простые и сложные геометрические формы;
  • Правильно указывает основные различия геометрических форм;
  • При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки.

Умственное развитие

  • Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание;
  • Четко устанавливает причину и последствия событий, выделяет главное;
  • Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает.

Игровая деятельность

  • Создает планы игры, предпочитает групповые игры;
  • В процессе игры обобщает и анализирует свои действия;
  • Игра может продолжаться в течение нескольких дней.

Поведение

  • Переживает за свои и чужие поступки;
  • Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей.
  • Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.

Навыки

  • Выполняет индивидуальные поручения. У него формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами или питомцем.

Приложение 6

Консультация для родителей:

«Кризис семи лет»

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу. На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Итак, кризис семи лет. Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

Признаки кризиса:

 Повышенная утомляемость;  раздражительность;  вспышки гнева;  замкнутость;  плохая успеваемость;  агрессивность или наоборот, излишняя застенчивость;  повышенная тревожность;  низкая самооценка.

Возможные неблагоприятные последствия:

 Нежелание учиться;  нежелание посещать школу;  низкая успеваемость;  проблемы в общении со сверстниками;  закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;  может развиться невроз.

Советы родителям:

Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка. Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания.

  • Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье.
  • Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  • Поощряйте общение со сверстниками.
  • Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  • Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  • Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  • Реально оценивайте возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой.
  • Спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним.
  • Обсуждайте с ребёнком школьную жизнь, а не только оценки. Какие традиционные вопросы у родителей, когда сын или дочь приходит из школы? Правильно: что получил сегодня и не нахватал ли двоек. А ведь можно спросить, что нового и интересного узнал ребёнок за день, какой урок и какой учитель понравились ему больше всего и т.д.
  • Не делайте ребёнка заложником ваших нереализованных желаний. Если вы до ночи сидите с ним за уроками, заставляя переделывать снова и снова при малейшей ошибке – это ваши амбиции. Если ребёнок хочет играть в футбол, а вы отдаёте его в танцы, потому что сами мечтали ими заниматься – это тоже ваши амбиции. Позвольте сыну или дочери жить своей жизнью: выбирать увлечения по душе, совершать ошибки, познавать мир на собственном опыте;
  • Не заостряйте внимание на ошибках ребёнка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Приложение 7

Консультация для родителей

«Пять языков любви для общения с вашим ребенком»

Кто, о чем, а мы о любви, о любви к детям. Почему-то многие родители считают, что воспитывать детей в семье нужно одинаково, забывая о том, что мы все разные. Нет одинаковых детей, они индивидуальны, как и мы - взрослые! Поэтому и подход к ним должен быть сугубо индивидуальным.

У детей разные характеры, и любовь они понимают по-разному. С каждым вам придется говорить на его родном языке. Самое главное – каждый ребенок должен чувствовать, что он любим родителями! Только в этом случае он будет чувствовать себя счастливым. Если он не будет чувствовать любви родителей, то и не будет чувствовать себя счастливым. А это очень важно для его развития, становления полноценной личностью.

В стремлении удовлетворить потребности ребенка в еде и одежде, забывается самая главная потребность – эмоциональная. Чтобы удовлетворить эмоциональную потребность ребенка важно осознавать, что не каждому человеку понятен один и тот же «язык любви». То, благодаря чему один человек почувствует нашу любовь к нему, не обязательно даст другому ребенку такое же ощущение. Ваш ребенок может не чувствовать вашу любовь к нему, если вы проявляете или выражаете ее не на таком «языке», который ему понятен.

Существуют пять основных «языков любви». И каждый человек понимает один из них лучше, чем остальные четыре. Задача родителей – узнать главный для своего ребенка «язык любви» и в повышенных количествах выражать свою любовь именно на этом «языке». Это не означает, что другие «языки» не важны. Потребность ребенка во всех пяти «языках любви», но в одном из них – повышенная потребность. А вернее, если его не выражать больше, то ребенок не будет чувствовать себя любимым.

А сейчас поговорим о самих «языках любви»:

1. Прикосновение. С первых дней жизни ребенок чувствует себя любимым благодаря прикосновениям. Любовь проявляется в крепких объятиях, поцелуях. Даже если просто держать своего ребенка за руку, похлопывать по спине или шутя бороться с ним на полу – это выражение любви!

