Стратегии работы с агрессивными детьми
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рябова Владилена Николаевна

В материале приводятся основные стратегии работы писхолога с детьми, демонстрирующими агрессивное поведение, рекомендации родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_raboty_s_agressivnymi_detmi_i_rekomendatsii.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с агрессивными детьми. Руководство для родителей и воспитателей.

Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №52 «Аленький цветочек»

Рябова В.Н.

Актуальность коррекции агрессивного поведения в детском возрасте растет с каждым с каждым днем. Паттерны агрессивного поведения формируются в раннем детстве и могут сохраняться на протяжении всей жизни, создавая значительные неудобства не только для окружающих, но и для самого человека, склонного к агрессивным проявлениям.

Коррекция агрессивного поведения требует комплексного, системного подхода. В процесс должны быть вовлечены все заинтересованные лица: педагоги, родители, узкие специалисты, работающие с детьми. Бессистемная и эпизодическая работа не будет иметь эффекта.

Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:

Стратегия – это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.

Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
  3. Отработка навыков общения;
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).

С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.

Существует несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.

Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:

  • особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
  • внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).

Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.

Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)

Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.

Варианты стратегий.

Стратегия

Краткое описание

  1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии

  1. Стратегия на осознание

Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком

  1. Стратегия ориентации на состояние

Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта)

  1. Стратегия на отреагирование

Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас»

5. Стратегия на провокацию ситуационно-личностных состояний

Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка

6. Стратегия на переключение

Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение

7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию

8. Стратегия на игнорирование

Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком

9. Стратегия на отрицательное подкрепление

Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных.

10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления

Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций

11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием)

12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы»

13. Стратегия «стимуляция телесного контакта»

Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом)

14. Стимуляция соревнования, соперни-чества.

Создание игровых ситуаций соперничества.


Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  1. Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
  2. Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
  3. Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
  4. Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;
  5. Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
  6. Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
  7. Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
  8. Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
  9. Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
  10. Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
  11. Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.

Рекомендации воспитателям:

  1. Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
  2. Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
  3. Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
  4. Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный», «злой» и т.п.);
  5. Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
  6. После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
  7. Не жалуйтесь на ребенка родителям;
  8. Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
  9. Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
  10. В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
  11. Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Стратегия работы с агрессивными детьми

Стратегия - это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний....

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...

Консультация: «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...