2. Слова одобрения. «Я люблю тебя», «Молодец… », «Спасибо… » Такие слова поднимают у ребенка чувство уверенности, самоуважения, ободряют и в дальнейшем поступать правильно. Грубые и резкие, несправедливые слова, даже если сказаны во гневе, постепенно воспитывают в ребенке самоуничтожение и даже ненависть к себе и окружающим.

3. Время, проведенное вместе. Очень важно регулярно находить свободное от дел время, чтобы полностью уделять его ребенку: почитать книгу, поиграть в какую-нибудь игру, погулять, поговорить…

4. Подарки. Они могут быть очень простыми, как необычный камень, найденный на прогулке… Любая вещь, игрушка, цветочек, скажет о любви вашему ребенку. Причем, настоящий подарок никогда не преподносится за какие-то заслуги. Ведь любовь не требует ничего взамен.

5. Забота. Речь идет о помощи и заботе, которую любой ребенок с радостью примет. Приготовление любимого блюда, покупка вещей, купание… И если ребенок чего-то не замечает, вырастет- оценит!

Будьте внимательны, чтобы заметить, какой способ общения больше всего нужен ребенку сейчас. Это очень просто. Если ребенок подходит и обнимает вас, то, возможно, он хочет, чтобы его обняли, приласкали. Когда просит поиграть с ним – ему нужно безраздельное внимание. Спрашивает Вашего мнения — значит хочет получить поддержку и одобрение. Если счастлив, когда кто – то из друзей или родственников дарит ему подарки — именно это наиболее желанный для него «язык любви».

Можно сразу проверить на себе. Задайте себе вопрос: «Чего мне не хватало в отношениях с родителями?» Ваш «язык любви» сразу даст о себе знать – то, чего не хватало, и есть ваш «язык любви».

Научиться проявлять свою любовь так, чтобы это было понятно ребенку, то есть выучить его «родной язык», — не значит застраховаться от конфликтов. Но чтобы между вами ни происходило, ребенок всегда будет знать: вы его любите, заботитесь о его благе, и ему нечего бояться. Он уверен в себе и себя уважает.

Можно снова вернуться в свое детство. Какие уроки вы любили больше других? И снова – это зависело от взаимоотношения с учителем. Ребенка нужно любить, иначе от него ничего не добьетесь. Нам нужно помнить об этом. Если потребность ребенка в любви не удовлетворена, он никогда полностью не реализует свои способности. Однако бывает и так: родители искренне любят малыша, а он несчастен, потому что их любви не чувствует. Научитесь выражать свою любовь так, чтобы ребенок это почувствовал, тогда он поймет, что дорог вам.

Именно на этой уверенности, что тебя любят, малыш черпает силы, чтобы противостоять трудностям, с которыми сталкивается. Ребенок сумеет реализовать все свои способности, только если взрослые регулярно наполняют этой уверенностью сердце малыша. И достигнуть этого можно, выражая свою любовь на «языке любви» вашего ребенка. Это поможет ребенку нормально расти и развиваться. Важно нам взрослым не выставлять условия, ничего не требовать взамен. Безусловная любовь – наша путеводная звезда. Она поможет нам верно оценивать к чему привели наши воспитательные усилия, подскажет в каком направлении следует двигаться.

     Следует знать, что, если ребенку еще нет пяти лет, не пытайтесь определить какой «язык любви» у вашего ребенка. Он слишком мал. Он нуждается во всех проявлениях любви: ласкайте его, подбадривайте, проводите больше времени вместе, заботьтесь, дарите подарки… И ваши взаимоотношения будет меняться в лучшую сторону.

Отношения с детьми нужно строить на любви.

Это самые крепкие и надежные отношения.

Приложение 8

Консультация для родителей

«Как развить самостоятельность у будущего первоклассника»

С самостоятельностью не рождаются, ей учатся. И задача родителя вовсе не в том, чтобы постоянно контролировать ребенка. А в том, чтобы развить у него самоконтроль. Ниже собраны 7 советов, которые помогут родителям будущих первоклассников воспитать в своих детях больше самостоятельности и организованности.

  1. Давайте четкие инструкции

Прежде чем что-то потребовать, научите, объясните, покажите. Это только родителям очевидно, что такое аккуратно заправленная постель и собранный портфель. У семилетки об этом весьма туманные представления.

В первую школьную неделю есть смысл показать мастер-класс, комментируя каждый шаг. Берем портфель, всё из него вынимаем, мусор выкидываем, книжки-тетрадки кладем на полку. Открываем дневник, проверяем расписание, готовим всё необходимое на завтрашний день, еще раз сверяем с дневником, затем складываем в портфель. На завтра ребенок может сделать всё то же самое сам, но в присутствии взрослого, проговаривая вслух каждое действие. Скорее всего, уже через неделю он будет справляться с этим делом в одиночку. И вам не придется кричать на малыша за сгнившее среди тетрадей яблоко, а учитель не будет делать замечания за забытый альбом и цветные карандаши.

Аналогично можно разработать план уборки комнаты (личного уголка). Из чего она состоит? Собрать игрушки в ящики, повесить одежду в шкаф, убрать на столе, протереть пыль, пропылесосить и т.д. Эти мелкие дела можно записать или зарисовать в виде списка, с которым ребенок будет сверяться во время уборки.

  1. Учите планировать время

Обсудите с ребенком, сколько времени нужно на еду, одевание, на то, чтобы позаниматься, нарисовать рисунок и т.д. Чтобы проверить его предположения, засеките вместе, сколько реально минут или часов уходит на каждое из его дел.

Спросите, как ребенок хотел бы организовать свой день. Вместе решите, когда можно запланировать прогулку, развлечения и время на ничегонеделанье. Объясните, что дела и отдых надо чередовать.

Установите некоторые твердые рамки: к которому часу все уроки должны быть выполнены, во сколько нужно ложиться спать. А в остальном старайтесь не вмешиваться. Пусть ребенок сам определяет, что делать вперед, а что потом.

  1. Дайте инструменты для самоконтроля

Расскажите, что взрослые на работе обычно пользуются ежедневниками и планировщиками. Пусть у ребенка тоже будут свои помощники. К примеру, можно совместно разработать план на день. В специальном календарике ребенок может каждое утро и каждый вечер ставить плюсики, как только почистит зубы. Родителю не нужно проверять этот календарь. Достаточно, чтобы ребенок сам видел, как ему удается следить за гигиеной.

  1. Потренируйте ребенка быстро одеваться

В школе у первоклашек часто возникают трудности из-за того, что они не могут быстро переодеться на физкультуру или на прогулку. Поэтому заранее будет полезно поиграть дома в пожарных или солдат, которые должны полностью одеваться за несколько минут. Можно играть и в моделей, которым во время показа мод надо очень быстро менять наряды. Чтобы у ребенка не было стресса, поучаствуйте в игре сами, изобразите неуклюжего человека, который надел что-нибудь шиворот-навыворот, похохочите вместе.

Пусть ребенок потренируется перед зеркалом, как завязывать шапку и шарф. Убедитесь, что ему под силу справиться со всеми застежками. Откажитесь от водолазок с узким горлом, блузок и сарафанов с молниями и пуговицами на спине.

Отработанный навык одевания поможет чувствовать себя увереннее в школе, ведь ребенку не придется обращаться к взрослым за помощью или опаздывать на уроки.

  1. Не берите на себя то, что ребенку уже по силам

Развивайте в себе веру в ребенка и его способность быть самостоятельным. Не ругайте себя за то, что вы не можете что-то проконтролировать. Не расстраивайтесь, если у сына или дочери не вышло с первого раза всё сделать без ошибок. Это нормально. Хвалите себя, когда позволяете своему ребенку быть самостоятельным. Это куда лучше, чем быть родителем-перфекционистом.

Разделите ответственность. У ребенка с самого начала должно быть понимание, что учеба — это его дело, а не мамино, не папино и не бабушкино. Задача родителя — организовать рабочее место, первый раз объяснить технологию («Достаешь тетрадь, смотришь, что нужно сделать и делаешь. Если что-то не понял, спрашиваешь у меня.»), помочь, если возникли трудности.

  1. Хвалите ребенка за самостоятельность, а не за идеально выполненное задание

Ребенку не захочется быть самостоятельным, если родители будут постоянно его критиковать. Если начинающий школьник только учится сам делать уроки, есть вероятность, что он ошибется. Если он впервые сложит свои вещи, очень вероятно, что они помнутся. Ну и что?!  Подумайте не о сиюминутном результате, а о том, что у ребенка формируется навык самостоятельности, который будет помогать ему всю жизнь.

Если ребенок ошибся или получил замечание, задача родителя не отругать, а помочь и утешить. Обсудить, что в следующий раз можно сделать по-другому, чтобы получить более успешный результат.

  1. Обращайте внимание на плюсы самостоятельности

Представьте, что ребенок выполнил задания и прибрал комнату, а потом явившийся с работы родитель начинает всё перепроверять и заставлять переделывать «как следует». Вряд ли у ребенка прибавиться мотивации быть самостоятельным.

Лучше почаще говорите: «Смотри как здорово, что ты уже можешь сам приготовить завтрак/прибрать комнату/ сделать уроки. Я тобой горжусь!». «Как здорово, что ты сам все сделал к моему приходу. Теперь мы с тобой можем вместе поиграть». «Как хорошо, что ты сам ответственно относишься к своим вещам. Мне не приходится копаться в твоей комнате (уголке). Наверное, это было бы тебе неприятно».

Помните, что чем старше дети, тем сложнее их контролировать. Тренируя самостоятельность с детств, вы избавляете и себя, и ребенка от ненужных проблем в будущем.

Приложение 9

Памятка для родителей

«Азбука воспитания»

1. Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро!» и ... не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

2. Когда вы ругаете ребёнка, не употребляйте слов «ты всегда...», «ты вообще...», «вечно ты...». Ваш ребёнок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».

5. Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живёт семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А всё-таки как хорошо у нас дома!».

6. Когда вам хочется сказать ребёнку: «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Не обманывай». А ещё лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

7. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен».

8. Когда сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.

9. Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

10. Скажите ребёнку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».

11. Бывает так: папа утром уходит – мальчик еще спит, приходит – мальчик уже спит, а в воскресенье папа на рыбалке. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: «Как дела?».

12. Когда ребёнок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его, даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.

13. Никогда не попрекайте ребёнка ни его возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А ещё мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим».

14. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

15. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

Приложение 10

Памятка для родителей

«Как подготовить ребёнка к школе: советы заботливым родителям»

Как помочь ребенку подготовиться к первому классу, не перегибая палку — так, чтобы не отбить желание идти туда вообще?

Совет 1. Не будьте занудами

Не относитесь к подготовке ребёнка к первому классу слишком серьёзно. Это значит, что не стоит сажать его за стол и заставлять выписывать прописи — ребёнок быстро заскучает. То же самое с бесконечной зубрёжкой стихотворений.

Лучше выберите формат игры. Учиться можно, сидя на полу, лёжа на диване или гуляя по улице. Ведь просмотр фильмов, чтение книг, разговоры со взрослыми и сверстниками — это всё познание мира и себя.

Во время подготовки ребёнка к школе уделите внимание мелкой моторике, то есть занятиям на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это поможет ребёнку, когда он будет учиться писать в школе, а ещё положительно влияет на постановку речи. Чтобы развивать моторику, нужно рисовать, лепить, работать с конструктором, выкладывать картины или аппликации из бусинок, зубочисток и прочих мелочей. Это и весело, и полезно для будущих первоклассников!

Совет 2. Не спешите с подготовкой

Не бегите впереди паровоза. Возможно, вы хотите облегчить ребёнку жизнь в школе и из лучших побуждений торопитесь сразу же научить таблице умножения или дробям. Но самый естественный и эффективный способ подготовки в первый класс — изучать то, что интересно малышу.

Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм. Важно всё делать в меру и не бояться, что вы теряете время — торопиться некуда. В конце концов, официальных требований к умениям будущего первоклассника нет.

Совет 3. Не критикуйте

Важно привить правильное и здоровое отношение к учёбе — это основа подготовки ребёнка к первому классу. Если мама быстро начинает сердиться и ругает за каждую ошибку, у малыша сформируется страх перед учебой. А ведь ошибки — важная часть познавательного процесса и развития новых навыков.

Чаще хвалите малыша и демонстрируйте, что в ошибках нет ничего плохого — всё можно исправить и не расстраиваться попусту. Родители, выросшие в советской культуре, привыкли к критике — мы можем не замечать, как говорим ребёнку что-то обидное, подрываем его уверенность в себе и зарождаем комплексы. А это, в свою очередь, плохо скажется на учёбе. Сделайте подготовку к школе приятной для всех её участников.

Совет 4. Подавайте пример

Личный пример отлично работает с чтением. Многие родители в процессе подготовки к первому классу дома беспокоятся, что малыш ещё не научился читать или читает плохо.

Как только малыш заметит, что родители в свободное время берутся за книжку, он невольно скопирует поведение. Поэтому важно показывать ребёнку, что учиться — это круто и интересно. Пусть он перенимает положительное отношение.

Совет 5. Проговаривайте чувства

Подготовка, первый класс, школа — всё это ново, непривычно и может пугать. Причём не только малыша, но и родителей. Вот почему важно много, честно и открыто разговаривать с сыном или дочерью. Учите их выражать эмоции и адаптироваться к переменам в жизни. Гораздо легче проживать необычный период, если можно выговориться маме с папой, а те не осудят.

Подготовка ребёнка в первый класс должна быть лёгкой, весёлой и ненавязчивой. Не нужно погружать ребёнка в усиленные занятия, когда школа ещё не началась. Познание окружающего мира происходит естественным путём — общение, фильмы и мультфильмы, книжки, поездки. Не ругайте ребёнка за ошибки, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить ребёнка к начальной школе не так и сложно.

Приложение 11

Памятка для родителей

Развивающие игры для подготовки к школе в домашних условиях

Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

Занятия для развития мелкой моторики: 

• Штриховка карандашом.

• Нанизывание бусин или макарон.

• Рисование красками.

• Завязывание шнурков.

• Вырезание из бумаги.

• Лепка из глины или пластилина.

• Создание аппликаций.

• Игры с мозаикой и конструктором.

• Вышивка и вязание.

• Завязывание узлов на веревке.

Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее.

Игры для развития памяти:

• Сравнение картинок.

• Запомнить действия мамы, например, во время приготовления теста.

• Пересказывание сказки.

• Обсуждение вечером, что произошло за день.

• Пересказывание мультфильма.

• Описание предмета, который убрали из поля зрения.

Игры для развития внимания:

• Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.

• Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.

• Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.

• Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.

• Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

Игры для развития речи:

• Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».

• Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.

• Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.

• Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.

• Читать с ребенком.

Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей.

Игры для развития мышления:

• Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).

• Найти предмет, который мама назвала, наоборот.

• Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.

• Разгадывание ребусов и загадок.

• Придумать историю по картинкам.

• Составить картинку из разных геометрических фигур.

• Составить из слов предложение.

• Составлять из картинок историю.

• Нарисовать продолжение комикса.

• Придумать продолжение сказки.

• Игры для пространственного представления:

• Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».

• Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.

• Срисовывание цифр, букв и картинок.

• Рассматривание карт и схем.

• Поиграть в морской бой.

Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении.

Игры для эмоционального развития:

• Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.

• Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.

• Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.

• Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.

• Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.

Игры для развития воображения:

• Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.

• Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.

• Соединение частей предметов на рисунке.

• Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.

• Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

Приложение 12

Памятка для родителей

Успешная адаптация к школе и ее признаки

Особенности адаптации первоклассников

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и ее успешность.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс. Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения. Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы. Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

3. Степень самостоятельности. Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками. Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Как научить ребенка читать.    Играя, учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят....

"За год до школы" Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Подборка  игр и упражнений. которые могут использовать родители и воспитатели для развития у детей произвольности, воображения,логического мышления, памяти....

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изме...

Методические рекомендации для родителей будущего первоклассника.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА. В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку оч...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

В данном разделе собраны игры для детей, которые научат ребенка сравнивать, классифицировать, обобщать....

Методическая разработка " Кафедра родителя будущего первоклассника"

Проблема взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей воспитанников всегда была и остается одной из самых актуальных проблем ДОУ. С одной стороны- согласованное взаимодействие педагогов с сем...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в ш...